Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Табачный рынок Беларуси будет дымить по-новому
С 1 июля табачный рынок ждет ряд изменений. Самое существенное — это запрет на выкладку сигарет в витринах. -
Как кризис изменил привычки белорусских покупателей
Покупатели переходят на более дешевые белорусские аналоги вместо дорогих импортных товаров…
- ГКНТ: в Беларуси ежегодно создается до пяти инноваций мирового уровня
- Замминистра торговли: Беларуси нужны кафе и рестораны с национальной кухней
- Беларусь и Россия планируют совместный венчурный бизнес
- Больше половины работ на возведениие инфраструктуры парка «Великий камень» выполнят белорусы
- Валюты всех бывших республик СССР подверглись девальвации
- Лукашенко почувствовал «некое равновесие» в экономической ситуации
- «Вопрос недели». Белорусская или импортная — какую одежду вы покупаете?
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
Экономика
МВФ даст Беларуси кредит в обмен на экономические реформы?
Беларусь и Международный валютный фонд (МВФ) начали переговоры по вопросу выделения стабилизационного кредита. Переговоры продлятся до 6 ноября. Правительство рассчитывает получить 2 миллиарда долларов, чтобы пополнить золотовалютные резервы страны и создать финансовую «подушку безопасности». Эксперты считают, что Беларусь сможет получить максимум половину от запрашиваемой суммы, и при этом правительству придется выполнить ряд условий.
Кредит от МВФ может стать для Беларуси первым за последние 13 лет. В последний раз от этой международной структуры белорусское правительство получало деньги в сентябре 1995 года. За 16 лет сотрудничества с фондом Беларусь получила в общей сложности около 270 млн. долларов, по которым полностью рассчиталась в феврале 2005 года. Все полученные кредиты пришлись на первую половину 90-х, когда страна делала первые шаги в направлении рыночной экономики. В частности, это были два кредита по программе системных трансформаций (на 98 млн. и 101,7 млн. долларов) и резервный кредит (stand-by) в размере 70 млн. долларов.
Предполагалось, что это только начало, и средства будут выделяться Беларуси и дальше. Но после того как курс на рыночные реформы в стране стал сворачиваться, денежно-кредитный поток из МВФ также иссяк. И хотя Беларусь неоднократно обращалось к фонду за средствами, но всякий раз получало отказы на том основании, что белорусское правительство не выполняло рекомендаций по либерализации экономики.
Например, в начале 2004 года, когда правительство нашей страны в очередной раз «проявило высокую заинтересованность» в привлечении кредита stand-by, эксперты МВФ в ответ высказались за проведение в Беларуси «структурных макроэкономических реформ». В частности, они рекомендовали увеличить долю частного сектора, снизить барьеры для развития малого и среднего бизнеса, расширить приватизацию, в том числе в банковском секторе.
Но каких-либо кардинальных сдвигов не последовало. Ситуация если и продвинулось, то не намного. Доля частного сектора в ВВП по-прежнему низкая (около 8%), барьеры для развития малого и среднего бизнеса все еще высоки, несмотря на затеянное упрощение административных процедур, а сдвиги в приватизации произошли пока только на бумаге.
Отчаявшись получить от МВФ хоть какие-то деньги, правительство и Нацбанк в 2004 году заявили, что обойдутся и без их помощи. И вполне успешно обходились, пока не грянул мировой кризис.
На что может рассчитывать Беларусь сейчас? По мнению экономиста Михаила Залесского, правительство получит от полумиллиарда до миллиарда долларов. «Могут дать и два миллиарда. Но тогда, скорее всего, взамен потребуют политических уступок для Запада. Иными словами, не так сильно дружить с русскими. На это руководство Беларуси, естественно, не пойдет», — сказал эксперт в интервью «Белорусским новостям».
Кроме того, 2 миллиарда МВФ не даст еще и по той причине, что ситуация в белорусской экономике не настолько плоха, считает Михаил Залесский. «МВФ смотрит, прежде всего, на внешнюю задолженность, гарантированную правительством. А она у нас небольшая, около 3 млрд. долларов. На обслуживание этой суммы даже под 10 процентов годовых нужно 600 тыс. долларов. Поэтому максимум могут выдать 1 миллиард», — отметил эксперт.
МВФ также оценивает ситуацию во внешней торговле в соотношении с экспортом. И здесь у Беларуси серьезных проблем нет, полагает М.Залесский. «Для нас баланс получается выгодным, потому что газ связан с ценой на нефть, и он, возможно, будет понижаться. Во-вторых, рассчитываться за газ Беларусь будет в российских рублях. В-третьих, нефтепродукты дешевеют не так быстро, как сырая нефть. Солярку мы будем выгодно продавать еще какое-то время. Это же касается и калийных удобрений. С этих позиций МВФ и будет, скорее всего, исходить».
К слову, в начале октября МВФ сделал прогноз, что замедление роста мировой экономики может ударить по спросу на белорусский экспорт, повышение цен на природный газ ухудшит условия торговли, а доступ Беларуси к внешнему финансированию станет более ограниченным.
В качестве рекомендации правительству тогда прозвучало пожелание сократить государственные программы, которые финансируются через госбанки, и более гибко подходить к установлению зарплаты на предприятиях. Кроме того, гораздо более значительную часть недавних и будущих повышений цен на энергоносители эксперты МВФ предлагают переложить на потребителей. Однако маловероятно, что на это согласится пойти правительство.
По мнению экс-председателя Нацбанка Станислава Богданкевича, кредиты на льготных условиях МВФ предоставляет «не просто так», а под конкретные программы экономических преобразований. В этом плане кредит МВФ выгодно отличается от российского заимствования. «Кредит России, хотя он тоже выдается на льготных условиях, не обязывает к проведению реформ. И даже наоборот: правительство может использовать его для того, чтобы не проводить никаких системных преобразований в экономике. В результате есть риск того, что Беларусь будет расплачиваться за этот кредит, продавая свои лучшие предприятия российским же олигархам», — сказал эксперт в интервью БелаПАН.
М.Залесский обращает внимание на ментальность белорусских чиновников: «Им все равно, где брать деньги: у русских, МВФ или марсиан. Логика у них такая: МВФ дадут, русские дадут, и мы еще два года спокойно поработаем. А потом будет беспокоиться». И хотя формально деньги запрашиваются для пополнения золотовалютных резервов, правительство не обязательно будет использовать деньги именно на эти цели. Возможно, деньги пойдут на латание брешей в экономике.
По планам Нацбанка, на конец 2008 года золотовалютные резервы должны составить не менее 5,5 млрд. долларов. После того, как в сентябре повысился спрос на иностранную валюту у предприятий, они сократились на 11,8% до 4,9 млрд. долларов.
Последние Комментарии