Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Эхо недели. Жизнь белорусов — технический казус
    Не повезло нашей власти с народом — живет он не по средствам и уже тошнит от БТ…
  2. Вирус политизации может расколоть третий сектор
    Некоторые субъекты Национальной платформы Форума гражданского общества «Восточного партнерства» опасаются, что излишняя политическая активность…

Общество

Автуховича — под амнистию! Следователей — под суд?


Белорусские правозащитники считают вердикт Верховного суда в отношении волковысских предпринимателей политически мотивированным. Об этом правозащитники заявили на пресс-конференции 7 мая в Минске.

После принятия закона об амнистии все фигуранты дела волковысских предпринимателей выйдут на свободу, считает правозащитник Вячеслав Сивчик.

Он сослался на законопроект об амнистии, который 6 мая был единогласно принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания. «В нем говорится, что от наказания в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы могут быть освобождены лица, осужденные за менее тяжкие преступления (до шести лет лишения свободы) при отбытии не менее одной четверти срока наказания. Это полностью применимо ко всем фигурантам дела», — считает Сивчик.

Фото photo.bymedia.net
Николай Автухович, Владимир Осипенко и закрывающий лицо от фотокамер Александр Ларин

По его мнению, несмотря на то, что Николай Автухович осужден во второй раз, амнистия будет применена и к нему. «Завтра, 8 мая, будет год и три месяца с тех пор, как Автухович находится под стражей. Это ровно четверть срока из пяти лет и двух месяцев заключения, которые определил ему суд», — отметил Сивчик.

Лидер общественного объединения «Правовая помощь населению» (Украина) Олег Волчек считает, что всю следственную группу, которая вела дело Волковысских предпринимателей, нужно привлечь к уголовной ответственности.

Как отметил Волчек, основным обвинением, по которому осудили волковысских предпринимателей, стало незаконное хранение и перемещение боеприпасов. Все обвинения в подготовке теракта, а также в организации поджога дома экс-начальника Волковысского РОВД Сергея Коцубы в 2004 году судом были сняты.

«Я ожидал, что судья вынесет частное определение в отношении следственной группы и прокурора, которые вели это дело, о привлечении их к ответственности за противозаконные действия, однако этого не произошло», — отметил Волчек.

По его словам, одним из главных обвинителей в этом деле должен стать Юрий Леонов. «Он полгода провел в СИЗО, в результате чего все обвинения в отношении него были сняты. Эпизод, по которому задерживался Леонов, был исключен из материалов уголовного дела. На суде он подтвердил, что у него требовали дать показания, порочащие Автуховича. В итоге следователи должны отвечать по статье 393 УК (привлечение в качестве обвиняемого заведомо невиновного), статье 394 УК (принуждение к даче показаний) и статье 397 (заведомо незаконные задержание или заключение под стражу)», — отметил Волчек.

«Свидетели, которые также задерживались на 10 суток, эти 10 дней отбыли в следственных изоляторах по обвинению в организации теракта, что было полностью опровергнуто судом», — заявил Волчек. Так, по его словам, один из свидетелей, Уланов, во время ареста перенес инфаркт. Еще одна свидетельница, Паремская, в суде призналась, что ей создали такие условия, что она готова была подписать все, что угодно. Все эти 10 свидетелей тоже имеют право привлекать тех, кто их задерживал, к ответственности по 394 статье, отметил правозащитник.

Как заявил Волчек, свидетели Козел и Артюкевич в суде подтвердили, что на них оказывалось психологическое и моральное давление с целью заставить их оговорить Автуховича. «Это статья 404 — принуждение свидетеля, потерпевшего или эксперта к отказу от дачи показаний или заключения либо к даче ложных показаний или заключения», — отметил Волчек.

Он также сказал, что к ответственности должен быть привлечен свидетель Полторак. «Основываясь на его показаниях о том, что он передал Автуховичу автоматы Калашникова и снайперские винтовки, и возникло дело предпринимателей. Но этого оружия в деле нет. Полторака нужно привлекать к ответственности по статье 401 — о даче заведомо ложных показаний», — сказал Волчек.

Волчек также заявил, что немецкий эксперт Мартин Финке, который в прошлом году вынес заключение по делу волковысских предпринимателей, также может быть привлечен к уголовной ответственности.

Он отметил, что в мае 2009 года офис ОБСЕ в Минске получил запрос МИД Беларуси об оказании помощи правительству «в поиске независимого международного эксперта в области права, который специализируется в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве восточноевропейского региона, с целью изучения дела». Офис ОБСЕ предложил кандидатуру Мартина Финке как известного международного эксперта в области уголовного и уголовно-процессуального права. Специалист посетил Беларусь 8-10 июня и вынес заключение по делу Автуховича, Осипенко и Леонова. Эксперт признал, что дело в отношении их расследуется без юридических нарушений, а опасения правозащитников о его политическом характере беспочвенны.

