Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Коновалов уверенно шагает в камеру смертника
    В суде Коновалов по известным только ему причинам лишил себя возможности объяснить уже не следователям, а сотням потерпевших — за что и почему он так желал смерти...
  2. Квартплата еще ударит белорусов по кошельку
    В Беларуси уже повысили тарифы на некоторые услуги ЖКХ, в чем жители страны убедятся в октябре. Какие цифры мы увидим в жировках с наступлением отопительного сезона...

Общество

Дело 19 декабря: «массовых беспорядков не было»


Такой вывод содержится в докладе «Промежуточная оценка событий 19 декабря 2010 года в Минске с точки зрения прав человека», подготовленного спецдокладчиком Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси. 

акция 19 декабря 2010 года

Справка Naviny.By. Комитет международного контроля (КМК) за ситуацией с правами человека в Беларуси был создан 27 декабря 2010 года преимущественно как реакция правозащитных и гражданских организаций на события, последовавшие за президентскими выборами. На данный момент коалиция объединяет более 40 ведущих неправительственных организаций из 15 стран региона ОБСЕ, которые договорились вести постоянный мониторинг ситуации с фундаментальными правами человека и положения правозащитников в Беларуси, распространять информацию о результатах мониторинга, а также разрабатывать рекомендации властям, международным организациям и правительствам других стран по приведению ситуации в соответствие с международными обязательствами в сфере прав человека, взятыми на себя Республикой Беларусь. В феврале 2011 года КМК назначил специального докладчика для расследования событий, связанных с акциями протеста 19 декабря, им стал доктор Нил Джарман, независимый международный эксперт, директор Института изучения конфликтов (Белфаст, Северная Ирландия).

Специальный докладчик КМК на основе анализа всей доступной информации, белорусского и международного законодательства попытался отразить фактическую сторону событий вечера 19 декабря, а также последующую реакцию и действия властей Беларуси. Задачей доклада является представить настолько полную картину ситуации, насколько это возможно. В докладе, в частности, рассматривается вопрос о том, может ли правоприменение в сфере свободы собраний в Беларуси считаться соответствующим международным стандартам в области прав человека. Доклад не дает оценку результатам президентских выборов или ходу голосования.

В ходе анализа были выделены и изучены шесть основных хронологических элементов событий 19 декабря:

1) Действия, непосредственно связанные с данными акциями протеста, происходившие накануне 19 декабря 2010 года;

2) Действия милиции в отношении Владимира Некляева и его сторонников ранним вечером 19 декабря;

3) Первоначальный митинг на Октябрьской площади и проход участников на последующий митинг на площади Независимости;

4) Нападение на здание Правительства, прилегающее к площади Независимости, и ответные действия милиции;

5) Действия милиции и структур госбезопасности для разгона основной массы демонстрантов на площади Независимости;

6) Действия государства после событий 19 декабря 2010 года.

В итоге спецдокладчик сделал следующие…

Выводы

«Опираясь на высказывания ряда лиц, можно считать, что собрание было совместно организовано несколькими кандидатами в президенты. Никакого формального уведомления властям не подавалось, поэтому собрание может обоснованно рассматриваться как незаконное, хотя при этом организаторы очень ясно дали понять, что они планируют мирный характер собрания.

Первой зафиксированной реакцией властей стало нападение на Владимира Некляева и его сторонников около 19 часов 10 минут, поднявшее целый ряд вопросов о соблюдении прав человека. Остается определенная неясность относительно того, было ли нападение совершено «сотрудниками спецслужб в штатском» или кем-то еще. Если нападавшие были сотрудниками спецслужб, то государство должно всесторонне расследовать инцидент, в частности, пропорциональность применения силы. Если же в нападении не принимали участия представители государства, власти должны прямо об этом заявить и, кроме того, провести расследование для установления ответственных как за само нападение на улице, так и за последующий вывоз Владимира Некляева из больницы.

Что касается основного собрания, имевшего место между 19.30 и 22.00, мы пришли к выводу, что действия милиции не нарушали прав участников. Из имеющихся в распоряжении свидетельств можно сделать вывод, что власти пытались содействовать реализации права на свободу мирных собраний, даже несмотря на то, что данное собрание было незаконным.

