Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Двойные счета за домофоны. Передел рынка по-государственному
    Жители Заводского и Октябрьского районов Минска в недоумении и возмущении: им приходят две квитанции за оплату одной услуги…
  2. ‏Байнет шутит: у весны не женское лицо
    Погода в Беларуси располагает не только к проведению шествий и митингов, но и создает на улицах крайнее разнообразие в одежде прохожих...


Общество

Могилевские милиционеры стали цензорами?


Как известно, белорусские власти приняли окончательное решение о строительстве АЭС и еще в ноябре 2007 года журналистам были продемонстрированы местоположения перспективных площадок под станцию, из которых предстоит выбрать наилучшую.

Для этого на выбранных площадках проводятся различные исследования, в первую очередь, геологические и геофизические. К настоящему времени практически исследованы три площадки, о которых «Белорусские новости» уже писали (Краснополянская, Чаусский район; Кукшиновская, Шкловский район; Островецкая, Островецкий район).

Как и в любом обществе, в Беларуси появились как сторонники строительства АЭС, так и противники ее возведения.

фото Naviny.By

Чтобы встретиться с некоторыми из них, а заодно снять видеоматериал о том, что происходит в настоящее время на двух перспективных площадках, корреспондент и оператор компании БелаПАН выехали в Могилевскую область.

Обычно такие визиты готовлю заранее, то есть стараюсь позвонить людям, с которыми намерен встретиться, рассказываю о цели поездки, договориваюсь о встрече — нет смысла делать из поездки тайну. Так было и в этот раз.

Без проблем посетили площадки под АЭС, встретились с уже ставшими знакомыми местными жителями ближайших к площадкам деревень. В Горках встретились с активистами компании против строительства АЭС, а также с их оппонентами из органов власти.

Поскольку в Горках глава движения против строительства АЭС является еще по совместительству и активистом оппозиции, то наш визит, наверняка, должен был привлечь внимание тех, кому по долгу службы положено контролировать деятельность оппозиции.

В небольшом райцентре все знают друг друга — рядом живут, рядом работают. От этого здесь, в отличие от Минска и других крупных городов, сложились интересные отношения между властью и оппозицией. То есть, у оппозиционеров можно узнать, с кем из служащих властных структур лучше всего встретиться для интервью — «среди врагов тоже есть хорошие люди». А во властных структурах могут интересно рассказать о деятельности местной оппозиции.

К слову, в Горках, как власть, так и оппозиция, очень корректно отзывались друг о друге, и работать с такими людьми было приятно.

Корреспонденты из Минска с местной оппозицией встречаются не каждый день, поэтому местные «бойцы невидимого фронта» просто обязаны были доложить об этом событии в Могилев. А там, судя по всему, было принято удивительное по своей глупости и беззаконию решение — отобрать у нас все отснятые материалы.

Как отобрать? Да просто взять и отобрать, используя свою власть и силу. А о законности своих действий могилевская милиция, как оказалось, даже не задумывалась.

съемочная группа БелаПАН в Могилеве

На обратном пути, когда мы приехали в Могилев и решили снять на видео виды города, перед зданием местной администрации, едва мы вышли из машины, к нам подошла группа милиционеров. Впереди — в звании подполковника и майора, а следом — младшие офицеры. В привычных для милиции пропорциях — 6 человек на парня и девушку.

Естественно, для начала подполковник попросил документы. И естественно, у милиции появились «смутные сомнения» при виде удостоверения журналиста информационной компании БелаПАН. Также появились сомнения в подлинности паспорта и водительского удостоверения. То же самое произошло при ознакомлении с водительским удостоверением и паспортом девушки-оператора.

В общем, поступило предложение проехать в Ленинский РОВД г. Могилева для дальнейшего разбирательства.

Везли нас в разных автомобилях, но мы имели возможность общаться по мобильному телефону.

В РОВД оказалось, что «поступила информация, что водитель этой машины ехал в нетрезвом состоянии». Согласно этой легенде, некий бдительный человек, которому показалось, что машину ведут в нетрезвом состоянии, сообщил об этом могилевской милиции. Милиция отреагировала оперативно и подошла к делу ответственно — на задержание подозрительного водителя выдвинулось несколько человек во главе с подполковником.

Ленинский РОВД г. Могилева
Ленинский РОВД г. Могилева

Водителем был я, а для скорейшего разрешения этой проблемы необходимо было пройти соответствующую экспертизу. Причем, чтобы были более точные результаты, я предложил дополнительно сдать кровь.

