Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
    За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики...
  2. Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
    6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…


Экономика

Беларусь и Венесуэла ищут способы дружить в сфере экономики

 

Беларусь и Венесуэла продолжают размышлять над тем, как расширить взаимодействие по всем направлениям. Вчера по этому поводу в Москве встречались венесуэльский и белорусский послы в России — Василий Долголев и Алексис Наварро. У Беларуси на Боливарианскую Республику особый расчет: там нефть и газ… Каракас говорит, что Беларусь ему тоже нужна — для "технологического скачка".

ВенесуэлаОсновной акцент в разговоре двух послов, как сообщает белорусское диппредставительство в РФ, был сделан на выполнении двусторонних договоренностей, достигнутых летом прошлого года Александром Лукашенко и Уго Чавесом.

Тогда, напомним, был подписан увесистый пакет документов: от совместной декларации о долгосрочном стратегическом партнерстве до межправительственных соглашений о сотрудничестве в области науки, технологий, энергетики и нефтехимии. Можно представить, что на встрече Долголева с Наварро последние две сферы обсуждались особенно активно. Тем более что, когда над Беларусью нависла угроза повышения газовых цен, Лукашенко объявил: позиция России по нефти и газу вынуждает Беларусь решать вопросы газо- и нефтедобычи в Венесуэле. "Конечно, нам очень обидно, что американцам есть место в России, а белорусам даже для 2 млн. тонн нефти — нет". "Вы 400 млн. тонн добываете, — обратился белорусский президент к российским журналистам. — Что случилось бы в России, если бы мы сами добывали? Дайте возможность нам добывать 5 млн. тонн нефти, 10 млрд. кубов газа. По закону разделим продукцию, будем платить вам. Все будем делать, как американцы. Нет. Получается, ломимся в открытую дверь".

Осенью российский посол в Беларуси Александр Суриков ответил на эти претензии: с нефтедобычей, по его словам, не получается, потому что белорусская сторона просит льготных условий. "Есть условия конкурса на получение лицензии, и российская сторона не готова совершенно бесплатно допустить к нефтяным месторождениям белорусские компании. Все, в том числе российские компании, участвуют для этого в тендере и получают право на разработку", — пояснил дипломат.

Как бы то ни было, но, по словам А.Лукашенко, теперь приходится искать свое счастье за тридевять земель. "Они (Венесуэла) предоставили нам все возможности, любое месторождение, все, что мы хотим. Берите, продавайте на мировой рынок — американцам, кому хотите. Пока вы развернетесь, мы (Венесуэла) разрешаем: прокачивайте бесплатно, пока построите нефтепровод. Хотите газ — пожалуйста, разрабатывайте газ. Но вы нам помогите освоить строительство, в здравоохранении помогите, образовании. За деньги, — сообщил белорусский лидер. — Если нас тут не воспринимают, заработаем деньги, и будем с братской Россией тогда сотрудничать, как американцы. Приходится не рядом, где могли бы заработать деньги и рассчитаться с Россией за тот же газ, а за тридевять земель от России, 17 часов лету, приходится счастье свое искать там, чтобы с братьями рассчитаться".

Венесуэла, подтверждает ее президент Чавес, готова работать с Беларусью в любой сфере, в том числе в нефтедобыче. В ближайшую пятилетку страна намерена значительно нарастить ее объемы, и поставки оборудования и машин, применяемых при добыче и переработке нефти, из Беларуси были бы весьма кстати. Сейчас изучается возможность открытия совместного белорусско-венесуэльского предприятия по разработке нефтеносных зон в бассейне реки Ориноко.

Карта ВенесуэлыВ 2005 году белорусско-венесуэльский товарооборот составил 15,6 млн. долларов, большую часть которых составили поставки белорусских калийных удобрений. А импорт из Венесуэлы не превысил и 20 тыс. долларов, в основном это были запчасти и оборудование для автомобилей. Столь скромные показатели объясняли, помимо прочего, тем, что на то время не была сформирована договорно-правовая база двусторонних отношений. Однако за 2006 год двусторонняя торговля практически сошла на нет: по данным посольства Беларуси в РФ, белорусско-венесуэльский товарооборот чуть превысил 6 млн. долларов (основная часть белорусского экспорта — калийные и азотные удобрения). И это при том, что, оценивая результаты переговоров с венесуэльским коллегой, Александр Лукашенко, говорил, что "даже не предполагал такого большого экономического эффекта. Белорусская экономика практически полностью востребована в Венесуэле".

"Мы не первый раз слышим подобные громкие заявления, которые в результате повисают в воздухе", — сказал по этому поводу в интервью аналитическому бюллетеню БелаПАН "Белорусская неделя" экономист Леонид Злотников. — Конечно, известный своим диктаторским стилем руководства Чавес может распорядиться, чтобы белорусским товарам оказывалось предпочтение, и таким образом содействовать увеличению поставок в Венесуэлу, например, наших тракторов. Но серьезные проекты вряд ли возможны. Скажем, нефть оттуда не повезешь — слишком далеко".

Тем не мене, недавно глава Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович в очередной раз огласил планы Беларуси на венесуэльскую нефть. Как сообщил руководитель НАН, в рамках договоренностей на высшем уровне, касающихся поставок нефти, "осуществляется работа по реализации проектов с Венесуэлой и Ираном. Каких-то непреодолимых препятствий на сегодня нет, и я думаю, реализация этих проектов реальна".

По мнению же Л.Злотникова, такие страны, как Венесуэла или, например, Куба, в принципе не в состоянии повлиять на развитие белорусской экономики: "Во-первых, они не придут к нам с инвестициями, так как сами в них нуждаются. Во-вторых, не следует забывать, что это страны-изгои, к которым у мирового сообщества специфическое отношение".

Суть проблемы, уверен эксперт, в закрытости белорусской экономики. "Взять для примера Китай и Индию. Эти страны стремительно развиваются, вытесняя с мирового рынка продукцию других государств, в том числе белорусскую: подшипники, мотовелотехнику, телевизоры, холодильники, электротовары и так далее. Их законодательство открыто для зарубежных инвестиций, поэтому они являются активными участниками процесса мирового разделения труда, где экономики разных стран тесно и органично взаимосвязаны", — отметил Злотников.

Белорусская экономика, по его словам, закрыта и с каждым годом становится все более изолированной. "У нас нет реформирования, развития рыночных процессов, защиты частной собственности. Государство все контролирует и во все вмешивается. Поэтому инвесторы к нам не идут. Мы не делаем самого главного — не открываем свою экономику, и потому не совместимы с мировыми экономическими процессами. Все это делает белорусскую продукцию неконкурентоспособной", — заключил он.

Эксперт аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич, со своей стороны, обращает внимание на то, что "белорусский президент после переговоров с зарубежными руководителями часто говорит о замечательных экономических перспективах, о многомиллиардных проектах. Но, как правило, они оказываются прожектами". В данном случае, говорит он, ситуация с торговыми отношениями выглядит совсем уж анекдотической: их собираются строить на пустом месте. По его словам, "основой экономического потенциала Венесуэлы является добыча и экспорт нефти. Трудно представить, каким образом она может быть доставлена оттуда в Беларусь, например, для переработки на здешних НПЗ".

Уго ЧавесСтратегическое партнерство, о котором говорят обе стороны, по его мнению, прежде всего, "зиждется на родственности, однотипности политических режимов". В этой связи, продолжил В.Карбалевич, декларирование стратегического партнерства с Венесуэлой позволяют выделить весьма важные особенности международной политики нашей страны. Прежде всего, считает эксперт, это лишний раз свидетельствует, что во внешней политике Беларуси идеология доминирует над прагматизмом, экономической выгодой. "Например, с Кыргызстаном у нас товарооборот в районе 15 млн. долларов в год. А развивается дружба с Венесуэлой, торговля с которой находится практически на нуле", — заметил он.

Кроме того, полагает В.Карбалевич, "важная функция внешней политики в сегодняшней Беларуси — быть инструментом пиара, средством пропагандистского воздействия на свой электорат". А народу, говорит он, "нужно показать, что международной изоляции нашей страны нет и в помине, что белорусский лидер — уважаемый в мире человек".

Любопытно, что государственное информагентство ABN, венесуэльский аналог БЕЛТА, о московской встрече двух послов умолчало.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева