Другие материалы рубрики «Политика»

  1. «Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
    Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…
  2. Незаметный праздник. Конституции Беларуси исполнился 21 год
    Можно ли было избежать референдума в 1996 году и почему сегодня КС не перечит ни парламенту, ни президенту, ни правительству...


Политика

Беларусь и Литва: в поисках упущенной выгоды

 

На протяжении ряда столетий историческая судьба нынешних Беларуси и Литвы была неразделимой. По сути, «разошлись» два народа только в ХХ веке в условиях формирования национальной государственности. В 1991 же году, получив независимость, они приступили к поиску новой формулы сосуществования.

Поначалу не обошлось без споров о границах. Как в Беларуси, так и в Литве действовали общественные движения, сторонники которых добивались пересмотра решений по границам, принятым в 30-40-х годах прошлого века. Только в 1995 году спорные вопросы были урегулированы и взаимодействие между двумя государствами активизировалось.

В феврале 1995 года во время официального визита в Литву президента Беларуси Александра Лукашенко были подписаны два важных документа — договоры о добрососедстве и сотрудничестве и о государственной границе. Оживился и диалог на уровне правительств и парламентов.

Однако идиллия была недолгой. Правда, проблемы в отношениях были вызваны не какими-либо двусторонними спорами, а общим ухудшением отношений Беларуси с Европейским союзом и США. Поскольку в Вильнюсе взаимодействие с этими глобальными игроками рассматривали в качестве важнейшего внешнеполитического приоритета, диалог между официальными структурами в Беларуси и Литве утратил динамику, а в 1999 году вообще был свернут по инициативе литовской стороны. В 2000 году литовцы отказалась от контактов с Беларусью даже на уровне руководителей внешнеполитических ведомств.

Существенных изменений в двусторонних отношениях на политическом уровне не произошло и после того, как Литва в 2004 году стала членом Европейского союза и НАТО. Вплоть до начала 2007 года литовские политики увязывали возобновление политического диалога с демократизацией Беларуси и нормализацией ее отношений с ЕС.

В 2007 же году в белорусско-литовских отношениях возникло состояние "оттепели". Зримыми проявлениями нового подхода стали встреча министров иностранных дел двух стран на приграничном КПП «Каменный Лог — Мядининкай» в мае 2007-го и рабочий визит в Литву главы белорусского правительства Сергея Сидорского в октябре.

В 2008 году официальный Вильнюс открыто высказался в поддержку возобновления диалога с Минском и поддержал предложение о подключении Республики Беларусь к инициативе «Восточное партнерство». В контексте этой инициативы в 2009-2010 годах проводились встречи с участием министров иностранных дел Беларуси, Литвы и Украины, на которых обсуждались конкретные вопросы расширения сотрудничества.

В 2009 году в Литве с визитом побывал Александр Лукашенко, в прошлом году состоялся ответный визит президента Литвы Дали Грибаускайте. Глава литовского государства заявила о необходимости диалога с Лукашенко, — мол, только таким образом можно будет вывести Беларусь из сферы влияния России и приблизить ее к Европе. В свою очередь, белорусский официальный лидер в октябре прошлого года утверждал, что его страна желает иметь с Литвой связи не менее тесные, чем с Россией.

Немаловажным было и то, что в 2008 году Беларусь и Литва завершили процесс демаркации государственной границы. В ноябре того же года литовская сторона предложила облегчить режим ее пересечения для граждан, проживающих на приграничных территориях. Белорусская сторона согласилась начать переговоры по этому вопросу. В октябре 2010 года переговорный процесс завершился подписанием договора о малом приграничном движении.

В этой связи нужно отметить, что еще в 1990-х годах Литва ввела визовый режим в отношении Беларуси, но до ноября 2007 года он был не слишком жестким. Но затем Литва вошла в шенгенское пространство и по требованию европейских структур повысила стоимость въездной визы для белорусских граждан с 5 до 60 евро.

В последующие годы литовские политики неоднократно выражали желание добиться снижения стоимости виз для белорусов, но их попытки смягчить визовый режим не увенчались успехом. Стоимость однократной шенгенской визы, выдаваемой литовскими консульскими учреждениями белорусским гражданам, остается неизменной с 2007 года.

Своеобразным паллиативом стало расширение литовской стороной практики выдачи белорусам бесплатных виз и совершенствование процедуры выдачи стандартных виз. По сведениям консульского департамента МИД Литвы, в первой половине 2011 года количество литовских виз, выданных гражданам Беларуси, выросло на 59% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года.

Белорусско-литовское сотрудничество в экономике из года в год расширяется. В 2010 году на Литву приходилось 1,3% совокупного объема внешней торговли Беларуси. Объем двустороннего товарооборота составил 796,7 млн. долларов (белорусский экспорт в Литву — 451,1 млн. долларов, импорт оттуда в Беларусь — 346,5 млн. долларов). В первой половине нынешнего года товарооборот достиг 569 млн. долларов (экспорт в Литву — 377,8 млн. долларов, импорт в Беларусь — 191,2 млн. долларов).

Таким образом, можно отметить явное расширение объема двусторонней торговли. Через литовские порты идет основная часть экспорта белорусских калийных удобрений. Литовцы охотно закупают у белорусов продукцию машиностроения (по данным белорусского посольства, две трети тракторов, работающих на полях Литвы, произведены в Беларуси), нефтепродукты, древесину, калийные удобрения, товары легкой и пищевой промышленности.

Литовские инвестиции в белорусскую экономику в прошлом году составили 50 млн. долларов (за предшествующие 12 лет — 150 млн. долларов), а в первом квартале текущего года — уже 30 млн.

Отношения между Минском и Вильнюсом несколько осложнило намерение Беларуси построить АЭС в непосредственной близости от литовской границы. Политики и общественные деятели этой страны активно протестуют против планов строительства АЭС, но Минск остается непреклонным. Эта проблема не добавила теплоты отношениям сторон, но полемика до сих пор велась корректно и существенного ухудшения отношений не влекла.

Серьезный отпечаток на состояние белорусско-литовских отношений наложили события, произошедшие в Беларуси в конце 2010 — первой половине 2011 годов. Явное нежелание белорусских властей внедрять не только демократические стандарты ЕС, но даже схемы «управляемой демократии» было воспринято в Вильнюсе с большим разочарованием.

Литовские политики и бизнесмены не хотят полного разрыва отношений с официальным Минском, осознавая, что это затруднит сотрудничество в торговой и инвестиционной сферах. В то же время Вильнюс не может полностью согласиться с белорусскими внутриполитическими реалиями. Из-за этого заявления и действия представителей Литвы стали приобретать двойственность и непоследовательность.

В начале нынешнего года Вильнюс присоединился к визовым санкциям ЕС против белорусских чиновников, но при этом литовское руководство и бизнес-сообщество неоднократно высказывались против возможного введения экономических санкций в отношении Беларуси. Вместе с тем литовские государственные и общественные структуры продолжали оказывать поддержку белорусской оппозиции, хотя и не столь решительно, как это было в 2006 году, на предыдущих президентских выборах.

Проявлением такой двойственности подходов к «белорусскому вопросу» стала передача литовским Министерством юстиции Минску информации о денежных счетах руководителя незарегистрированного правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого .

Впрочем, задержание Беляцкого и предъявление ему обвинения в «сокрытии доходов в особо крупном размере» вызвало в Вильнюсе негативную реакцию. В литовском парламенте прошли слушания по «делу Беляцкого». Неодобрение в адрес чиновников, передавших Минску компромат на правозащитников, высказала Даля Грибаускайте. Она назвала случившееся «прискорбным единичным инцидентом» и заявила, что «ответственные за предоставление Беларуси информации должностные лица Министерства юстиции не могут остаться безнаказанными». МИД Литвы выразил протест против задержания белорусского правозащитника и предупредил, что «Литва вместе с партнерами по ЕС будет предпринимать дальнейшие действия относительно освобождения политзаключенных в Беларуси». Министерство юстиции Литвы заявило о приостановке правовой помощи Беларуси.

Впрочем, очередное похолодание вряд ли станет непреодолимым препятствием в развитии белорусско-литовских отношений. К полному их разрыву не стремится ни одна из сторон. Трудно представить, что скандал с «делом Беляцкого» заставит Вильнюс отказаться от стремления к конструктивному диалогу с официальным Минском, прежде всего из экономических соображений. В свою очередь, белорусские власти тоже попытаются сохранить особые отношения с Литвой, одной из самых последовательных сторонниц диалога Евросоюза с белорусским режимом. Так что скоро мы станем свидетелями, как власти обеих стран снова бросятся наверстывать упущенное.

Оценить материал:
Средний балл - 4.08 (всего оценок: 13)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Возникает вопрос:"кто более независим Литва или Беларусь"?Несмотря на давление России Лукашеннко сам решает сориться с Грузией(в которой живут джорджики) или нет,признавать ли Абхазию...