Другие материалы рубрики «Культура»

  1. Белорусский свободный театр отмечает первое десятилетие
    После событий 19 декабря 2010 года в Минске театр был вынужден переехать в Лондон...
  2. Через десять лет в Минске появится музейный квартал
    По замыслу создателей, этот уникальный музей будет сочетать в себе научно-просветительский центр, объекты культуры и образования…


Культура

Фрид Нильзен: Я мог бы делать работу лорда Белла не хуже и дешевле

 

Cоветник посольства Германии Фрид Нильзен в эксклюзивном интервью БелаПАН рассказал о том, как помогал немецким "радарам" поймать "сигналы" из Беларуси.

Фрид НильзенПодошел к концу трехлетний "срок" работы в Беларуси советника посольства Германии Фрида Нильзена. Этот германский дипломат — не самый типичный сотрудник дипмиссии или представитель Германии. Тем интересней было с ним сотрудничать и тем грустнее, что он уезжает...

— Господин Нильзен, если говорить о ваших трех годах в Беларуси в цифрах — сколько было семинаров, проектов, гостей?

— Сложно сказать, всех не сосчитать… Но, например, с начала 2007 года было на порядок больше гостей из Германии, чем за период с 1994 года до 2007 года, когда стартовала программа "Мгновения культуры". Перед отправкой в Минск я просил МИД Германии, чтобы мой дипломатический дипломат и рюкзак доверху наполнили деньгами на культурные проекты. И деньги мне дали. На эту годовую программу было выделено 100 тысяч евро. Так к нам стали приезжать немецкие гости.

Когда программа закончилась, то, чтобы не заскучать, пришлось в 2008 году придумать "Моменты органной музыки". И мы снова смогли принимать гостей из Германии.

Одна из моих обязанностей — помочь немецким политическим и культурным "радарам" поймать "сигналы" из Беларуси.

— И это удалось?

— Не совсем (смеется). Хотя за последние три года культурно и политически наши страны сближались так же неотвратимо, как рос мой живот. В последнем виновата "Оливария Экстра", а у расширения белорусско-европейских отношений, как вы знаете, много причин. Когда они стали действовать, немцы активнее поехали в Беларусь, чтобы завязать контакты во всех сферах — культурной, экономической, политической. Мы верим, что через укрепление отношений можем помочь стране развиваться.

Какой проект был лучшим?

— Трудно даже выбрать.

Уникальным в своем роде стал мастер-класс немецкого повара: он готовил перед сотней людей, кормил их, делился рецептами. Мне кажется, сама по себе идея была удачной. Мы показали немецкую культуру с неожиданной стороны, она не менее интересна, чем такие абстрактные сферы, как литература и музыка.

Отличные проекты были с молодыми белорусскими и немецкими модельерами, они помогли разным школам познакомиться, обменяться опытом, завязать контакты. Опять же — "Моменты органной музыки". Я рад, что молодежь фактически услышала органную историю Беларуси.

Что меня мучает, так это то, что немецкая команда так и не выиграла чемпионат Европы по футболу среди девушек до 19 лет, финал которого был в Минске

— А ваши любимые проекты?

— Да, их, конечно, тоже не один. Так, игровой вечер удался на славу. Идея была — показать белорусам интеллигентный способ борьбы со скукой в воскресенье вечером. Я привез бочче, крокет, фризби, бадминтон. Королем вечера стал крокет. Кстати, как-то на пляже в Браславе мы начали играть в бочче, и вокруг нас очень быстро собралось полгорода, смотрели как на инопланетян. А потом весь пляж играл с нами.

Все книжные ярмарки были очень интересные. А в этом году особенно — у Германии были, как всегда, лучшие книги. Самая популярная — о женском белье, ее все хотели в руках подержать! Еще мы предлагали много игр. С курсантами суворовского училища играли в слова — "город-страна-река". Меня поразило, как прекрасно они знают географию. А как выяснилось потом, начальство ожидало от них еще больших успехов.

