Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Жарко: импортные лекарства никто не запрещает
    Если лекарственное средство зарегистрировано у нас в стране, оно имеет право на хождение...
  2. Страны ЕврАзЭС создают свой рейтинг университетов
    Белорусские вузы пока далеки от лидирующих позиций в мировых рейтингах университетов. Возможно, в рейтинге вузов стран ЕврАзЭС, у нас будет больше шансов себя проявить...

Общество

Как вернуть науку в белорусские вузы?

 

Из белорусских вузов вымывается наука, и они становятся все больше продавцами дипломов, а не научными учреждениями. Чтобы ситуация изменилась, Общественный Болонский комитет считает необходимым провести реформы, суть которых изложил в своей «Белой книге».


Между декларацией и реальностью — пропасть

Как вернуть науку в белорусские вузы?Отличие белорусской системы образования от европейской не только в отсутствии академических свобод, университетской автономии и неучастии студентов в управлении высшим образованием. Наша проблема — отсутствие науки там, где ей собственно и место — в университетах.

Для вузов Западной Европы и даже России и Украины характерен тренд на усиление исследовательской составляющей высшего образования, причем в атмосфере взаимодействия в рамках Болонского процесса.

Член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев напомнил, что заявку о присоединении Беларуси к Болонскому процессу предполагалось рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования в Бухаресте. Однако на заседании Болонской рабочей группы, на котором обсуждались вопросы подготовки саммита, было принято решение снять заявку Беларуси с повестки дня. Причина в том, что Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.

Время идет, а в белорусском образовании мало что меняется, хотя, отметил преподаватель Европейского гуманитарного университета Андрей Лаврухин, занимающийся исследованиями образовательных систем, Беларусь «выражает намерение встроиться в общеевропейский и региональный тренд».

Это выражается в том, что в стране принят ряд программ, нацеленных на инновационный путь развития в целом и развитие научно-исследовательской составляющей высшего образования в частности. Имеется в виду Госпрограмма инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015, а также Госпрограмма развития высшего образования.

Однако, подчеркивает Лаврухин, «между намерениями и действительностью — пропасть, для преодоления которой необходимы более решительные и системные действия, нежели предпринимаются теперь».

«Беларусь уклоняется от современных вызовов, заговаривая их мифами о всемогущем советском наследии, ресурс которого уже давно исчерпан и нерелевантен современным условиям. Об этом красноречиво свидетельствует вымывание научных кадров из сферы образования», — подчеркнул эксперт.


Белорусская вузовская наука — мировой аутсайдер

Согласно данным статистики, за последние 20 лет в два раза увечилось количество вузов и студентов, на 30% — профессорско-преподавательского состава. В 1989 году в БССР насчитывалось 33 вуза, численность научных работников которых составляла 37% от их общей численности. К 2011 году количество вузов выросло по разным подсчетам от 54 до 62, а удельный вес занятых в них научных кадров в общей численности персонала упал до 9,8%.

При этом происходит явная феминизация науки. В стране, где основные позиции в сферах, где принимаются общественно-значимые решения, заняты мужчинами, это плохой знак.

«Нарастающее лидерство женщин в численности исследователей вузов, с одной стороны, является позитивным фактором всестороннего раскрытия потенциала Беларуси в образовательно-научной и инновационной сферах. Однако, с другой, очевидно, что гендерная ситуация в образовании и науке не является результатом целенаправленной политики установления гендерного равенства», — говорит Андрей Лаврухин.

По его мнению, феминизация кадров высшего образования и науки, скорее, «свидетельствует об остром кадровом голоде и проблеме исчерпания ресурсной базы научных кадров практически во всех областях белорусского образования и науки, а также о падении социального статуса преподавателя и ученого».

Численность исследователей в Беларуси по отраслям науки (человек)


Источник: «Белая книга» Общественного Болонского комитета

Согласно проведенному в 2011 году комплексному исследованию цитирования белорусских ученых в научных журналах за период с 2006 по 2010 годы, публикационная активность белорусских ученых в общемировом научном потоке увеличилась почти в три раза в сравнении с периодом с 1993 по 2006 годы (доля сотрудников НАН в общем количестве статей белорусских авторов — 51,3%, БГУ — 33,6%, БГУИР — 3,2%, БНТУ — 2,9%). Однако в целом в международных изданиях белорусские ученые не заметны.

В регионе постсоветских стран, не вступивших в ЕС и являющихся ближайшими соседями Беларуси (по географическому положению и состоянию системы высшего образования на момент распада СССР), в отношении исследований в вузах наблюдается иная ситуация. В Украине статусы самоуправляемых (автономных) исследовательских вузов получили 6 университетов. В Российской Федерации — 29 вузов.

По доле расходов среди развитых государств на исследования в вузах Беларусь является аутсайдером.

Доля расходов в третичном секторе образования на исследования
и инновации в странах ОЭСР и Беларуси по состоянию на 2009 г.,
% ВВП


Источник: «Белая книга» Общественного Болонского комитета

В настоящее время вузовская наука занимает маргинальное положение в системе научной и инновационной деятельности Беларуси, подчеркивает Андрей Лаврухин При этом именно в вузах готовится 77% научных кадров страны.


Как выйти из кризиса?

Для выхода из криза, считает эксперт, необходимо системное и новаторское переосмысление функций и роли вузов в принципиально новых условиях массовизации системы образования. В «Белой книге» подробно расписано, как сделать это.

Авторы считают необходимым, прежде всего, обратить внимание на то, что успешность модернизации высшего образования сегодня во многом зависит от успешности модернизации исследовательских образовательных программ и университетской науки.

Как показывает проведенный экспертами Всемирного банка анализ наиболее успешных университетов Африки, Азии, Латинской Америки и Восточной Европы, университет мирового класса удалось создать тем странам, которые делали ставку на развитие исследовательских программ.

«Наконец, — отмечает Андрей Лаврухин, — успешное развитие исследовательских программ позитивно сказывается на имидже национальной системы высшего образования и является ключевым фактором экономической и социальной модернизации белорусского общества в направлении инновационного развития».

Как это сделать? Во-первых, привести в порядок статистику, то есть считать в соответствие с международными стандартами расходы на финансирование исследовательских программ, научных исследований и взаимосвязанных с ними институтов, отражать в национальной статистике публикационную активность профессорско-преподавательского состава и другое. Иначе сложно вести речь о сравнении ситуации в Беларуси и странах Европы.

Далее на основании проведенного анализа необходимо провести ряд реформ, способствующих развитию исследовательских программ и университетской науки.

«На наш взгляд, данные реформы имеет смысл проводить в трех направлениях и в три этапа», — пояснил Андрей Лаврухин позицию авторов «Белой книги».

Во-первых, необходимо ввести во всех вузах страны гибкую систему двух типов занятости профессорско-преподавательского состава: преимущественно преподавательской деятельности и преимущественно исследовательской деятельности.

Во-вторых, необходимо объявить открытый конкурс магистрантских, аспирантских и докторантских исследовательских программ, а также исследовательских центров и институтов.

Наконец, в-третьих, можно разработать государственную программу развития национальных исследовательских университетов и объявить республиканский конкурс на статус Исследовательского университета.

Андрей Лаврухин подчеркивает, что если принять во внимание необходимость существенных капиталовложений в исследовательские университеты и реалистично оценивать финансовые возможности Беларуси, речь может идти максимум о двух исследовательских университетах: «При этом само наличие конкурса призвано мобилизовывать вузы на стремление к достижению престижного статуса и борьбу за инвестиции».

Очевидно, что на первом этапе в связи с затратностью реформ и государственно-центрированной системой высшего образования Беларуси основное финансовое бремя ляжет на государственный бюджет. В то же время, не менее очевидно, отмечает Андрей Лаврухин, что лишь диверсификация источников и моделей финансирования позволит исследовательским программам и вузовской науке быть более устойчивыми к изменениям финансовой конъюнктуры, последовательными в осуществлении модернизации и успешными в ее результатах.

И нельзя сбрасывать со счетов важность утверждения академической свободы, университетской автономии и коллегиального принципа управления, напоминает эксперт.

По расчетам Всемирного банка, новые университеты могут войти в число топ-университетов в течение двух или трех десятилетий, если в них с самого начала присутствует автономное управление и академическая свобода.

Для этого как минимум надо ввести выборность ректоров, говорит Андрей Лаврухин: «Только сообщество, самостоятельно выбравшее достойных руководителей, обладающих авторитетом и заслугами перед международным научным и академическим сообществом, может гордиться и вдохновляться примером своих руководителей, стремиться проявлять свой творческий потенциал и брать на себя ответственность перед университетской корпорацией и обществом. Только в случае наличия нескольких уровней авторитетных, дееспособных и строго специализированных коллегиальных органов внешнего управления возможно переломить тенденцию к академической и научной келейности и сформировать высокопрофессиональное академическое сообщество, способное решать самые амбициозные задачи».

  

Оценить материал:
Средний балл - 4.18 (всего оценок: 17)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • { Как вернуть науку в белорусские вузы? } Сам вопрос идентичен вопросу - как вернуть Мясниковича назад - в "главари" Академии Наук Беларуси... Ведь не хочет, блин. А почему? - вопрос заголовка адресуем ему. Беда в том, что проблески творческого, академического начала выродились и давно стали былинами времён Даниила Гранина... Когда-то молодой учёный весь свой потенциал направлял на поиск истины. А сейчас это - чиновничья система, где мало платят, да и смысл не утерян лишь для единиц одержимых..
  • Платное высшее образование должно быть отменено. Ориентироваться нужно не на "Болонский процесс", а на собственные потребности в кадрах, исходя из перспектив развития экономики. Но перспективы при нынешнем руководителе государства, не имеющием перспективного видения, мягко говоря, плачевные, поэтому стагнация и деградация будут продолжаться, пока не изменится курс. Налицо замкнутый круг, который пока разорван быть не может. Статья ни о чём.
  • Я к тому, что акцентироваться надо не на том, что "у них" хорошо, а на решении проблем нашего образования. Я под этим понимаю то, что выпускаемые ВУЗами специалисты имеют знания, далекие от определения "высшее образование" Я не про попил денег. Я о том, что мы учим студентов проектированию двигателей, но не умеем их делать. Учим проектированию трансмиссий, но при этом привязки учебной программы к тому, как в действительности разрабатываются трансмиссии на наших заводах - никакой. Идет просто изучение литературы 80-х годов. В то время, как в цивилизованном мире (Европа, США, Япония) идет постоянное обновление методик, поиск более точных методов, что отражается в их стандартах. У нас же всё привязано к ГОСТу, который дико устарел, как это не печально. (Я из технической сферы(БелАЗ), поэтому пишу о том, о чём я в курсе). И в результате мы имеем промышленность, которая уже практически упала, но ещё скользит по инерции. Знание высшей математики, физики, сопромата и теории в проектировании механизмов, дается без опыта. Опыт применения, несомненно, имеет огромное значение, но, как показывает практика, для получения этого опыта нет фундамента. В результате любой динамический анализ воспринимается как космические технологии. Хотя те же самые буржуи пользуются всеми возможными аналитическими методами, о которых мы просто знаем, но не умеем. И, в чем я лично убедился, наше образование не может этому научить. Есть люди, которые понимают(и то, в большинстве случаев лишь теоретически), но людей, которые могут научить - нет. Средства - это болезненный вопрос, но сейчас мы расходуем средства вообще в пустоту. На выходе мы получаем только людей, которых нужно учить. А могли бы извлекать пользу, хотя бы в немногом. В любом случае, чтобы поднять вышку на уровень практического применения, нужно с чего-то начинать, нужен фундамент (пространно как-то написал). Сейчас, чтобы организовать толковое изучение всех предметов, которые входят в наши программы образования у нас нет не только средств. Это было бы самое простое. У нас банально нет возможностей - поскольку требуется глубокая переработка программ, системы занятий, лабораторных, и т.д. Но это требует понимания материала на совершенно другом уровне, чем тот, что есть сейчас. И необходимо уменьшение числа студентов. Т.к. минимум 80% студентов выполняют лишь одну функцию - являются источником заработка для тех, кто действительно понимает и умеет.
  • А причем тут "соринка". Проблемы, присущие образованию, во всем мире - схожи. Не соглашусь. Вопрос, что вы под этим понимаете. "Ваше мнение: можно ли в Беларуси получить качественное высшее образование?" http://dengi.onliner.by/2013/07/16/vyshka Слишком широко. К сожалению хлёстко, но ни о чём. Я сталкивался с разными примерами. Знаете, попил денег на манер "британских учёных" - это еще НЕ связка науки с практикой. Просто у них есть деньги, которые можно ТРАТИТЬ. :) Поверьте, это - не только наша проблема. "Толковые" специалисты не могут быть "готовыми". На это тоже требуется некоторое время. Готовым может быть дворник, да и тому надо время, чтобы привыкнуть к своему участку. Хм.. :) Возможно. Но для того, чтобы получить образование на уровне их элитных вузов, сейчас у нас нет просто средств. Нужно время и средства. А их "общедоступное образование" никоим образом не лучше нашего. По форме, может кому и нравится, а по содержанию - массовое производство тупых баранов. И болонский процесс лишь способствует этому оболваниванию.
  • Хватит уже искать соринку в чужом глазу. Проблема нашего образования не в том, что оно не соответствует Болонскому процессу, а в том, что "Высшего образования" у нас практически нет. Есть куча типографий, и к государственным вузам это относится в немалой степени. Наша наука фатально оторвана от практики, от реальности. Куча корочек - и дикая проблема с отсутствием толковых специалистов. И если и есть какой-то смысл в присоединении к Болонскому процессу, то только в том, чтобы поучиться у тех, кто смог отладить взаимодействие научной среды и среды производственной, которая применяет полученные знания. И в этом вопросе лучшей кандидатуры, чем европейская или американская высшая школа, просто нет.
  • Кстати, занятный взгляд на проблемы образования со стороны американских аналитиков :) Мы - не одиноки. К чему ведет виртуализация образования? www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/81823/ " ...Конечно, компьютерное оборудование и информационные системы расширили границы аудитории, сформировали условия для интерактивного обучения, мало зависящего от времени и местоположения. Вместо собраний в классе вживую студенты и преподаватели могут взаимодействовать в онлайн режиме либо совместно, либо один на один, приспосабливая информационно-коммуникативные технологии под собственные нужды. Прогресс в этой сфере привел к появлению в Штатах многочисленных онлайн-колледжей, предлагающих студентам всех стран мира получить степени (бакалавра, магистра, доктора) в области образования, здравоохранения, системы уголовного правосудия, информационных технологий, сестринском деле, менеджменте и бизнес-администрировании и прочем. Помимо отсутствия необходимости перемещения на период обучения (и связанных с этим неизбежных затрат на питание, аренду жилья и прочее), многих прельщает легкость обучения, скорость освоения материала ну и, самое главное, невысокая плата. Путь к диплому оказывается кратким и легким, материальные расходы минимальными. В итоге, получение даже высшего образования выглядит как компьютерная игра в… "Тетрис". Увлеченные этим процессом и не замечают, как их втягивают в новый вид потребления образовательных услуг. Заботясь о комфорте своих студентов, онлайн-вуз сам предлагает им засчитать стаж работы в той или иной отрасли в "период обучения". Если ты проработал где-то три года, то тебе их зачтут, да так, как будто бы ты прошел три курса этой "высшей школы". Кое-кого это упрощение настораживает… Тем более, что в иных случаях онлайн-обучение превращается в банальную продажу дипломов, когда обе стороны делают вид, что просто играют по особенным правилам, формируемым в новой информационной среде. И подобные "фабрики дипломов" существуют уже не одно десятилетие! Дошло даже до того, что некоторые программы онлайн-обучения предлагали своим клиентам степень бакалавра, магистра или доктора за… 10 дней! Ну а если кто готов при этом заплатить за подобное "обучение" больше, то ему гарантированно получение диплома с отличием! Но как же такое возможно в США? Дело в том, что требования к лицензированию (аккредитации) для учебных заведений отличаются от штата к штату. В большинстве из них требуется, чтобы учебное заведение (в том числе и онлайн формата) получило сертификацию. Есть некоторые штаты (Орегон, Айова и Южная Дакота), которые наказывают тех, кто предоставляет степени без законных аккредитаций; другие (Вайоминг, Монтана и Гавайи) не позволяют неаккредитованным вузам заниматься своими делами на своей территории, но не знают, что делать, если учреждение имеет адрес в одном штате, а дипломы студентам посылает из другого штата. Многие конторки, когда их обнаруживают, быстро меняют адреса, что дается им чрезвычайно легко, поскольку подобные "вузы" не имеют кампусов, чем отличаются традиционные университеты. Так что всякий, соблазнившийся на онлайн программу, должен проверить, имеет ли это учреждение аккредитацию. При этом утверждение, что они "лицензированы", может ничего не значить! Было выявлено много нарушителей, утверждавших об аккредитации их агентствами, которые либо просто не существовали в природе, либо тихо создавались самим вузом. Наглость некоторых псевдо-вузов доходила до того, что они заявляли об аккредитации их законными и авторитетными органами, да только вот те ничего не знали о существовании подобных учреждений!"

Интересные Факты

Загрузка ...