Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Как кризис изменил привычки белорусских покупателей
    Покупатели переходят на более дешевые белорусские аналоги вместо дорогих импортных товаров…
  2. Указ № 143. Предпринимателям разрешили работать без документов на товары
    Но только до конца года и с возрастающими налоговыми сборами…


Экономика

Все ли женихи для белорусской экономики состарились?

Удачно пристроив «Мотовело», государство занялось поисками нового хозяина для кризисного часового завода «Луч». Это первые ласточки объявленной «активизации работы в направлении приватизации». Причем ласточки, давно болеющие. Подтолкнут ли Минск на иные приватизационные сделки переход на 100-процентную оплату газовых поставок и перспективная необходимость рассчитываться по кредитам?

Картина В.Пукирева Неравный бракЕще в апреле Александр Лукашенко, четко обозначив мысль о том, что в стране обвальной приватизации не будет, а будет только «точечная», пояснил, что имеется в виду под последней: «Мы будем приватизировать те предприятия, с которыми не справляемся».

«Мотовело» — яркий пример начала движения по реализации пакетов акций. Сегодня идет проработка этого вопроса и по «Лучу». Вы знаете позицию правительства на этот счет: при наличии инвестора, при наличии бизнес-плана и намерения инвестора вложить в экономику предприятия, сохранить рабочие места правительство рассматривает предложения о приватизации»,
— заявила журналистам 9 августа заместитель министра экономики Беларуси Татьяна Старченко, напомнив, что приватизационными вопросами с недавних пор в занимается Государственный комитет по имуществу.

По ее словам, составлен «перечень крупных предприятий, которые для начала подлежат акционированию, и есть перечень предприятий, пакеты акций которых сегодня предлагаются».

На данный момент общее число убыточных организаций в стране составляет 1347. «Это ниже уровня прошлого года, не говоря уже о более ранних периодах», — подчеркнула Т.Старченко. Однако, отметила она, нынче проблема финансового оздоровления решается сложнее — «на предприятиях выросла составляющая затрат на энергоносители», и отношение государства к признанным флагманам в этой связи претерпевает изменения. «Небольшие предприятия работают эффективнее, чем валообразующие. Если мы раньше уповали на крупные предприятия, то сегодня мы видим, что возможности крупных предприятий весьма ограничены, им нужны существенные капиталовложения для расширения мощностей, а малое предприятие быстрее адаптируется к изменяющимся условиям, и, естественно, затраты у них не такие большие», — сказала Т.Старченко.

До нынешнего года наиболее доходными из валообразующих предприятий страны (их перечень правительство пересматривает ежегодно) были заводы нефтехимической отрасли. Однако теперь местные НПЗ из доноров бюджета нелепо превратились в потребителей дотаций и включены в план приватизации на 2007 год. По документу, под масштабную распродажу госсобственности подпадают и акции «Нафтана», и Мозырского НПЗ, и «Полимира», и «Гродно Азот» и пр.

Премьер-министр Сергей Сидорский, сообщая в феврале о возможности продажи инвесторам акций ОАО «Белшина», «эффективно работающего предприятия, которое будет стоить более 1 млрд. долларов», намекнул заинтересованным, что «нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси, которые ранее были недостаточно модернизированы, сегодня имеют самый высокий уровень переработки сырья. В России таких предприятий нет».

По расчетам аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, госпакет (42,7%) акций Мозырского НПЗ может при благоприятных условиях быть продан российским компаниям за 800 млн. долларов, а госпакет «Нафтана» (99,8%) — за 1,6 млрд. долларов. Представители «Роснефти» и «Лукойла» сообщили, что эти компании могли бы быть заинтересованы в покупке белорусских НПЗ, но решения примут лишь после изучения условий конкурсов.

Но образовавшийся здесь за январь-май бюджетный профицит в 1,6 трлн. рублей позволил руководству страны пересмотреть радикальные приватизационные планы, которые стали рассматривать лишь как набросок.

