Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Указ № 143. Предпринимателям разрешили работать без документов на товары
Но только до конца года и с возрастающими налоговыми сборами… -
Валютная выручка упала ниже плинтуса
Значительное падение валютной выручки связано с трудностями сбыта отечественных товаров на традиционном рынке — российском…
- Белорусские законы мешают привлекать иностранный капитал
- ЕЭК: обсуждать возможности введения единой валюты можно только после реализации потенциала ЕАЭС
- Россельхознадзор вернул в Беларусь пять тонн мяса птицы
- В феврале в Минске меньше всех заработали соцработники
- Более 41 тысячи квартиросдатчиков состоит на учете в налоговых органах Минска
- «Вопрос недели». Белорусская или импортная — какую одежду вы покупаете?
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
Экономика
Власти скажут «стоп!» даже ценам на импорт
Чтобы бороться с инфляцией, государство собирается регулировать цены даже на импортные товары. Как следует из постановления правительства № 1655 от 7 декабря, в расширенный перечень социально-значимых товаров попали чай и кофе. Но, как заявляют ритейлеры, контролировать цены на эти товары бессмысленно.
Правительство уже пыталось регулировать цены на чай и кофе весной-летом этого года. В мае вышло похожее постановление Совмина № 676, которым также был расширен перечень социально-значимых товаров, цены на которые регулировались Минэкономики. Но госрегулирование было временным и действовало три месяца. На сей раз никаких ограничений по срокам нет. Минэкономики будет регулировать наценки на товары, попавшие в перечень (вместо 14 теперь в списке 27 социально-значимых товаров), столько, сколько посчитает нужным.
То, что такие шаги не являются рыночными, правительство не скрывает. «Я не считаю это рыночной мерой, но эта вынужденная мера. Мы понимаем ее временный характер и сознательно идем на это», — заявил 30 ноября вице-премьер Сергей Румас, выступая в парламенте.
Главная причина, пояснил вице-премьер, — предотвратить новый скачок инфляции. По прогнозу Румаса, без ручного регулирования цены на ряд социально значимых товаров могут вырасти на 50-60%. Связано это с тем, что многие отечественные производители не хотят поставлять товар на внутренний рынок, так как рентабельность поставок на экспорт выше. И правительству приходится регулировать ситуацию с ценами, иначе предприятия обеспечивали бы внутренний рынок продукцией по более высоким экспортным ценам.
Но при чем здесь импортные товары, такие, как чай и кофе, которые приобретаются за валюту, и цены на которые зависят от цен на мировом рынке и от изменения курса?
По мнению председателя Клуба финансовых директоров Андрея Карпунина, действия правительства по регулированию цен на такие импортные позиции легко объяснить. «У белорусов традиционно в меню четыре основных напитка — молоко, водка, кофе, чай. И на эти позиции государство все равно так или иначе будет регулировать цены», — считает эксперт.
К тому же чай и кофе серьезно портят общий показатель инфляции. По данным официальной статистики, за 10 месяцев 2011 года чай подорожал на 158,3%. Среди основных продовольственных товаров лишь подсолнечное масло за этот период подорожало еще больше (+173,7%). Что касается кофе, то его цена за 10 месяцев выросла примерно в 3 раза, отмечают представители торговли.
По словам Андрея Карпунина, такой рост цен связан не только с девальвацией, но и с ростом стоимости чая и кофе на мировом рынке. И Беларусь в любом случае будем импортировать инфляцию. Поэтому правительство хотя бы ограничением максимальных наценок пытается влиять на цены на внутреннем рынке.
«Такой подход к госрегулированию цен, думаю, будет действовать на период преодоления последствий кризиса, то есть на 2012-2013 годы. Полагаю, это не последнее расширение ассортиментного перечня социально-значимых товаров», — отмечает Андрей Карпунин.
Официальные импортеры пока сдержано отреагировали на попадание чая и кофе в список товаров, цены на которые будет регулировать государство.
«На поставки чайно-кофейной продукции и продвижение на белорусском рынке будет влиять множество факторов, но сложить их в одну матрицу тяжело. Чтобы что-то прогнозировать, надо подождать, посмотреть, что будет дальше. Пока же мы как поставляли, так и будем поставлять продукцию», — заявил Naviny.by представитель компании «Авалонторг» (один из крупнейших поставщиков чайно-кофейной продукции в Беларусь).
Торговля же по поводу госрегулирования цен осталась при своем мнении.
«Налоги не уменьшаются, за аренду и электроэнергию мы платим просто сумасшедшие деньги, и от нас еще хотят, чтобы мы устанавливали надбавки так, как хочет государство. Но чтобы бизнес был рентабельным, торговля должна иметь возможность самостоятельно устанавливать наценки. Например, весной-летом на кофе можно было сделать максимальную наценку не выше 30%, хотя кому-то было необходимо и 40-50%. Если же товар не продается, то и большую наценку на него никто не сделает», — подчеркнула Naviny.by представитель одного из столичных магазинов.
Директор сети дискаунтеров «На недельку» Анна Заборонок и вовсе убеждена: регулирование цен на чай и кофе не даст правительству никакого эффекта.
«По рынку наценка на кофе составляет примерно 25%. С предельной максимальной наценкой на уровне 30%, которую установили рознице на 90 дней в этом году, никто не работает. Ведь из-за роста цен снизилась оборачиваемость товара, и нет никакого смысла держать высокую надбавку, особенно с учетом сокращения времени отсрочки по расчету за товар. Если ты имеешь оборачиваемость товара 40 дней, а отсрочку по платежам всего 20 дней, то ты должен инвестировать в товар свои деньги», — подчеркивает специалист. В таких условиях смысла ставить высокие наценки нет.
По словам Анны Заборонок, для торговли был смысл устанавливать наценки на товары свыше 30% в период перебоя с поставками и хапуна: «Розница ставила высокие надбавки не потому, что хотела больше заработать. Это был способ удержать товар на полке, потому что через месяц магазины можно было бы закрывать, так как полки были бы пустыми. И высокими надбавками розница просто сбивала ажиотажный спрос».
Ажиотаж, по ее словам, был создан не только потребителями, но и бизнесом. В кризис дистрибьюторы стали жестко чистить клиентскую базу и работать только с проверенными клиентами. В результате многие предприниматели остались без товара. Чтобы не закрыть свой бизнес, часть предпринимателей занялась нелегальным ввозом дефицитных товаров из России, часть просто закупалась в больших магазинах.
«И чтобы не происходило этой мелкооптовой скупки, на некоторую продукцию розница была вынуждена ставить высокую торговую надбавку — 35-40%. Но это был потолок. Сегодня мы смотрим на рынок, на конкурентов. И никто не будет ставить на кофе наценку в 40%, если в соседнем магазине он на 20% дешевле», — подчеркивает Анна Заборонок.
По ее мнению, правительство сосредоточилось не на той проблеме. Вместо того чтобы ограничивать цены на импортные чай и кофе, властям лучше заняться проблемой роста серого импорта.
«По некоторым чайно-кофейным позициям серьезно выросло число неофициальных дистрибьюторов. И падение продаж чая и кофе в официальной рознице произошло во многом из-за того, что у нас цены на сегодня выше, чем цены на рынке у нелегальных дистрибьюторов. Ведь если на рынке товар дешевле, то покупатель перестает покупать его в магазине. А в результате теряет деньги розница и государство, которое недополучает налоги».
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева