Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Беларусь и Россия на пороге нового нефтегазового кризиса
Россия не хочет менять ситуацию и идти на выравнивание цен на энергоресурсы в рамках ЕЭП... -
Ценам дали повод упасть
Организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости продукции...
- Предвыборный подарок Лукашенко: минималка увеличивается на 54,7%
- В Минске состоятся Дни делового сотрудничества с Эстонией
- Казахстан ввел запрет на экспорт растительного масла и гречки
- Зарплата в Беларуси выросла на четыре тысячи рублей
- Витебское «Сан Марко» начало поставлять элитную обувь
- Лукашенко на «Дожинках»: продуктов питания нет ни на востоке, ни на юге от Беларуси
- Лукашенко поручил еще раз проработать сахарный вопрос и закрыть тему
- Как менялась зарплата белорусов с ноября 2008 года по август 2010 года
- Европейцы открыли в Беларуси новый инструментальный завод
- Торговый баланс Беларуси
Экономика
Приватизация по-белорусски: дорого просили — ничего не получили
На этой неделе в Беларуси продавались два госпредприятия. Не мелкие — в каждом трудятся по несколько сотен человек. Наибольшую привлекательность для покупателей представлял барановичский «Бархим». Однако сумма, которую запросило государство за это предприятие, отбило всякое желание у инвесторов его покупать.
Процесс приватизации госпредприятий, к которому белорусские власти приступили по настоянию Международного валютного фонда, начался еще в августе этого года. Тогда проходил конкурс по продаже трех государственных предприятий.
Однако завершился ничем. Ни одной заявки от инвесторов подано не было. Соответственно, конкурс был признан несостоявшимся. На 23 сентября был запланирован очередной конкурс — по продаже «Речицкого текстиля» и барановичского «Бархима».
Однако и в минувший четверг организаторы конкурса в лице представителей Госкомимущества были вынуждены констатировать, что желающих покупать белорусские предприятия нет.
По данным «Белорусских новостей», одна из главных причин провала белорусской приватизации связана, главным образом, с тем, что государство просит за продаваемые активы слишком много денег. А инвесторы, понятное дело, не хотят переплачивать за приватизируемые в Беларуси предприятия.
Для примера приведем крупнейшего в стране производителя стиральных порошков и товаров бытовой химии — предприятие «Бархим». Государство готово было расстаться с акциями этого предприятия за 32,97 млрд. рублей (более 10 млн. долларов). Однако, отмечают участники инвестиционного поля, обосновать эту стоимость продажи «Бархима» достаточно проблематично.
Чистая прибыль «Бархима» по итогам работы за 2009 год составила 1,56 млрд. рублей (около 500 тыс. долларов). Несложно подсчитать, что при такой прибыли инвестору потребуется около 20 лет, чтобы вернуть деньги, отданные государству за акции барановичского предприятия.
Однако, считает председатель правления инвестиционной компании «Юнитер» Андрей Дерех, перспективы в деле приватизации «Бархима» существуют. В интервью БелаПАН эксперт подчеркнул, что белорусский производитель порошков может быть интересен стратегическим инвесторам.
«Потенциал у предприятия есть. Компания опирается на внутренний рынок и занимает на нем сильные позиции. Поэтому мы говорим, что «Бархим» — привлекательный актив. Им нужно серьезно заниматься, чтобы в результате мы получили два-три серьезных покупателя этого предприятия», — полагает Андрей Дерех. При этом он уточнил, что в процессе подготовки «Бархима» к продаже необходимо учитывать ту цену, которую готовы заплатить за это предприятие инвесторы.
Следует отметить, что цена продаваемых в Беларуси предприятий — не единственное препятствие на пути их продажи. Помимо финансовых условий, инвесторам, которые хотят купить белорусские госактивы, необходимо выполнить еще и другие требования.
Так, одним из условий продажи Бобруйского машиностроительного завода является согласие инвестора сохранять в течение двух лет после приобретения существующее количество рабочих мест. Кроме этого, государство требует от инвестора в течение первого года после заключения сделки внести в уставный фонд бобруйского предприятия вклад в размере 15 млрд. рублей.
Участники инвестиционного поля Беларуси отмечают, что эти дополнительные условия ограничивают гибкость инвестора в части оптимизации будущих затрат. Кроме этого, вклад в уставной фонд, на котором настаивает государство, инвестору нужно будет как-то окупать.
Поэтому инвестиционные компании рекомендуют вначале определить реальную стоимость белорусских активов, определить стратегию их развития, а затем уже выставлять предприятия на продажу.
Управляющий партнер компании «КПМГ» в Беларуси Александр Шкодин полагает, что финансовая отчетность приватизируемых белорусских предприятий должна быть подготовлена по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
«Это начальное условие, которое необходимо выполнить, потому что в противном случае инвестор не понимает, какой актив ему предлагают», — подчеркнул в интервью БелаПАН Александр Шкодин.
В свою очередь, Андрей Дерех считает, что в ряде случаев можно обойтись и без составления отчетности по МСФО. Главное, полагает эксперт, правильно подготовить инвестиционное предложение, чтобы инвестор захотел купить приватизируемое предприятие.
«Необходимо подготовить инвестиционный меморандум, разработать стратегию развития предприятия и затем выйти к инвесторам с предложением, которое их заинтересует», — говорит Дерех.
Главный вывод, который можно сделать на основе вышесказанного, состоит в том, что нынешняя процедура белорусской приватизации далека от совершенства. Она в ряде случаев, на которых мы акцентировали свое внимание, совершенно не учитывает интересы инвесторов. Поэтому неудивительно, что результат первого этапа белорусской приватизации оказался нулевым.
Последние Комментарии