Тем не менее, вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко в мае подтвердил: белорусские предприятия нефтехимической отрасли «находятся на низком старте и готовы к продаже акций на цивилизованных условиях».

«Государство осознанно идет на процесс приватизации. Мы готовы продать часть своих предприятий, но на условиях, в которых заинтересованы», -- подчеркнул замглавы правительства.

Если до сих пор острой нужды в деньгах у белорусского руководства не было, то августовские жесткие требования «Газпрома» — к 23-му числу каждого месяца деньги должны быть на счету концерна, причем 100-процентно — могут внести коррективы в приватизационную стратегию Минска. Тем более что еще 30 июня министр экономики Беларуси Николай Зайченко признал, что «доход от приватизации является очень важным источником улучшения ситуации с платежным балансом».

И все же, по мнению экономиста Михаила Залесского, лавина приватизации Беларуси не грозит. «Самое радикальное повышение цены на газ повлечет два последствия: снижение эффективности капиталовложений в стране и снижение эффективности работы каждого человека, то есть мы, потребители, почувствуем понижение на 7-10% покупательной способности нашей зарплаты в 2008 году, а уровень эффективности использования капитала сократится на 5-7%», — прогнозирует он.

В различных отраслях экономики, полагает М.Залесский, спад будет различным. При этом будут такие сектора, которые, напротив, даже будут расти, в частности, hi-tech, связь, транспорт. «А там, где в больших объемах потребляется газ и нефть, будут проблемы. Они уже есть», — отметил экономист, но прогноз относительно того, какие предприятия будут выставлены на продажу, делать не решился: «Правила игры здесь такие, что только президент определяет, с какими предприятиями мы будем расставаться, а с какими нет».

Настрой же главы государства «громкоговорящий»: «Впервые я позволяю себе это громко сказать. Россия хотела бы приватизировать не только отдельные предприятия, которые мы поднимали в 1990-е годы за счет нашего благосостояния — недоедали, недосыпали, но мы это сделали. Сегодня в основном эти предприятия работают очень эффективно. На МАЗе, БелАЗе за продукцией очередь. Доходы от продажи калийных удобрений с 400 млн. долларов увеличились до 1,2 млрд. в год. Они хотят приватизировать не только эти предприятия (да ладно приватизировать — бесплатно прихватить) — они хотели бы приватизировать всю страну».

По следам заявления белорусского лидера в «Газпроме» поспешили успокоить публику, сообщив, что лично им ничто, кроме «Белтрансгаза», в Беларуси неинтересно. Официальный представитель концерна Сергей Куприянов 3 августа в вечернем эфире канала «ТВ-Центр» заявил: «То, что мы действительно хотели бы получить, — это «Белтрансгаз», и «не стоит искать черную кошку в черной комнате, особенно если ее там нет».

Одним из условий подписания январского соглашения с Россией по условиям поставок нефти, напомним, стала отмена Минском ограничений на присутствие в Беларуси российского бизнеса.

«Та форма, в которой наш лидер отозвался о приватизационных планах России, — базарная, недипломатичная», — заметил Михаил Залесский. В то же время, по его мнению, «в России нет капитала, который мог бы быть стратегическим инвестором для наших предприятий. Какой российский завод делает лучшие, чем белорусские, тракторы? Что принесет Владимирский тракторный на Минский тракторный завод? Горьковский автомобильный завод на МАЗ?»

