Другие материалы рубрики «Культура»
-
Белорусы простились с народным поэтом Нилом Гилевичем
Тысячи людей пришли сегодня в Минске проститься с последним народным поэтом Беларуси Нилом Гилевичем. -
Родныя песні Алега Молчана разбураюць стэрэатыпы
30 сакавіка ў Вялікай зале Белдзяржфілармоніі адбылася прэм'ера праграмы “Малітва” кампазітара Алега Молчана на вершы Янкі Купалы.
- Нил Гилевич мог бы возглавить Беларусь, и страна была бы более белорусской
- Гилевич был чрезвычайно значимой общественной фигурой для Беларуси, убежден Лявон Борщевский
- В Минске проходит прощание с Нилом Гилевичем
- Open air фестиваль «Мост» пройдет в Минске 2 июля
- «Троіца» ищет деньги для записи нового альбома
- Прощание с Нилом Гилевичем
- Киркоров показал минчанам свое «Я»
- В Минске презентовали фильм «РО и ДЖ», снятый на народные деньги
- В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премии «Оскар»
- Украшения, вышиванки и зубр-качалка. Чем удивляла минчан выставка «Млын»
Культура
Иван Каризна: это миф, что классическая музыка скучная
«Боже, из этого мальчика вырастет второй Растропович». Я запомнила эти слова, услышанные в филармонии из уст ценительницы классической музыки, и имя юного виолончелиста — Иван Каризна. Теперь 23-летний музыкант гораздо больше востребован в Европе, чем на родине.
С корреспондентом Naviny.by Иван Каризна поговорил, кроме прочего, о влиянии классической музыки на культурный уровень общества и о малой востребованности белорусских музыкантов у себя на родине…
Фото bozar.be
— Иван, ваш дед — знаменитый поэт, отец — композитор, сестра и мама — музыканты. Вряд ли вы смотрели в сторону других профессий, но почему выбрали именно виолончель?
— Да, а еще моя бабушка, мамина мама, проработала всю свою жизнь педагогом по классу баяна в музыкальной школе Дятлово, городка в Гродненской области, где, кстати, я родился и прожил год, до переезда в Минск.
Вы знаете, судьба не сразу привела меня к этому инструменту. Мои родители были разного мнения по поводу того, на какой инструмент меня отдавать. Сестру за несколько лет до этого отдали на скрипку, а меня хотели определить и на фортепиано, и на саксофон, и на флейту, а получилось всё очень неожиданно: когда я сдавал экзамен в первый класс в Музыкальный лицей в Минске, и поступал я тогда на флейту, меня случайно заметил Владимир Павлович Перлин, как оказалось, гениальный человек, музыкант и мой учитель по жизни.
Он действительно меня, как и всех своих учеников, воспитывал, как своего ребенка, в первую очередь духовно, формируя в каждом ученике личность. Приметив меня на этом вступительном экзамене, он взял к себе в класс. Я, будучи ребенком шальным и непослушным, конечно, тогда не мог осознавать, к кому я попал. Вы знаете, до сих пор он остается моим главным учителем и останется навсегда.
Ну вот, отвечая на ваш вопрос, я думаю, что, конечно, именно ему я обязан тем, что играю на виолончели, и люблю свою профессию, что мне кажется одной из самых важных вещей в жизни.
— Инструмент вам подарил Владимир Спиваков. Вещь дорогая, застрахована на кругленькую сумму, наверное, и перевозить его сложно. Как я предполагаю, нужен специальный футляр, охрана. Как вы с этим справляетесь?
— Я перевожу ее в бронированном футляре в сопровождении примерно десятка охранников и конвоя… Шучу, конечно! Инструмент, естественно, застрахован, но охраны у меня нет, пока… (смеется)
Самое неудобное, что касается инструмента, что на него всегда нужно покупать дополнительный билет, то есть второе место в самолете. Поскольку я всегда должен на нем работать, становится очень проблематично и дорого часто путешествовать. Я считаю, что это практически единственный минус моей профессии. Конечно, больше всего повезло флейтистам и певцам, пианистам, хотя для последних неудобство заключается в том, что они вынуждены постоянно играть на разных и незнакомых инструментах.
Фото Richard Morrison, The Times
— В Беларуси имя ваше стало известно широкой публике после выхода в финал на классическом «Евровидении» (Eurovision Young Musicians). Затем была «бронза» на конкурсе имени Чайковского. Можно ли вообще сравнивать эти два конкурса? И как каждый и них отразился на вашей карьере?
— Классическое «Евровидение», в котором впервые участвовала Беларусь, и я был ее первым представителем, прошло в Вене в мае 2010 года. Я успешно вышел в финал, который состоялся на главной площади города на открытом воздухе. Не могу точно вспомнить, но, по-моему, в тот вечер там собрались около 20 тысяч человек, что, конечно, всем нам дарило необыкновенную, очень особенную атмосферу для такого, казалось бы, очень академичного и камерного искусства, как классическая музыка.
Конечно, этот конкурс не являются таким же престижным для классического музыканта, как для поп-исполнителя, но такого рода мероприятия дают огромный толчок популяризации классической музыки в мире.
Я бы очень хотел, чтобы такие вечера на открытом воздухе проводились и в Минске. Вы знаете, то, что классическая музыка скучная — это миф. Мне кажется, что все зависит от того, как человек относится к своему делу, с удовольствием он это делает или нет. Ведь когда ты открываешь душу, как правило, и у человека напротив она тут же открывается.
Петр Чайковский. Вариации на тему Рококо. Исполняют Иван Каризна и Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова, дирижер Михаил Агрест. Концертный зал Чайковского, Москва. |
Могу рассказать вам небольшую историю: несколько лет назад на одном из фестивалей во Франции меня попросили сыграть в приюте для детей-инвалидов с достаточно сложными диагнозами. Все они были в колясках, а я был перед ними, на небольшой сцене. Сыграв несколько нот, я вдруг почувствовал какую-то необыкновенную теплоту, как будто у меня внутри что-то загорелось. Я очень хорошо чувствовал, что это идет от их невероятных сердец.
Когда я заканчивал играть, многие из них, не умея ходить, разговаривать, подъезжали на колясках к сцене и жестикулировали, как будто что-то хотели сказать. Этот день остался навсегда в моей памяти как один из самых счастливых. И я верю, что любой человек способен воспринимать и любить классическую музыку.
Что касается конкурса Чайковского, это был очень полезный и важный опыт для меня. Звание лауреата этого конкурса заметно повлияло на интерес ко мне со стороны организаторов концертов в Европе, их стало значительно больше.
— Мы уже как должное воспринимаем то, что некоторые наши музыканты за границей добиваются гораздо больших успехов, чем на родине. В чем, на ваш взгляд, причина. Чаще всего говорят, мол, у нас негде развернуться, а вот в России, Франции, Германии… Только ли дело в географии?
— Очень больной и сложный вопрос. В первую очередь потому, что искусство у нас очень плохо оплачивается, поэтому большинство молодых людей, имея возможность уехать, это делают.
Конечно, в таких странах, как Германия, Англия, Франция, в России все-таки в меньшей степени, хотя и она за последнее время сделала скачок вперед, совсем другие возможности для реализации себе в профессии. Там огромное количество оркестров, фестивалей, агентств и импресарио, которые представляют артистов и работают с ними.
К сожалению, у нас пока совсем не развита эта система агентств и импресарио, которые занимались бы продвижением белорусских музыкантов и в стране, и за границей. А Беларусь имеет действительно незаурядных исполнителей.
Как мне кажется, искусство, особенно классическое, в нашем случае музыка — одна из фундаментальных вещей для развития общества и государства. Если вы посмотрите на развитые в экономическом плане страны, то заметите тенденцию: чем выше в стране поддержка и пропаганда искусства, тем выше благосостояние страны. Ведь искусство невероятно воспитывает и поднимает наш внутренний культурный уровень. А, следственно, если мы будем больше приобщаться к нему, мы будем лучше работать. Таково сугубо мое личное мнение.
Лично я очень бы хотел, чтобы появились такие люди и такая программа на развитие этого в нашей стране. Но это, конечно, не значит, что наши люди далеки от культуры: люди посещают театры, на некоторые постановки даже трудно купить билеты, у нас проводятся международные фестивали классической музыки и к ним у публики большой интерес. Я очень люблю Беларусь и белорусов, свой народ. И где бы я не выступал, моя родная земля всегда останется здесь.
Жером Дюкро. Encore. Московская Консерватория имени Чайковского. Партия фортепиано — Карин Село. |
— Увы, за последнее время я не видела в столице афиш с вашим именем. Приглашали ли вас выступить с концертом в Беларуси? Может, звали в колледж, музыкальное училище дать мастер-класс?
— К сожалению нет. Но я очень бы хотел и был бы рад поделится опытом.
— Так может, наших организаторов отпугивает ваш гонорар?
— Наши организаторы почему-то хотят, чтобы я выступал бесплатно. И я не раз выступал на благотворительных концертах. Но если публика покупает билеты, то почему я или кто-то другой должен работать бесплатно? Признаюсь, я озвучил очень скромную сумму гонорара, и на этом переговоры о возможном концерте завершились.
— Тем не менее, есть у вас творческие планы, связанные с Беларусью?
— Да, планы есть, потому, что играть побольше в Беларуси — это очень важно для меня, я чувствую в этом какую то внутреннюю потребность. Мы с моим товарищем, коллегой, прекрасным пианистом Кириллом Кедуком в сентябре этого года планируем тур по городам Польши, России, Голландии, а также Беларуси. График очень плотный, но мы очень надеемся выступить как можно в большем количестве городов Беларуси, и я с удовольствием хотел бы всех пригласить на наши концерты!
Родион Щедрин. «Кадриль», Исполняют Иван Каризна и оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев. Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург. |
Последние Комментарии