Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Пять дней Макея в Украине. Много шума, и ничего?
    Прорыва в двусторонних отношениях, судя по всему, не намечается.
  2. На саммит ООН в Нью-Йорк Лукашенко поедет в рамках избирательной кампании
    Эта поездка вряд ли станет прорывом в отношениях Минска с крупнейшей организацией мира, а вот в качестве пиар-акции придется весьма кстати.


Политика

Будет ли Москва использовать выборы, чтобы додавить Минск по вопросу авиабазы?


Обострение ситуации в Восточной Европе, спровоцированное событиями в Украине, повысило для России ценность союзнических отношений с Беларусью. И заставляет Кремль достаточно лояльно относиться к проявлениям самостоятельности в политике Минска, в том числе в вопросах военного сотрудничества.



Стоило Александру Лукашенко 4 августа в интервью негосударственным СМИ заявить, что «российских самолетов в нашей стране нет» (дежурные — улетели, а среди имеющихся в Беларуси баз авиационных нет), как на малоизвестном ресурсе flanker.su появилась публикация, которая быстро разошлась по ряду белорусских и зарубежных СМИ.


Будет авиабаза — будет и признание Лукашенко?

Со ссылкой на источник в Генштабе России автор статьи утверждает: одним из условий лояльного отношения Москвы к результатам предстоящих президентских выборов в Беларуси (а в победе Лукашенко никто не сомневается) станет размещение в Бобруйске (Могилевская область) российской авиационной базы.

Сегодня решение данного вопроса затягивается белорусской стороной. Возможная причина в том, что Минск, давая «добро» на размещение, рискует осложнить и без того непростые отношения с Западом. А бессменному белорусскому лидеру перед грядущими выборами это совсем не нужно, отмечает автор. Поэтому процесс создания авиабазы в Бобруйске постоянно тормозится белорусскими политиками, которые затягивают принятие решения, периодически требуя каких-либо уступок или льгот в сфере военно-технического сотрудничества.

Такое поведение Минска не может устраивать Кремль, особенно на фоне повышения активности НАТО: за последний год число военных учений, проводимых альянсом у границ с Россией, увеличилось с 90-95 до 150 в год, а полеты разведывательной авиации производятся чаще в девять раз.

Не удивительно, что в России вынашивают планы по форсированию создания авиабазы в Бобруйске. «Болевой» точкой, на которую предполагает надавить Москва, выбрана белорусская президентская кампания.

Кроме того, по некоторым сведениям, помимо авиационной группировки Москва не прочь разместить на территории Беларуси и свой сухопутный контингент на ротационной основе — как это сделало НАТО в Польше и странах Балтии.

Одним словом, намекают в российском Генштабе, будет авиабаза — будет и признание Лукашенко, будет сухопутный контингент — Россия сохранит для Беларуси льготы на энергоносители и открытый рынок для белорусских товаров.


Минск тянет резину, а Москва меняет планы

Основания обвинять Минск в затягивании вопроса о размещении в Беларуси российской авиабазы, безусловно, есть. Так, посол Беларуси в РФ Игорь Петришенко прямо заявил «Российской газете», что вопрос о составе и величине группировки российской боевой авиации, которую предполагается разместить на белорусской территории, до сих пор окончательно не решен.

В последний раз тема российской авиабазы на территории Беларуси на официальном уровне затрагивалась в середине октября 2014 года. Тогда главнокомандующий ВВС России (ныне — главком Воздушно-космических сил) Виктор Бондарев сообщил, что полк российских истребителей-бомбардировщиков будет базироваться не в Барановичах, как предполагалось ранее, а в Бобруйске, а все двадцать четыре Су-27СМ3 из его состава прибудут в Беларусь не в 2015-м, а в 2016 году.

Впервые план создания в Беларуси российской авиабазы озвучил в апреле 2013 году в Минске министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с Александром Лукашенко. Два месяца спустя уже главкомом ВВС России Бондарев заявил, что больше всего для размещения авиабазы подходит аэродром в Лиде (Гродненская область).

Однако в марте 2014-го тот же Бондарев заявил, что еще до наступления 2015 года полк российских Су-27СМ3 будет развернут не в Лиде, а в Барановичах, где в декабре 2013 года уже начало нести на ротационной основе боевое дежурство звено истребителей из состава ВВС России. Еще спустя семь месяцев место базирования будущего авиаполка без объяснения причин новь было изменено — на Бобруйск.

Все это породило массу предположений. Так, например, аналитики вспомнили о принятом в октябре 2014 года решении правительства США продать Польше 40 высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM с дальностью действия до 370 километров. Это решение создало бы потенциальную угрозу поражения российского авиаполка на аэродроме в Барановичах (в случае его размещения там) и заставило Минобороны РФ перенести место базирования своих Су-27СМ3 дальше вглубь территории Беларуси.

Аналитики также отмечали, что аэродром в Бобруйске больше по размеру и лучше оснащен. Последнее обстоятельство особенно важно в свете заявлений ряда независимых российских экспертов о том, что в Бобруйске, учитывая развитие событий в Украине, могут быть размещены не только Су-27СМ3, но и другие типы боевых самолетов — в частности, бомбарлировщики.

Некоторые комментаторы пошли дальше — прогнозировали, что вскоре Россия для устрашения потенциального неприятеля захочет усилить развертываемую в Беларуси ударную авиационную группировку новейшими фронтовыми бомбардировщиками Су-34. В подтверждение они ссылались на то, что Су-34 уже дважды (впервые — 3 июля 2014 года) участвовали в воздушном параде над Минском.

А кое-кто даже не исключал появления в Беларуси дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3, специально предназначенных для операций на европейском театре военных действий. Боевой радиус этих самолетов (порядка 2 тысяч километров) позволяет использовать их для нанесения ударов по объектам не только в соседних с Беларусью странах (Польше и государствах Балтии), но и в Центральной Европе. Набор вооружения Ту-22М3 включает оперативно-тактические ракеты, в том числе — с ядерными боеголовками.

Тем более что до распада СССР на территории БССР базировались два полка вооруженных Ту-22М3. Один из них, 200-й гвардейский Брестский краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк 46-й воздушной армии Дальней авиации СССР, располагался в Бобруйске.

Как бы то ни было, одно пока известно достоверно: на Бобруйском аэродроме ведутся работы по модернизации взлетной полосы и наземной инфраструктуры.

Правда и то, что 2015 год давно перевалил за половину, а ни одного российского самолета или вертолета на постоянной основе там не размещено. Так что, у российской стороны достаточно оснований для выставления жестких условий Минску.


Кому мог понадобиться информационный вброс

Впрочем, большинство экспертов все же не склонны всерьез воспринимать доводы автора упомянутой публикации.

Во-первых, отмечают они, вопросы политики, даже если касаются военных аспектов — не дело Министерства обороны и, тем более, Генштаба. Поэтому утверждение о том, что Москва давит на Минск в связи с размещением авиабазы, по мнению аналитиков, неубедительно. В нынешней военно-стратегической ситуации в Восточной Европе это не тот предмет торга, считают они.

Кроме того, отмечают эксперты, восприятие Беларуси как военного союзника России сегодня гораздо важнее некой гипотетической авиабазы в Бобруйске. Лишний полк рядом с Польшей Москве, конечно, не помешает, но если его не будет, ничего страшного. К тому же на территории самой России достаточно новых средств, которые добивают до Польши.

В свете этих доводов возникает вопрос о причинах появления такого информационного вброса, причем сразу после заявления Александра Лукашенко об отсутствии российских самолетов в Беларуси.

Можно предположить, что это — одно из проявлений информационной войны которую Москва периодически возобновляет в отношении Минска, понукая его или одергивая его, в зависимости от происходящих событий.

Очевидно, что Кремль не будет медлить с признанием очередной «изящной» победы Александра Лукашенко на президентских выборах — России не нужен еще один «пожар» на западных границах. Но и напомнить белорусскому руководителю о взятых на себя обязательствах в Москве считают не лишним.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 2)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • о нет... о таких кочевых, как ты, ходют свои анекдоты... Еврей и русский слушают радио, объявляют, что война началась. Еврей хватается за голову: — Это ж такие проблемы, такие проблемы. Надо семью вывезти куда-то, упаковать вещи, потом самому туда ехать, как-то устраиваться. Такие проблемы на мою голову. Русский отвечает: — Да, и не говори, война — это большие проблемы. — Ой, не смеши меня, какие у тебя проблемы — винтовку в руки и на фронт. anekdotov.net
  • но придётся... именно европа прогнулась под сша, побомбив ирак и ливию на свою дурную голову, вызвав наплыв сотен тысяч беженцев из ближнего востока и африки... а теперь их погонят на вас :-(
  • Чтобы создавали комиссии по обвинению во взятках, как это было во времена Лигачева? http://soveticus5.narod.ru/85/pl890919.htm : Политика, говоря словами Владимира Ильича Ленина, есть концентрированное выражение экономики и воровства в системе. Так начиналось дело, затронувшее Е. К. Лигачева обвиненного им руководимой комиссией во взяточничестве: Е. К. Лигачев 19 сентября 1989 года на очередном Пленуме Центрального Комитета КПСС сказал: У политических карьеристов, как отмечал В. И. Ленин, нет твердых идей. Это нечестные люди. Возьмем, к примеру, дело о коррупции в Узбекистане. Разоблачение этих фактов началось по инициативе ЦК КПСС в конце 1983 года и в полную силу развернулось после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК. Политбюро поручило вплотную заняться этим вопросом группе работников ЦК и в том числе мне как секретарю ЦК. И конечно, за всеми проблемами мы постоянно должны видеть человека, его повседневные заботы, видеть главное: больше жилья, больше товаров, больше возможностей лучше жить и в материальном, и в духовном плане. Нам очень важно понять, почему часть людей поверила в огульные обвинения руководителей. А это факт, горький, но факт. Да потому, что в реальной жизни были рашидовы, чурбановы и другие, а люди по-прежнему сталкиваются с фактами поборов и вымогательств. Поэтому наша задача — усиливать борьбу с этим злом, с этим отвратительным явлением и быть здесь всегда беспощадными. О РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ЧЛЕНА ПОЛИТБЮРО, СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Е. К. ЛИГАЧЕВА В ЦК КПСС И ПРОКУРАТУРУ СССР Пленум заслушал сообщение Генерального прокурора СССР А. Я. Сухарева о результатах рассмотрении заявления члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева, с которым он обратился в ЦК КПСС и Прокуратуру СССР по поводу обвинений его следователями Т. X . Гдляном и Н. В. Ивановым во взяточничестве. Информируя Пленум Центрального Комитета КПСС по результатам проверки заявления т. Лигачева Е. К., сказал он, подчеркну сразу два существенных обстоятельства. Во-первых, многочисленные выступления следователей Гдляна и Иванова, в которых содержались намеки и утверждения о якобы причастности т. Лигачева ко взяточничеству, являются абсолютно необоснованными. Во-вторых, тт. Гдлян и Иванов хорошо знали, что они не только грубо нарушают элементарные нормы следственной этики и презумпции невиновности, но и распространяют ими же сфабрикованную опасную ложь. Эти выводы содержатся в официальном документе следствия — постановлении от 4 сентября 1989 года о прекращении дела за отсутствием самого события преступления. На чем основаны эти выводы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо задать другой: откуда и почему появилась фамилия Лигачева? На основе неопровержимых данных следствия установлено следующее. Фамилия Лигачева была названа лишь одним содержащимся под стражей обвиняемым, бывшим первым секретарем ЦК Компартии Узбекистана Усманходжаевым И. Б., при весьма загадочных, а, впрочем, теперь уже ясных обстоятельствах. Усманходжаев был арестован 19 октября прошлого года. Поскольку расследование дела о взяточничестве в Узбекистане группой Гдляна затягивалось, десятки обвиняемых годами содержались под стражей до суда, руководством прокуратуры было принято решение ускорить следствие, тем более что предстояло работать сразу с четырьмя новыми обвиняемыми. При этом принималось во внимание низкое профессиональное качество следствия в группе Гдляна. Оно особенно выявилось при подготовке обвинения по делу Чурбанова и других работников органов Министерства внутренних дел. Поэтому, кроме сотрудников следственной части и уже работавших 200 следователей с периферии, привлекли, как это нередко практикуется, наиболее опытных прокурорских работников Главного следственного управления Прокуратуры СССР, Главной военной прокуратуры и следователей Комитета госбезопасности, по инициативе которого и началось в 1983 году расследование взяточничества в Узбекистане. Дело Усманходжаева было поручено вести заместителю начальника Главного следственного управления Прокуратуры Союза ССР т. Титову В. А. и следователю следственного отдела КГБ СССР т. Рацу В. А. На первом допросе Усманходжаев вообще отрицал получение и дачу взяток. Затем этим двум следователям, а также непосредственному начальнику т. Гдляна, бывшему руководителю следственной части Каракозову Г. П., и следователю из группы Гдляна Московцевой С. В. показал, от кого он получал взятки. Это было через два дня после ареста. 