Как и ожидалось, прибор показал абсолютное отсутствие паров алкоголя в дыхании, а заключение по анализу крови будет готово через несколько дней.

К своей чести, работники ДПС, возившие меня на экспертизу, прекрасно понимали, в какое дурно пахнущее дело их втянуло вышестоящее начальство, и стыдились этого. Закончив с экспертизой на алкоголь, сотрудники ДПС доставили меня назад в РОВД и, извинившись, сказали, что претензий ко мне не имеют.

Зато их имели сомневавшиеся в подлинности документов майор и подполковник. Этим милиционерам почему-то хотелось, чтобы я отчитался перед ними о своей поездке: с кем встречался, о чем общался.

Тем временем оператор Лариса Каберник по телефону сообщает, что, согласно полученной милицией информации, «мы перевозим в машине большое количество спиртосодержащей жидкости», и поэтому милиция настаивает на осмотре машины. Забавно, но даже жидкость в бачке стеклоомывателя у нас содержала так мало спирта, что утром содержимое бачка оказалось замерзшим.

Вначале — поиск алкоголя в организме водителя, потом — поиск алкоголя в машине... При желании подобных причин для задержания можно придумывать очень много. К примеру, проверить срок годности лекарств в аптечке.

Дальше начинается самое занятное. Милиция забирает из видеокамеры кассету с отснятым материалом. Как пояснили, для «правовой» экспертизы. Основания? Без всяких оснований. Просто захотелось кому-то из могилевских милиционеров отобрать у журналистов рабочий материал, который журналисты сделали в полном соответствии с законом.

То есть, получается, что Ленинский РОВД взял на себя функции цензуры.

Согласно существующим законам, любая экспертиза проводится в рамках какого либо дела — уголовного или административного. То есть, должно было быть совершено уголовное или административное правонарушение и в ходе его расследования назначаются соответствующие экспертизы. Составляется необходимое постановление о назначении экспертизы, нас должны были с ним ознакомить, дать возможность поставить перед экспертом дополнительные вопросы. Милиция ничего этого не сделала.

Когда Лариса отказалась расписываться в протоколе изъятия видеокассеты, то, в нарушение закона, пригласили только одного понятого.

Поняв, что мы не собираемся отчитываться перед милиционерами, они нас просто выставили за пределы РОВД, даже не дав копию протокола об изъятии видеокассеты.

Естественно, такое прощать милиции мы не стали, поэтому, едва оказались на свободе, тут же поехали в прокуратуру писать заявление о привлечении милиционеров к уголовной ответственности, благо уголовная ответственность за «Воспрепятствование законной деятельности журналиста» (ст. 198 УК РБ), «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» (ст. 424 УК РБ) и «Превышение власти или служебных полномочий» (ст. 426 УК РБ) пока что существует.

Следователь прокуратуры вначале не поверил, что милиция может так работать, и тут же пригласил одного из участвовавших в нашем задержании с собранными в отношении нас материалами в прокуратуру. Пришел майор, пытавшийся допрашивать меня, и принес несколько десятков исписанных листов. И было это вечером 4 марта, как раз в День белорусской милиции. На вопрос прокурора, зачем понадобилось отбирать видеокассету, майор ничего внятного выдавить из себя так и не смог. В итоге прокурор потребовал майора вечером в свой профессиональный праздник писать объяснительную. Причем, за дверью кабинета.

А когда майор вышел, прокурор поинтересовался: «А в Минске тоже такие типы работают в милиции?»

Следующим утром мы вернулись в Могилев и все-таки отсняли необходимые нам виды города.

Странно, что законопослушным журналистам так приходится работать в своей стране, опасаясь, в первую очередь тех, кто должен обеспечивать здесь соблюдение законов и обеспечивать безопасность граждан.

К сожалению, согласно действующему законодательству, проверка заявления может длиться до месяца. Отснятый материал за это время устареет. Но милиции удалось отобрать только часть отснятого материала, на котором было интервью с председателем сельсовета, рассказывающего о своем хозяйстве в стиле репортажей государственного телевидения, а также виды города Горки. Теперь «экспертам» предстоит трудная работа по поиску «происков врагов» в отснятом материале.

Пока что из прокуратуры Ленинского района г. Могилева пришло уведомление, что материалы этого дела переданы для проверки в УВД Могилевской области.

Помимо прокуратуры, заявления о привлечении к ответственности ретивых могилевских милиционеров направлены в Управление собственной безопасности МВД.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева