Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Зарплаты белорусов упадут до политически приемлемого уровня
«Запускать станок, чтобы обеспечить рост зарплат, правительство не будет, но сложно предположить, что в предвыборный год экономические власти допустят…» -
Рост цен может больно ударить по карманам белорусов
В Беларуси отменят мораторий на рост цен и вернут свободное ценообразование. Насколько в результате вырастут цены?
- МНС оценивает объем теневой экономики Беларуси в 11%
- Завершена ратификация соглашения ЕАЭС об устранении технических барьеров в торговле со странами СНГ
- С начала года средняя стоимость аренды помещений в бизнес-центрах Минска снизилась на 12%
- Данные опроса: более 20% СТО могут приостановить свою деятельность
- Предприниматели проработали схему, которая поможет ИП торговать товарами легпрома с документами
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Российскому капиталу Минск открыл интеграционные ворота
Экономическое взаимодействие Беларуси с Россией — палка о двух концах. С одной стороны, работа Таможенного союза и подключение Минска к созданию Единого экономического пространства с участием России и Казахстана способны дать импульс белорусской экономике. С другой стороны, кризисные явления в ней толкают к дальнейшему усилению зависимости от России.
В прошедшем году Россия сохранила статус ключевого внешнеторгового партнера Беларуси. По итогам 11 месяцев ее доля в общем объеме внешней торговли Беларуси составила 45,3%.
Существенное влияние на двустороннюю торговлю стал оказывать Таможенный союз. С 1 июля 2011 года на белорусско-российской границе был полностью отменен таможенный контроль. В июле прошлого года приступила к работе объединенная коллегия Комиссии Таможенного союза, в состав которой вошли руководители таможенных служб Беларуси, России и Казахстана.
Летом прошлого года эта тройка стран начала формирование Единого экономического пространства (ЕЭП). В ходе переговоров о создании ЕЭП белорусская сторона добивалась отмены квот и других ограничений на поставки белорусской продукции, в первую очередь продовольствия, на российский рынок, но при этом отказалась унифицировать ценовую политику внутри Таможенного союза.
18 ноября прошлого года президенты Беларуси, России и Казахстана на встрече в Москве подписали декларацию о евразийской экономической интеграции и договор о Евразийской экономической комиссии (она заменила комиссию Таможенного союза). Также они договорились завершить до 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, и создать на этой основе Евразийский экономический союз.
На пресс-конференции по итогам встречи Александр Лукашенко выражал полное удовлетворение достигнутыми договоренностями и утверждал, что их реализация приведет к существенному росту белорусско-российского товарооборота.
Минувший год прошел без торговых войн между Минском и Москвой. Общий объем двусторонней торговли с января по ноябрь 2011 года составил 35,6 млрд. долларов, увеличившись по сравнению показателем за аналогичный период 2010 года на 10,9 млрд. долларов.
Прирост был характерен как для белорусского экспорта в Россию, так и для российского импорта в Беларусь. В частности, согласно белорусским статистическим данным, в январе-ноябре 2010 года Беларусь экспортировала в Россию товаров на 8,9 млрд. долларов, импортировала из России — на 15,8 млрд. долларов. За тот же период 2011 года объем белорусского экспорта в Россию составил 13,3 млрд. долларов, а российского импорта в Беларусь — 22,6 млрд. долларов.
Как видим, вхождение в Таможенный союз не помогло Беларуси снизить размер отрицательного сальдо в торговле с Россией. Напротив, оно увеличилось с 6,9 млрд. долларов в 2010 году до 9,3 млрд. долларов в 2011 году.
В структуре белорусского экспорта в Россию в прошлом году преобладали машины, оборудование и транспортные средства, грузовые автомобили, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Из России импортировались преимущественно топливно-энергетические товары (в период с января по август 2011 года удельный вес этой группы товаров составил около 65% общего объема белорусского импорта из России), металлы и изделия из них, транспортные средства.
По сложившейся традиции приоритетными для белорусского руководства оставались вопросы приобретения в России нефти и природного газа.
В декабре 2010 года Москва сняла пошлину на поставляемую Беларуси нефть и обязалась давать ее без ограничений по объемам. Но — при важном условии: чтобы Минск ратифицировал пакет документов по созданию ЕЭП и согласился перечислять в российский бюджет в стопроцентном объеме экспортные пошлины от нефтепродуктов, выработанных из российского сырья.
В январе прошлого года было дополнительно выдвинуто требование выплачивать российским компаниям-поставщикам премию в размере 46 долларов с тонны нефти для обеспечения равнодоходности поставок на все направления. Белорусские официальные лица хоть и не были в восторге, но предъявленные требования приняли, и объем поставок российской нефти вновь достиг 21 млн. т, как это было до 2010 года.
В ноябре прошлого года Россия согласилась снизить с нового года цену на поставки природного газа для Беларуси с 279 до 165,6 доллара за 1000 кубометров и гарантировала обеспечение нужных объемов транзита газа по белорусской территории в страны ЕС. Со своей стороны, белорусское руководство согласилось на полную передачу россиянам контроля над «Белтрансгазом», продав вторую половину его акций за 2,5 млрд. долларов (эти деньги поступили в Минск в декабре).
Осенью прошлого года Москва также выразила готовность предоставить кредит в 10 млрд. долларов на строительство белорусской АЭС. Стоит напомнить, что ранее россияне были готовы выделить на строительство АЭС не более чем 6 млрд. долларов.
В конце минувшего года Беларусь получила 1 млрд. долларов кредита российского «Сбербанка» (формально деньги предназначались для ОАО «Беларуськалий») и 440 млн. долларов второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
В 2012 году, как заявил российский посол в Минске Александр Суриков, Беларусь получит 800 млн. долларов третьего транша кредита по линии ЕврАзЭС и около 500 млн. долларов первого транша экспортного госкредита на строительство Островецкой АЭС. Кроме того, по словам российского дипломата, Беларусь сможет сэкономить около 2 млрд. долларов за счет снижения цены на российский газ.
Однако московские «пряники» на этом не закончились. В конце декабря российская сторона полностью отказалась от взимания премии за поставки нефти в Беларусь и обязалась предоставлять ее со скидкой в 3,7 доллара за тонну. В итоге российская нефть для Беларуси подешевеет примерно на 30 долларов за тонну.
Достигнутые договоренности были восприняты в Минске с нескрываемым удовлетворением. Глава белорусского правительства Михаил Мясникович заметил, что за счет изменения условий поставок нефти и газа Беларусь сможет сэкономить до 4 млрд. долларов. Еще дальше пошел Александр Лукашенко, который спрогнозировал возможность выхода Беларуси в 2012 году на положительное сальдо внешней торговли в объеме до 1,5 млрд. долларов.
Многие наблюдатели расценили поведение официальной Москвы как возвращение к политике субсидирования Беларуси. Отчасти с такими утверждениями можно согласиться, но нельзя не отметить тот факт, что на этот раз россияне предоставляют белорусскому руководству помощь не просто так, ради красивой идеи интеграции, а на вполне конкретных условиях. Главными из них являются следование в фарватере российской политики и расширение доступа российского капитала к белорусским производственным объектам и белорусскому рынку.
Поддержка с российской стороны ободрила официальный Минск и позволила сгладить остроту кризисных явлений в экономике. Более того, белорусские руководители восприняли эти подарки как подтверждение правильности избранного курса.
Безусловно, предоставленная помощь поспособствует консервации на некоторое время системы власти, сложившейся в Беларуси. Однако изменения, происходящие сегодня в России, прежде всего в связи с ростом активности граждан и присоединением страны к ВТО, не позволят сохранить надолго нынешнюю модель белорусско-российского взаимодействия. А без российской подпитки белорусская система вряд ли будет жизнеспособной (со всей очевидностью это подтвердили события прошлого года).
Можно предполагать, что в нынешнем году проникновение российского капитала в белорусскую экономику продолжится. Оно вряд ли приобретет характер широкомасштабной экспансии. Итоги прошедшего года показали, что россияне не спешат расхватывать белорусское «фамильное серебро» на любых условиях. Но в отдельных сферах (в первую очередь в области энергетики) российские деловые круги будут проявлять активность, используя возможности интеграции.
Вне всякого сомнения, белорусское руководство не будет приветствовать этот процесс и попытается по максимуму сдержать его. Однако избранный Минском в прошлом году восточный курс объективно ограничивает возможности сопротивления.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева