Другие материалы рубрики «Происшествия»
-
Резня азербайджанцев в Минске. Часть вторая. Банда Игнатовича
Четверо свидетелей утверждали, что 22 марта после 19.00 видели, как в подъезд входили четверо мужчин, один из которых был одет в камуфляжную милицейскую форму... -
Аномальные весенние палы. Горят не только поля, но и целые деревни
Гореть палая трава начала еще в середине февраля. Жертвами палов уже стали 12 человек...
- Предприятие в Хойниках получило 220 миллионов за работы, которые не выполняло
- Неизвестные оставили в Светлогорске надписи «Скоро пасха, скоро кровь!»
- Белоруса с 10 кг метамфетамина задержали в Санкт-Петербурге
- В Мстиславском районе при пожаре погибли 265 поросят
- Видео: в Украине разбился самолет с контрабандными белорусскими сигаретами
- Бойцы спецназа задерживают секс-бизнесменов
- Омоновцы взяли штурмом минский наркопритон
- Обвинитель по делу Цинявских: лиц, недовольных приговором, в суде не было
- 17 лет лишения свободы получил убийца Юлии Соломатиной
- Молодой человек хотел прыгнуть с 9-го этажа из-за «проблем с девушкой»
Происшествия
«Черные трансплантологи» ищут доноров в Беларуси
Главным следственным управлением предварительного расследования МВД Беларуси впервые в нашей стране возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. 4 части 2 статьи 181 УК Беларуси — торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации.
Вокруг трансплантации органов ходит много слухов, иногда подогреваемых желтой прессой. Увы, «черные трансплантологи» — это реальность.
К слову сказать, в 1996 году белорусский Уголовный кодекс образца 1960 года дополнили статьей 112-1 «Принуждение к даче органов и тканей для трансплантации», санкции по которой предусматривали лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения. Однако эта статья УК оказалась «нерабочей». Скорее всего, в Беларуси не было преступлений такого рода, во всяком случае, милиционеры с большим стажем службы не припоминают реальных уголовных дел.
«Во многих странах СНГ трансплантация органов находится под влиянием организованных преступных групп. Мы совместно с медиками планируем разработку документов, чтобы в этой сфере все было максимально прозрачно и законно. Правоохранительные органы не будут касаться медицинских аспектов, но все, что в нашей компетенции — будет под жестким контролем. Я убежден, что здесь не должно быть умолчаний, рождающих подозрения», — говорил в 2009 году начальник ГУБОП МВД Беларуси Олег Пекарский в интервью Nаviny.by. Одним из направлений деятельности этого подразделения милиции является выявление преступлений в сфере трансплантации органов и тканей человека.
В соответствии с законом «О трансплантации органов и тканей человека» после проведения операции по забору органов или тканей донор имеет право на получение компенсации расходов, вызванных необходимостью восстановления его здоровья в связи с донорством. Порядок выдачи и размеры этой компенсации определяются Советом министров Беларуси. Также донору положено пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка на период нетрудоспособности, наступившей в связи с забором у него органов или тканей. Инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорской функции, приравнивается к инвалидности, вызванной трудовым увечьем. |
В настоящее время оперативники ГУБОПиК МВД Беларуси установили десяток жертв торговцев человеческими органами, а именно — почками. Среди доноров — мужчины в возрасте до 30 лет без проблем со здоровьем, но социально неустроенных и оттого горящих желанием быстро и много заработать. Много ли 10 тысяч долларов за временное улучшение финансового положения и возможные осложнения со здоровьем — об этом они задумались уже в ходе расследования уголовного дела, по которому проходят в статусе потерпевших.
Как отметили оперативники, вербовщики настолько тонко воздействовали на психику потерпевших, что те фактически добровольно согласились на забор органов, в противном случае переместить доноров через границу было бы практически невозможно.
Согласно оперативной информации, вербовщики активно подыскивали «товар» также в Молдове и России. Незаконные операции по изъятию почек у граждан Беларуси проводились в Эквадоре и Косово. По данным комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы по юридическим вопросам и правам человека, в Косово к торговле человеческими органами причастен премьер-министр края Хашим Тачи. Нелегальной торговлей человеческими органами занимаются международные преступные группировки, получающие баснословные деньги от реципиентов, готовых спасти свои жизни ценой чужого здоровья или даже ценой чужой жизни.
Вербовщики задержаны в Украине, где в отношении них возбуждено аналогичное уголовное дело. Материалы, собранные сотрудниками ГУБОПиК и ГСУ ПР МВД Беларуси, будут переданы украинским коллегам для объединения их в одно производство.
Как уже отмечалось, один из вербовщиков — гражданин Израиля. Двое граждан Украины сперва сами были донорами, а потом вошли в состав преступной группы в качестве вербовщиков. Действовали они как агенты сетевого маркетинга: мол, я сам делал такую операцию — жив-здоров и процветаю, давай и ты в наши ряды!
В законе «О трансплантации органов и тканей человека» прямо говорится: «Органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер. Совершение возмездных сделок, а также рекламирование потребностей в органах и тканях человека с целью предложения вознаграждения за их получение влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
Вероятно, вербовщикам хотелось разделить с кем-то уголовную ответственность, поэтому они предлагали донорам искать желающих продать почки, используя те же методы сетевого маркетинга: приведешь «друга» — получишь бонус.
И вот с этого момента стоит обратить внимание на некоторые правовые аспекты.
Как отмечают сотрудники ГУБОПиК МВД Беларуси, уголовное законодательство нашей страны в данной сфере не соответствует международным стандартам. В частности, установлена уголовная ответственность за незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора (ст. 348 УК), однако отсутствует ответственность за незаконное изъятие органов у живого донора и за их торговлю.
Также непропорционально установлена ответственность: за торговлю людьми с целью изъятия органов или тканей для трансплантации (ст. 181, ч.2, п.4) предусмотрено наказание от 10 до 12 лет лишения свободы, а за принуждение к даче органов или тканей для трансплантации (ст. 163 ч.1) — до 2 лет лишения свободы; за нарушение порядка проведения трансплантации (ст. 164 ч.1) — до 3 лет.
Оперативники предполагают, что мягкое наказание за принуждение к даче органов или тканей для трансплантации может привести к тому, что преступники превратят нашу страну в поставщика доноров для незаконных операций. С целью устранения имеющихся пробелов и несоответствий главк по борьбе с оргпреступностью и коррупцией инициировал изменения действующего законодательства и приведение его в соответствие с международными нормами.
Кроме того, в соответствии с законом «О трансплантации органов и тканей человека» у нас действует презумпция согласия, то есть, если, к примеру, в кармане скончавшегося в результате ДТП человека нет письменного заявления об отказе, значит, медики имеют право произвести забор органов и тканей. Также родственники имеют право письменно известить медиков о своем несогласии на забор органов от умершего. В то же время законом «О погребении и похоронном деле» предусмотрена норма о пожелании, выраженном физическим лицом в устной (!) или письменной форме в присутствии свидетелей: о добровольном согласии или несогласии на забор органов и тканей из его тела после смерти.
Вариативность законов создает некоторый ажиотаж: отдельные особо впечатлительные люди пытаются схватить за руку доктора, якобы забирающего органы из тела умершего родственника. С такого рода заявлениями несколько граждан обращались в ГУБОПиК. Однако в ходе проведения проверок по заявлениям фактов злоупотребления со стороны медиков не установлено.
Министерством здравоохранения определен порядок констатации смерти и забора органов. Не вдаваясь в тонкости, отметим, что когда достоверно установлен факт смерти, о потенциальном доноре сообщают в единую координационную службу по забору донорских органов, располагающую необходимой информацией, позволяющей оценить совместимость донора с реципиентами, ожидающими операции по пересадке органов. И только после этого в работу включаются трансплантологи.
В нашей стране не так уж много врачей-трансплантологов, еще меньше клиник, располагающих современным дорогостоящим оборудованием, позволяющим выполнять такие операции, поэтому объективных предпосылок для проведения незаконных хирургических вмешательств нет. Как отмечают в ГУБОПиК, члены преступной группы пытались установить контакты с врачами, однако медики отказались от сомнительного сотрудничества и сообщили о нелестном предложении правоохранителям.
Последние Комментарии