Рассуждая в целом о судьбе белорусских предприятий, экономист вспомнил историю о том, как восемь невест жениха ожидали: «Семеро зажгли лампочки, а восьмая сидела тихо. Когда стемнело, у всех лампочки перегорели, а та свою зажгла, и женихи к ней пришли. Так и мы. Просидели на 20 лет больше, чем другие «невесты», а сейчас зажигаем свою лампочку. Уже женихи все состарились».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Еще о статистике (по навиновским материалам) и "превратностях судьбы": Я тут, было дело, все удивлялся (не видя оснований к тому) словам вице-премьера Семашко, публично мечтавшего "простимулировать" Беллегпром. Беллегпром, к счастью, сам "разродился" цифрами: "Инвестиции в предприятия «Беллегпрома» выросли на 46,9%" https://naviny.by/rubrics/finance/2007/08/20/ic_articles_114_152362/ За январь-июнь 2007 года общий объем экспорта легпрома составил $267,2 млн. (на 9,9% больше, чем в январе-июне 2006 года). Объем импорта товаров легкой промышленности составил $165,7 млн. (на 4,9% меньше). Внешнеторговое сальдо сложилось положительное и за указанный период составило $101,5 млн. (на 18,9% больше). Вот я и не понимаю о каком "пожарном" импортозамещении говорил В.Семашко. Все нормально. Есть профицит, из которого около $17,5 млн было потрачено на инвестиции в техперевооружение... только 13 из 98 предприятий... как использование собственной прибыли (в основном)... Кого же Семашко хочет стимулировать в легкой промышленности? Так вот, по данным МинСтата доля убыточных предприятий концерна «Беллегпром» — 33,3% (32 предприятия). Это ОФИЦИАЛЬНО. Нам неизвестна прибыльность: 98 (все) - 13 (доходные) - 32 (убыточные) = 53 предприятий с "неназванной" доходностью, но... МинСтат привел поразившие меня цифры: "Предприятия Беларуси наращивают «вал» и убытки" https://naviny.by/rubrics/economic/2007/08/20/ic_articles_113_152355/ "Производство потребительских товаров в Беларуси в увеличилось на 6,2%" https://naviny.by/rubrics/economic/2007/08/20/ic_news_113_275671/ Сумма чистого убытка предприятий легкой промышленности составила 48,2 млрд. рублей.... около $22,5 млн... О как! И это при валютной выручке Беллегпрома $267,2 млн.! При профиците в $101,5 млн. И это еще не все (говорит МинСтат): Наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось именно в легкой промышленности — 152,3%. На 1 августа 2007 года запасы льняных тканей превысили среднемесячный объем производства в 5,6 раза, шерстяных тканей — в 4,2 раза, чулочно-носочных изделий — в 1,6 раза, обуви — в 1,8 раза. Переводя с канцелярского языка сие "затоваривание" вполне может означать, что некие предприятия с "неназванной" доходностью сложили свою продукцию, "пользующуюся повышенным спросом" в склад (авось кто и купит), отнеся ее как "доходы будущих периодов"... Ну не убыток же показывать, в самом деле... А г-н Семашко (еще и в ранге вице-премьера, да, вдобавок, "энтузиаст" распродажи ВЫСОКОДОХОДНЫХ отечественных НПЗ) проповедует необходимость "стимуляции" этой самой легкой промышленности в программе импортозамещения... А может чьи то убытки хочет г-н Семашко "тайком" покрыть? Не тех, конечно, 13 вполне рентабельных предприятия легкой промышленности, обеспечивающих и валютную выручку, и налоги и импортозамещение. Других, "наработавших" $22,5 млн. чистого убытка Беллегпрома за январь-июнь 2007 года при валовой выручке (только от экспорта) $267,2 млн.... Это ж какие затраты, какие эксплуатационные расходы надо иметь (в т.ч. и на энергообеспечение).... И ведь никто, похоже, кроме нас с вами и не поинтересуется, с чего это он (Семашко) так считает и делает.
  • moscow пишет: То есть готовы за газ по 250$ платить? М ы Вами, любезнейший (ая) закрыли наш диалог (в силу его неконструктивности), если мне не изменяет память еще в январе. Не стоит продолжать. Естественно, когда подписываются экспортно-импортные сделки партнеры выполняют свои обязательства. РБ - признанный субъект международных отношений, в т.ч. экономических. Так что контракт будет выполняться согласно всех условий. И нет оснований полагать иное.
  • То есть готовы за газ по 250$ платить?
  • Как я и упоминал ранее ИПМ - CASE / GET Беларусь выпускает неплохую статистику. К сожалению, не могу сказать того же о выводах их "экспертов", позиция которых напомнила мне период "кавалерийских" Гайдаровских реформ в РФ... Тогда так же бытовало мнение что РЫНОК сам выправит все перекосы, только не говорилось какой ценой... Потом выяснилось, что требуется и планирование, и ограничения присутствия частного бизнеса в некоторых областях, и госрегулирование. И все же весьма рекомендую к ознакомлению их очередные материалы: "ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЗОР ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ №8 (59) Август 2007 г." "Развитие энергетического сектора Беларуси в 2006 г.: реформы и оценки." Забавно, что ипм-щики, отмечая (сами же!), что последствия "энергетического шока" в немалой мере преодолеваются именно за счет административного ресурса (госрегулирование), именно госрегулирование и называют в числе основных "отрицательных" факторов экономики РБ! Меня же очень впечатлили успехи динамики экономических показателей применительно, в частности, тарифной политике министерства энергетики. Экспорт пром.продукции растет, хотя тарифы сопоставимы с ЕС-овскими! Хе-хе, это говорит о конкурентоспособности кое-какой продукции уже не с РФ, а с развитыми странами. И это в условиях сопоставимости затрат... Порадовало и динамика развития отношений с Индией в части калийных удобрений (там и экспорт нарастает, и цены повышаются, и планируется крупная инвесп.программа индийского капитала в РБ). Касательно нефтебизнеса - ипм-щики опять же "сверхоригинальны". "Нехотя" отмечая начавшуюся положительную динамику экспорта нефтепродуктов (по-мне - так очень благая весть), очень "горюют" по части сокращения экспорта собственной сырой нефти из РБ (по-мне - так надо радоваться, что "народ" взялся за ум и предпочитает экспортировать нефтепродукты, а не сырье, как РФ). В общем, интересная статистика. Много чего еще. Только выводы, коллеги, сами делайте, если за "чтиво" возьметесь, а то у ипм-щиков они весьма "своеобразные". Но в целом то - ситуация выправляется, даже не взирая на своеобразие неких выводов.
  • Я уже упоминал в форумах Навин об организации ИПМ- CASE / GET Беларусь. Ее сайт: http://research.by/ Весьма «авторитетная» структура, костяк которой составляет Немецкая экономическая группа в РБ (официальный эксперт Правительства). Судя по всему, ее рекомендациями «всерьез и надолго» и вооружилось Правительство, и «удивительные пируэты» гг. Семашко & Корбута и Ко, в частности, тому свидетельство. Собственно, практически без натяжки, рекомендациями ЕС для РБ на данном этапе является работа: «Энергетический шок и макроэкономическое регулирование: возможные решения для Беларуси» Авторы: Рикардо Джуччи, Роберт Кирхнер Берлин/Минск, июнь 2007. Меня таки поражает даже не столько поведение «экономических зомби», следующих авторитетным рекомендациям (и готовых публично спорить с Президентом, отстаивая не слишком, мягко говоря, патриотичную позицию в вопросах приватизации), сколько «вектор интересов», явно указывающий в своей ориентации на крупный российский бизнес. Забавненько! Не находите?
  • Извини СС. Обязательно отпишу. Сейчас у меня полная запарка на работе. Да еще хочу ее сменить. НАДОЕЛА она как горькая редька. Подыскиваю другую. В тему Вашего аеализа. Это беда не только одной отрасли - нефтянки. Это одна и та же проблема всех отраслей. Они как сговорились. Для них - чем хуже нам, тем лучше ........? Не знаю кому. То же самое в ЖКХ. Нет чтоб работать, развиваться, быть крупным потребителем нашей промышленности делают все, что бы этого не произошло. Из-за их нежелания (основанного на не умении) работать. Мы не можем привлечь частных инвесторов для строительства доходных домов (жилья). От части и цены растут на жилье по этой причине. Объясняю им все это на сайте "круглого стола" газеты СБ. В ответ молчат, как будто не замечают. Хотя знаю, внимательно изучают. Скоро закончу с ними и немного освобожусь.