Мы еще показали в Минске Кельнский карнавал и традиции предрождественского воскресенья, с которыми белорусы почти не знакомы.

— Есть проекты, на которые не хватило времени?

— Могло быть больше семинаров по архитектуре. Я очень надеюсь, что Минск сохранит свое лицо — исторический центр, возведенный после войны. Насколько он красив, это вопрос вкуса, а я боюсь, чтобы его не закрыли стеклянными кубами современных высоток. Этими безликими, холодными домами, которые одинаковы в Абу-Даби или Екатеринбурге. Рядом с которыми люди не чувствуют свою историю, свои корни. Для Минска это была бы катастрофа.

Из стекла и бетона лучше возводить отдельные районы — у того же старого аэропорта, например, или новой библиотеки. И всё! Минск может привлечь туристов именно своей неповторимостью, второго такого города просто нет.

— Что самое сложное: придумать проект, найти партнеров, спонсоров или что-то другое?

— Если у тебя есть хобби, архитектура или литература, то идеи рождаются сами собой, их иногда слишком много, сам себя пытаешься остановить: хватит! хватит идей!

Партнеры в Беларуси — это отдельный разговор. Все немножко сумасшедшие, но крайне надежные. До последней копейки, до каждой минуты, все продумано, все точно. Мы же не заключаем контрактов, поэтому доверие особенно важно. Было очень приятно сотрудничать, будь-то государственная или негосударственная организация, Академия музыки или школа Саши Варламова.

— Немецкая надежность и точность, говорите?

— Да. Такие немецкие качества. Как дорогу на зеленый свет переходить.

Так наши народы похожи?

— Не устаю рассказывать, что за все три года ни разу не чувствовал себя в Беларуси чужаком. Страна — логичная часть ганзейской культуры, региона Балтики, магдебургского права. Но немцам предстоит еще много узнать о Беларуси, и сближение Беларуси и ЕС уже этому способствует. И никто не собирается забывать, что на этой земле натворили немцы. Из чувства вины выросло чувство ответственности.

— Как Беларусь может представить, показать себя Германии?

— Через свою природу, конечно — все яркие краски, оттенки зеленого и голубого: леса, озера, реки, малозаселенные регионы. В Беларуси, кстати, отличная законодательная база для охраны природы, здесь немцам есть чему поучиться. Мой друг с тремя детьми отдыхал севернее Полоцка, так дети не захотели уезжать! Там такая тишина, спокойствие. Вежливые, тихие люди.

Через культуру — не просто литературу или музыку, взаимосвязь всего. Через спорт — восстановить славу Раубичей, которые у многих немцев ассоциируются с Беларусью из-за биатлона, другие спортивные города.

Через такую качественную национальную продукцию, как лен и хрусталь.

А национальная кухня... Любая хорошая кухня начинается с качественных продуктов.

Кстати, недавно Германия привезла в Беларусь свой семенной картофель, начнем развивать сотрудничество в картофелеводстве.

— Так вы к нам еще вернетесь?

— В посольство я мог бы вернуться только в ранге посла, то есть после трех повышений. Боюсь, их долго ждать — для дипломата я недостаточно дипломатичен. Мечтаю вернуться иначе: купить усадьбу под Гродно. Там потрясающая природа, плодородная земля, рукой подать до Германии и моей родной Балтики…

— Господин Нильзен, у вас столько идей для проектов в Беларуси — и вы уезжаете!

— Даже больше вам скажу: я мог бы делать работу лорда Белла, но не хуже и дешевле!

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Это даже не смешно. Органная музыка и крокет? Business as usual. Я, конечно, не в курсе о масштабах деятельности лорда Белла. Но некоторые знаки указывают на ее наличие: теплая статья о Беларуси в The Guardian, попадние синеокой в Топ-10 стран для туризма в Англии. И летом на проспекте Независимости в Минске иностранцев разных было - хоть пруд пруди. Это, конечно, все мелочи. Главное - сама одиозность фигуры лорда Белла. Нам-то неизвестно, на какие тайные пружины политики он надавливает. А тут - крокет...