Нападение на Дом Правительства и реакция милиции приблизительно между 21.45 и 22.30 вызывают несколько вопросов. Почему не было милиции снаружи здания для предотвращения нападения и почему милиции потребовалось почти 30 минут, чтобы отреагировать на беспорядки? Хотя определенное применение силы милицией могло быть необходимым, имеются свидетельства, что сила была применена в определенной степени неизбирательно и непропорционально. Эти факты должны стать предметом незамедлительного, независимого и открытого расследования.

Имеющиеся в распоряжении свидетельства говорят о том, что основное собрание на площади Независимости сохраняло мирный характер в момент, когда началась милицейская операция по зачистке территории от митингующих (примерно между 23.00 и 24.00). Согласно положениям Закона о массовых акциях, это было, безусловно, незаконное собрание, но, по свидетельствам очевидцев, основная часть участников собрания вела себя мирно в течение всего времени. Свидетельства показывают, что действия милиции не являлись ни необходимым, ни пропорциональным ответом на ситуацию.

Таким образом, различие между «участием» и «организацией» массовых беспорядков и «участием» и «организацией» в незаконном массовом мероприятии должно быть тщательно проанализировано, и если человек организовал или участвовал в незаконном массовом мероприятии, в ходе которого имело место насилие, это не означает, что он организовал массовые беспорядки или участвовал в них.

Схожим образом, многие из тех, кто участвовали в нападении на Дом Правительства, могут быть легко идентифицированы по публично доступным видеоматериалам. Подобные неопровержимые доказательства должны быть предоставлены в судебных процессах, на которых выдвигаются обвинения в участии в эпизодах насилия или в разжигании насилии в нарушение различных статей Уголовного кодекса.

По общему правилу, принципиально важно, чтобы суды основывали свои решения на явных и проверяемых доказательствах непосредственного участия обвиняемых лиц во вменяемых им незаконных действиях.

Мирный протест на площади Независимости и нападение на Дом Правительства должны четко рассматриваться как два отдельных и параллельных собрания. Согласно свидетельствам, мероприятие на площади Независимости было мирным, хотя и неразрешенным, митингом. Напротив, нападение на Дом Правительства не может рассматриваться как мирное собрание и поэтому не находится под защитой. Это единственный элемент мероприятия 19 декабря 2010 г., который мог бы на законных основаниях расцениваться как «массовые беспорядки». Тем не менее, относительно небольшое количество лиц, непосредственно участвовавших в нападении на Дом Правительства — которое само по себе можно было предвидеть и предотвратить соответствующим предварительным размещением сил милиции, — вызывает вопросы о том, насколько правомерно вообще обвинять кого-либо в «массовых беспорядках», при том, что законодательством определены другие составы преступлений, не предусматривающие участия значительного количества людей, и которые, возможно, больше подходят для квалификации имевших место действий.

В случае любого преследования за организацию или участие в событиях 19 декабря нужно учитывать это различие».


Ну и что!

Понятно, что белорусским властям все эти анализы и выводы независимых экспертов по правам человека — что слону дробинка или мертвому припарка.

Запустив судебный конвейер по «делу 19 декабря», режим даже намека не делает на то, чтобы его приостановить и уж тем паче запустить в обратную сторону. Правда, в силу своих ограниченных возможностей власти пытаются заглушить приток такой неприятной информации. Напомним, что презентация доклада «Промежуточная оценка событий 19 декабря 2010 в Минске с точки зрения прав человека», должна была пройти 6 мая в минском офисе правозащитного центра «Весна», но была сорвана милицией. Нескольких российских правозащитников внесли в список невъездных и выслали из Беларуси в 24 часа. Однако давно прошло время, когда радиостанцию «Голос Америки» можно было заглушить «глушилкой», располагавшейся на улице Коммунистической. С полным тестом доклада можно ознакомиться на сайте КМК. 12 мая он был представлен в Москве в гостинице «Космос» на пресс-брифинге «За что выдворяют из Беларуси — правда о событиях в стране».

Оценить материал:
Средний балл - 4.72 (всего оценок: 36)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Пишется: "В случае любого преследования за организацию или участие в событиях 19 декабря нужно учитывать это различие». Поскольку государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что является ее недостатком, такие различия могут быть за пределами ее интересов. А поскольку каждый лидер власти имеет свою, отличительную от своего предшественника идеологию, еще зависит от интересов такой идеологии. А КМК далеко не белорусский КГК.

Интересные Факты

Загрузка ...