По его словам, адвокаты давали подписку о неразглашении материалов дела. «Однако Финке ознакомился с делом, разослал свое заключение по дипломатическим представительствам Беларуси и в Министерство иностранных дел Беларуси. В результате его заключение цитировали все, кому не лень», — отметил Волчек.

В этих действиях Финке правозащитник усмотрел признаки преступления, предусмотренного статьей 407 Уголовного кодекса Беларуси (разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания).

«Если кто-либо подаст соответствующее заявление в прокуратуру, Мартин Финке, в случае его появления в Беларуси, может быть арестован и осужден», — сказал Волчек.

Правозащитник усматривает в решении суда преступление, предусмотренное статьей 392 Уголовного кодекса (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения, или иного судебного акта). «Бывший работник милиции Михаил Козлов осужден на три года лишения свободы за то, что в 2005 году он якобы знал о том, что на территории школы-лицея № 1 в Гродно находятся гранатомет и взрывное устройство, но не донес об этом. Его осудили по 425 статье (бездействие должностного лица). Но срок давности по этому преступлению составляет три года. Он вообще не должен был привлекаться к суду за это преступление», — считает Волчек.

Правозащитница Алеся Муравьева отметила, то Автуховича осудили за хранение пяти патронов. «Но срок за это — никак не пять лет и два месяца. Максимум — два года, а если Автухович вообще не знал про эти патроны, как он утверждал на суде, то могли вообще ограничиться штрафом», — считает она.

По ее словам, Автухович получил «классический срок политзаключенного». «Пять лет — это тот срок, на который осуждались признанные узники совести — Михаил Маринич, Александр Козулин, Андрей Климов, Владимир Кудинов. И если у кого-то были сомнения в том, что Автуховича и его товарищей посадили за то, что они расследовали коррупционные связи высших белорусских чиновников, то после приговора все эти сомнения отпали», — сказала Муравьева.

Как отметил лидер оргкомитета по созданию Белорусского комитета в защиту прав заключенных «Над барьером» Тимофей Дранчук, с самого начала часть белорусских правозащитников не сомневалась в том, что дело Николая Автуховича, Владимира Осипенко, Михаила Козлова и Александра Ларина политически мотивировано. «Однако часть политиков и организаций в этом сомневались. После вынесения приговора стало совершенно ясно, что все уголовное дело рассыпалось. Очевидно, что приговор Автуховичу, Осипенко и Козлову вынесен за то, что они боролись с коррупцией в Гродненской области. Стало очевидно и то, что это дело — политический заказ», — сказал Дранчук.

По его словам, в первую очередь перед осужденными и их родными должен извиниться лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич. «Он долгое время, как в Беларуси, так и за рубежом, говорил, что это дело «может быть политически мотивированным», но не признавал Автуховича, Осипенко и Козлова узниками совести. Хорошо, что сейчас он их признал таковыми. Но я считаю, что он должен извиниться за свои слова и сомнения, и извиниться публично», — заявил Дранчук.

Его поддержал Вячеслав Сивчик. «Крупнейшие правозащитные организации Беларуси — Белорусский хельсинкский комитет, незарегистрированная правозащитная организация «Вясна» — также чрезмерно осторожно относились к Автуховичу, не желая признавать его политическим заключенным. Я думаю, что сейчас все стало ясно. Им также есть смысл принести публичные извинения осужденным», — отметил Сивчик.

6 мая Верховный суд Беларуси огласил приговоры по делу волковысских предпринимателей. Николай Автухович приговорен к пяти годам и двум месяцам лишения свободы в колонии строгого режима, Владимир Осипенко — к трем годам лишения свободы в колонии общего режима.

Еще двое обвиняемых — бывший работник фирмы Автуховича Александр Ларин и подполковник милиции Михаил Козлов — к трем годам лишения свободы в колонии усиленного режима и двум годам лишения свободы в колонии общего режима без лишения права занимать руководящие должности соответственно.

Автухович признан виновным в перевозке и хранении пяти патронов к охотничьей винтовке, Осипенко и Ларин — в хранении и перевозке оружия и взрывчатых веществ, Козлов — в том, что он знал о нахождении на территории школы-лицея № 1 Гродно гранатомета, но не сообщил об этом.

Оценить материал:
Средний балл - 4.87 (всего оценок: 8)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева

Интересные Факты

Загрузка ...