23 октября в воскресный день, когда по общему правилу следственные действия не проводятся без крайней необходимости, тт. Гдлян и Московцева посещают Усманходжаева, допрашивают его и в протоколе допроса, а затем и в заявлении на имя Генерального прокурора появляются фамилии отдельных руководящих работников партии и аппарата ЦК КПСС, некоторых руководителей прокуратуры — всего 11 человек. А вслед за этим — в заявлении от 25 октября — впервые появляется и фамилия т. Лигачева. Не зарегистрировав в установленном порядке и не доложив Генеральному прокурору адресованных ему заявлений, тт. Гдлян и Московцева вновь провели допрос Усманходжаева и получили показания о якобы даче им двух взяток т. Лигачеву по 30 тысяч рублей каждая, без указания места, времени, конкретных обстоятельств. Такие же показания он дал 26 октября этим следователям и участвовавшему в допросе заместителю Генерального прокурора т. Васильеву А. Д., добавив, что первую взятку он якобы вручил в Ташкенте в июне 1984 года, когда т. Лигачев участвовал в работе XVI пленума ЦК КП Узбекистана, а вторую — в ноябре того же года в рабочем кабинете, в здании ЦК КПСС, во время его поездки в Москву в связи с шестидесятилетием образования республики и деньги будто бы передавались в «дипломатах»-портфелях. В целях проверки достоверности показаний Усманходжаева и объективной их оценки в Прокуратуре СССР был допрошен т. Лигачев Е. К., который показал, что действительно принимал участие в июне 1984 года в работе XVI пленума ЦК КП Узбекистана, где выступал с речью об искоренении грубых нарушений норм партийной жизни, социалистической законности, распространенности в республике взяточничества и злоупотреблений. Действительно, позднее Усманходжаев приезжал в Москву и был в ЦК КПСС. Заявление Усманходжаева о передаче ему денег Лигачев расценил как явную клевету и оговор, так как ничего этого в действительности не было, что он всегда был противником каких-либо подарков и подношений, даже сувениров, никогда и никому не давал даже малейшего повода сомневаться в своей порядочности и честности. Допрошенный по делу свидетель Малышев, бывший сотрудник охраны, отвечавший за безопасность и находившийся в командировке вместе с т. Лигачевым в Узбекистане в июне 1984 года, пояснил, что вообще никакого «дипломата» у Лигачева в период командировки не было. И в категорической форме отверг всякую возможность его передачи т. Лигачеву. Свидетели Легостаев, Таранов, сопровождавшие т. Лигачева в этой командировке, показали, что тот каких-либо неофициальных контактов, встреч и бесед с руководством республики в отсутствие других лиц не имел. Сувениров и подарков не получал. Они же, а также свидетель Михайлов заявили, что никаких подношений т. Лигачеву со стороны Усманходжаева и других лиц не было и в Москве. Так прекратилось дело о взяточничестве и началось дело против Гдляна и Иванова.
  • Только можно "казаць" пра тое, что российские авиабазы в Беларуси БУДУТ!
  • Впервые план создания в Беларуси российской авиабазы озвучил в апреле 2013 году в Минске министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с Александром Лукашенко. Два месяца спустя уже главкомом ВВС России Бондарев заявил, что больше всего для размещения авиабазы подходит аэродром в Лиде (Гродненская область). ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Э! Пасля гэтай цытаты знікае пытанне і абмеркаванне артыкула Калі Рамдракавіч.... Ой, пардон, Кужугетович , першым расказвае беларусам пра авіябазы у Беларусі, то пра што можна казаць? (
  • Поэтому утверждение о том, что Москва давит на Минск в связи с размещением авиабазы, по мнению аналитиков, неубедительно. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/politic/2015/08/16/ic_articles_112_189526/ Авиабазы будут размещены в Беларуси без всякого давления. И вот почему: По поводу российских авиабаз, то они в Беларуси будут размещены и не одна, и не только авиабазы. И вот почему: По мнению президента Польши Анджея Дуды, НАТО должно усилить свое присутствие в его стране, а также в странах Центральной Европы. Об этом он заявил 13 августа в интервью The Financial Times, сообщает radiopolsha.pl. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/abroad/2015/08/14/ic_news_118_461719/ ================================ Еще один повод и аргумент в пользу размещения российских баз в Беларуси.