Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Сельское хозяйство еле дышит, и лечить его все дороже
    Задолженность сельскохозяйственных организаций по кредитам и займам достигла 50 трлн. рублей…
  2. Табачный рынок Беларуси будет дымить по-новому
    С 1 июля табачный рынок ждет ряд изменений. Самое существенное — это запрет на выкладку сигарет в витринах.


Экономика

Экономические тренды-2012: как мы прожили первые полгода

 

После прошлогоднего кризиса первая половина 2012 года оказалась спокойным периодом: стремительный рост цен прекратился, зарплаты потихонечку повышались, а сбережения можно было вновь хранить в рублях. Что обеспечивало нам спокойную жизнь в первом полугодии? Как может измениться ситуация во второй половине текущего года? Чтобы ответить на эти вопросы, эксперты Naviny.by обратили внимание на экономические тренды первого полугодия и указали на возможные угрозы, которые нам несет вторая половина года.


Корни белорусских достижений

В первой половине года ключевые макроэкономические индикаторы Беларуси показывали положительную динамику. Так, месячная инфляция замедлилась до 1,5-1,9% против 2,3-8,2% в четвертом квартале 2011-го.

После резкой прошлогодней девальвации (на 178,3%) курс рубля по отношению к доллару в первом полугодии даже снизился на 30 рублей (с 8350 на 1 января до 8320 рублей на 1 июля). В то же время средняя зарплата на фоне стабильного курса за первые пять месяцев текущего года выросла почти на 700 тыс. рублей (с 2,88 млн. в декабре до 3,56 млн. рублей в мае).

Достаточно неплохо в первом полугодии выглядели и другие макроэкономические индикаторы: рост ВВП за январь-июнь составил 2,9%, а положительное сальдо внешней торговли товарами, вопреки пессимистичным прогнозам МВФ, превысило в январе-мае 1,5 млрд. долларов. В общем, судя по экономическим показателям, жили мы в первой половине года неплохо. Правда, такая благодать после прошлогоднего финансово-экономического кризиса несколько настораживает.

Благодаря чему Беларуси в первой половине 2012-го удалось переломить негативные тенденции прошлого года?

Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук отмечает, что большое позитивное влияние на экономическую ситуацию в первом полугодии оказали достигнутые с Россией договоренности по энергоносителям.

«В ряду факторов, которые позволили стабилизировать в первом полугодии экономическую ситуацию, на первое место можно поставить ситуацию с энергоносителями. Благодаря снижению цен на газ нам удалось существенно снизить стоимостный объем импорта. С другой стороны, пересмотр условий поставок российской нефти позволил нам увеличить экспорт нефтепродуктов. Произошло также увеличение экспорта пресловутых растворителей и разбавителей. Достигнутое благодаря этому положительное сальдо в торговом балансе позволило стабилизировать ситуацию на денежном рынке», — констатирует Дмитрий Крук.

К этому можно добавить, что определенный вклад в сохранение макроэкономической стабильности внес в первом полугодии и Национальный банк. Несмотря на попытки высокопоставленных правительственных чиновников смягчить денежно-кредитную политику (путем резкого снижения ставки рефинансирования), центральному банку удалось настоять на своем и предотвратить колебания на финансовом рынке.

Вопрос в том, как долго достигнутая стабильность в экономике сохранится. Сегодня просматривается несколько угроз, которые могут реализоваться во втором полугодии и повлиять на состояние белорусской экономики.


Угрозы второго полугодия

Опасения у наблюдателей вызывает запланированное на второе полугодие повышение зарплат. Александр Лукашенко ранее поставил задачу довести среднюю зарплату к концу 2012 года до 500 долларов. В этой связи на август и октябрь запланированы два повышения ставки первого разряда, от размера которой напрямую зависят зарплаты бюджетников. Министр труда и социальной защиты заявила 12 июля, что решение о повышении ставки первого разряда в августе уже готовится

Экономисты обращают внимание, что запланированный рост зарплат превысит темпы роста производительности труда, а значит, может спровоцировать инфляционные процессы.

В мае, напомним, средняя зарплата достигла 3,59 млн. рублей, что выше уровня декабрьской зарплаты 2011-го почти на 700 тыс. рублей.

«Доведение зарплаты до 500 долларов в эквиваленте к концу 2012 года будет означать, что по сравнению с декабрем 2011-го номинальная зарплата вырастет на 46%. С учетом запланированной инфляции на этот год (22%) реальный рост зарплаты в этом случае составит около 20%, что однозначно будет превышать темп роста производительности труда», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Стимулирование внутреннего спроса через увеличение заработной платы и снижение процентных ставок является одной из угроз для экономики во втором полугодии, полагает Дмитрий Крук.

«Радикальное смягчение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики — угроза № 1 во втором полугодии. Вторая угроза — замедление роста в глобальной экономике, что может на нас отразиться через Россию», — говорит экономист BEROC.

Третья угроза, полагает эксперт, выражается в том, что если не удастся рефинансировать предстоящие по внешнему долгу платежи, которые приходятся на конец 2012-го — начало 2013-го гг., то резервы станут сокращаться, и это может спровоцировать ажиотажный спрос на валюту.

В то же время наблюдатели не уверены, что переговоры с кредиторами удастся благополучно завершить к концу текущего года.

«До сих пор правительством не была представлена программа, которая бы учитывала рекомендации МВФ. Заявления о доведении зарплаты до 500 долларов к концу года также вызывает озабоченность фонда. Кроме того, политические сложности, которые сложились у нас со странами-членами фонда, также пока не устранены. Поэтому вероятность того, что мы до конца года начнем переговоры с фондом, достаточно велика, а вот получение денег к концу года находится под большим вопросом», — говорит Александр Чубрик.

Еще одна угроза второго полугодия — изменение ситуации в торговом балансе.

В январе-мае белорусский экспорт вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,63 млрд. долларов. При этом прирост экспорта нефтепродуктов, растворителей и разбавителей, смазочных масел составил более 5 млрд. долларов. Таким образом, вклад перечисленных трех товарных позиций в увеличение белорусского экспорта составил почти 90%.

В последние месяцы в белорусских и российских СМИ появилось много предположений о том, что Беларусь, чтобы не перечислять пошлины в российский бюджет, экспортирует под видом растворителей и разбавителей нефтепродукты. Отсюда якобы и резкий рост белорусского экспорта растворителей и разбавителей, а также смазочных масел. Экспорт перечисленных товарных позиций в январе-мае вырос в денежном выражении в 5,8 и 53 раза соответственно.

Посол России в Беларуси Александр Суриков ранее заявил, отвечая на вопрос БелаПАН, что российская сторона намерена разобраться в этой истории. Ведь если предположения СМИ подтвердятся, потери российского бюджета могут измеряться в миллиардах долларов.

С другой стороны, существует версия, что Беларусь не захочет ссориться с Россией и сама свернет поставки растворителей и разбавителей. В общем, будущее растворительно-разбавительного бизнеса под большим вопросом.

«Растворители и разбавители — основной источник, который сейчас формирует профицит торгового баланса Беларуси. В случае, если эта составляющая в нашем экспорте исчезнет, ситуация в торговом балансе может ухудшиться, и давление на валютном рынке будет постепенно нарастать», — предполагает Дмитрий Крук.

Кстати, 18 июля в Минске состоится союзный Совмин, в котором примет участие премьер-министр России Дмитрий Медведев. В повестку дня заседания включен вопрос о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере. По неофициальной информации Naviny.by, вопрос о белорусских растворителях и разбавителях также будет обсуждаться.

Оценить материал:
Средний балл - 4.23 (всего оценок: 17)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Беларуская экономика и беларуские юристы в синтезе, как смехослезный комкс у цирке. Но очень забавный для школьников, да и взрослых. А суть Вашего «предолгого» вникания в инфляционные процессы в том, что министрам Снопкову, Харковцу и Админам хорошо известно воздействие регулируемых цен по наименованиям в корзине Белгосстата на показатель инфляции. А если еще регулировать уровень потребления товаров домохозяйствами и уровень расходов предприятий, к примеру, на приобретение дорогостоящих товаров, замену, модернизацию основных средств, то проявление реального вздутия цен можно затянуть на многие и многие годы. При этом внутренне (из страны) даже не будет особо заметно, но будет заметно при сравнении уровней жизни граждан в стране с уровнем граждан в других странах.
  • Вах! Вам, м-р Нет, только законотворцем быть. Чтоб юристы долго-предолго вникали в суть воспринятого. :)
  • Я.Романчук прошел этап кандидата в президенты РБ, я же нет. А стреляя расчетами по реальной статистике-мишени, можно говорить не о прямом попадании, а точности. Независимо от расчетов в условиях прямой видимости или в закрытой области госстатистики по видимости воздействия деяний на условия, находящиеся в прямой видимости (по косвенным показателям). Так, считается, что «Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги». Но, поскольку в Беларуси цены, в основном, регулируемые государством, то и ИПЦ/инфляция, рассчитываемый Белстатом, можно назвать также регулирумым. И если посчитать инфляцию по косвенным показателям, то она отличается от белстатовской на целый порядок. Тем самым, отражая величину будущего повышения цен по реальным условиям рыночных отношений в отличии от повышения регулируемых цен на учтенных для статистического расчета наименований товаров.
  • НЕТ, уважаю вашу дотошность, но сравнительные данные охотней восприму от Я. Романчука. В этой области, как в артиллерии, важны не беседы на тему, а подобно полигону - прямое попадание. Пардон, дружище, круглых столов пока не предвидится...
  • По мнению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 1976 года Милтона Фридмана: «Инфляция — одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении». Монетаризм считает, что инфляция вызвана в основном денежными факторами, то есть финансовой политикой государства. Милтон Фридман утверждал, что «Инфляция всегда и везде является денежным феноменом». Монетаристы считают, что формула влияния денежного обращения на инфляцию такова: MV=PQ, где M - это номинальная денежная масса; V - скорость обращения денег; P - цены; Q - количество товаров. Инфляция – это превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен. Инфляция в Беларуси (или, как говорится в официальных статистических сводках, индекс потребительских цен) рассчитывается по достаточно беларуской методике. Там учитываются цены не на все товары, а только на те, которые были включены в специальную корзину. Список цен, по которым ведется расчет инфляции за прошлый месяц, можно найти на сайте Белстата по ссылке belstat.gov.by/homep/ru/indicators/consume_prices/main1.php и сравнить с тем, что вы видите у себя в магазине. Для своих расчетов Белстат часто берет регулируемую цену какого-то определенного социально значимого продукта, а вот найти в магазинах именно эту его вариацию сложновато. Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой: из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор. А в целом, из частного в государственный сектор и госрасходы. Рост цен в свою очередь снова повышает государственные расходы.