Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Спасти экономику Беларуси. Власти верят в скорый рост цен на нефть
Рост мировых цен до 80 долларов за баррель позволит белорусской экономике выйти из рецессии, но не решит ее структурных проблем… -
Белорусы выживают под крышей патерналистского государства
Массовая потребность в реформах — это индикатор, показывающий, насколько население недовольно материальным положением.
- Лукашенко: Строить «Минск-Мир» должны все республики, входившие в Югославию
- В Беларуси планируют создать алкогольный холдинг
- В Беларуси объем инвестиций в основной капитал снизился почти на 10%
- За пять месяцев ВРП вырос только в Минской области
- По дороге в Крым появится больше белорусских АЗС в Украине
- Топ-10 товаров и услуг, подорожавших с начала года
- Шумченко: кроме нас самих о проблемах малого бизнеса властям никто не скажет
- Лукашенко: главное — удержать зарплату на уровне прошлого года
- Лукашенко: зарплату будем двигать вверх по мере возможности
- Лукашенко: Казахстан закрылся от российской продукции, а мы что?
Экономика
Инновации по-белорусски: забрать у частника, чтобы отдать государству
Власти опять лезут в карман частного бизнеса. Не успел негосударственный сектор переварить налоговый беспредел, как свалилась новая напасть. Александр Лукашенко потребовал от правительства обязать частные компании вновь отчислять средства в отраслевые инновационные фонды.
Похоже, инновационное развитие экономики сильно барахлит, раз президент решил оттяпать на эти цели кусок доходов частников. И то, что думают об этом в бизнес-кругах, уже не важно. Власть и так уже подмочила в этом году свою репутацию активного радетеля интересов бизнеса, особенно в части изменения налоговой нагрузки. Значит, бизнес можно доить и дальше.
По оценкам Минфина, в текущем году общий объем ресурсов инновационных фондов должен составить 4,7 трлн. рублей. Сумма солидная, но президенту не понравилось, что сокращается доля инновационных фондов в валовом внутреннем продукте. В 2011 году она составила 0,7% против почти 2% в 2009-м.
Кроме того, за последние годы существенно сократилось количество предприятий, вносящих отчисления в инновационные фонды. Если в 2009 году общее количество организаций-плательщиков составляло более 25 тыс. (включая сферу торговли), то в 2011 году их осталось в десять раз меньше.
Под сокращение, напомним, попали и частные предприятия. Еще в 2010 году из числа плательщиков были исключены негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере торговли, а с 2011 года перестали формировать инновационный фонд Минстройархитектуры и негосударственные строительные организации.
И частный бизнес не заинтересован возвращаться к старой порочной практике изъятия денег, особенно сейчас, когда далеко не все восстановили свое финансовое положение после 2011 года. А как показывает практика, напрягать отчислениями в инновационные фонды власти умеют, да еще как.
«Отчисления в инновационные фонды являлись существенной нагрузкой на частный бизнес. Например, в подобный фонд Минстройархитектуры фирмы вынуждены были перечислять до 14,5% от себестоимости строительно-монтажных работ. В торговле эти отчисления составляли от 0,25% до 1% от себестоимости. Но это тоже были большие затраты», — напомнил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
Производить новые отчисления бизнесу предложат уже из прибыли. Но это еще хуже, считает сопредседатель РКП. «Ведь если раньше эти отчисления включались в затраты, бизнес хотя бы экономил на налоге на прибыль. А теперь он будет вынужден заплатить все налоги, а потом еще и направить средства в инновационный фонд», — отметил Маргелов.
Вот только финансовые проблемы бизнеса главу государства, похоже, не волнуют. «Мы им оказали колоссальную поддержку по углеводородам, переработке. Они платят за газ меньше, чем в Германии. Поэтому не надо страдать за них, что они бедные и нищие. Пешком никто не ходит, особенно частники. Все должны быть в равных условиях, все должны платить», — заявил Лукашенко 13 марта на совещании по вопросу формирования инновационных фондов.
Правда, есть большие сомнения, что, начав по новой доить бизнес, власти добьются того, что белорусская экономика станет более инновационной. Одной из причин активного сопротивления бизнеса отчислять что-то в инновационные фонды как раз являлось неэффективное и бесконтрольное распределение денег.
По данным Минфина, две трети расходов фондов идут не на инновационную деятельность, а тратятся на цели, финансирование которых и без того предусмотрено бюджетом, тем самым превращая инновационный фонд в обычный инвестиционный.
Нецелевое, незаконное и неэффективное использование инновационных средств регулярно фиксирует и Комитет госконтроля. Так, за три последних года проверками КГК таких фактов установлено на сумму свыше 12 млрд. рублей. Во многих случаях инновационные средства пропадают, не принося никакой прибыли государству и предприятиям, признают в КГК.
«Минторг, например, использовал деньги на финансирование «Дожинок», замену крыш, окон, холодильного оборудования в госмагазинах, на финансирование государственных объектов сферы услуг. А все потому, что проблематично было найти инновационные проекты на собранные суммы денег. В Министерстве архитектуры и строительства деньги в основном шли на закупку кранов для госпредприятий. Частные строительные организации при этом ничего не получали, кроме недобросовестной конкуренции», — отмечает Виктор Маргелов.
Лукашенко, естественно, потребовал повысить эффективность использования средств инновационных фондов. Однако усилия государства ничего ему не принесут, уверен Виктор Маргелов.
«Если собрать 2-5 млрд. рублей и направить их, например, на реализацию пяти лучших проектов, был бы толк. Но будет, скорее всего, как раньше: деньги со всех соберут и по установленным критериями дадут госпредприятиям или приближенным к ним. И, например, Госкомитет по науке и технологиям с радостью найдет 40 проектов на запланированные дополнительно 400 млрд. рублей, съест их, и ничего экономике, кроме вреда, от этого не будет», — считает он.
Лукашенко, кстати, поручил восстановить справедливость в части распределения средств. «Формируют фонды все, доступ к их средствам имеют также все: и государственные, и частные предприятия», — заявил глава государства.
Но эксперты полагают, что частный бизнес, как и раньше, не получит на инновации ни рубля. «Смысл существования инновационных фондов — развитие отраслей прежде всего госсектора. Частные компании не могут пользоваться ресурсами фондов», — отметил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Таким образом, убеждены представители делового сообщества, власти опять будут забирать деньги у частников и раздавать госпредприятиям на их нужды.
Последние Комментарии