Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики... -
Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…
- Старейшее кожевенное предприятие страны — могилевский «Кожевник» — признано банкротом
- В Бордо прошла презентация возможностей сотрудничества Беларуси с французскими компаниями
- Минтранс Беларуси обсудит с Россией вопрос автоперевозок
- Эффект от БКА превысил стоимость всей космической системы страны
- Положительное сальдо внешней торговли товарами исчерпано за месяц
- «Вопрос недели». Что сделало новое правительство за первые 100 дней?
- Лукашенко почувствовал «некое равновесие» в экономической ситуации
- «Вопрос недели». Белорусская или импортная — какую одежду вы покупаете?
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
Экономика
Власти не справляются с госсектором, но хотят порулить частным бизнесом
Сегодня широко в прессе обсуждается возврат института «золотой акции», который может быть реализован путем назначения представителей государства в органы управления частных компаний. Данная инициатива, что интересно, появилась в ситуации, когда система корпоративного управления государственными предприятиями, мягко говоря, далека от совершенства.
Топ-менеджеры госпредприятий… — мастера и технологи
Роль госсектора в экономических показателях страны велика. По данным Минэкономики, на предприятия с госдолей приходится почти 80% общего объема промышленного производства и порядка 60% чистой прибыли. Столь впечатляющие цифры обеспечивают, главным образом, валообразующие предприятия.
О высокой концентрации белорусской экономики говорится постоянно. К слову, Минфин в начале этого года отмечал, что 40% доходов консолидированного бюджета формируется лишь 100 предприятий, а 50% республиканского обеспечивается 70 организациями.
Вместе с тем, госсектор — это гораздо больше, чем несколько десятков госпредприятий.
По данным Минэкономики, в стране насчитывается более 1700 субъектов хозяйствования, имеющих госдолю, причем в 1500 хозяйственных субъектов госдоля превышает 50%. Таким образом, у государства, имеющего контрольный пакет акций, есть все возможности управлять этими предприятиями. Кто же руководит работой госпредприятий?
В предприятиях с госдолей интересы государства отстаивают направленные туда госпредставители. Причем практически во всех случаях госпредставителями являются госслужащие.
«У государственного представителя государственное лицо, хотя допускаются и другие варианты. На сегодняшний день 90% государственных представителей являются государственными служащими», — констатировала начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Юлия Медведева, выступая на недавнем заседании Республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского.
Представитель Минэкономики уточнила, что вознаграждение, которое получают госпредставители, невелико. Поэтому, отметила Юлия Медведева, пригласить специалистов со стороны для работы в качестве представителя интересов государства не представляется возможным. Соответственно, выполняют функцию госпредставителя в акционерных обществах государственные служащие.
«Поэтому и ситуация такая: государственному служащему, который занят по основному месту работы, еще приходится в нагрузку быть государственным представителем в нескольких обществах», — констатировала Юлия Медведева.
Понятно, что ситуация, когда работа в хозобществах дается в нагрузку к основной работе и по минимуму оплачивается, вряд ли способствует качественному корпоративному управлению госсектором.
Но это еще полбеды. Членами совета директоров предприятий с госдолей зачастую являются специалисты, компетенция которых вызывает вопросы.
«В 76% хозяйственных обществ с участием государства в состав совета директоров входят работники, соответствие квалификации которых компетенциям такого органа как совет директоров можно поставить под сомнение», — сообщила Юлия Медведева.
В состав советов директоров зачастую входят мастера и технологи. «Среди топ-менеджеров также встречаются заведующий складом, заведующий прачечной, водитель погрузчика, оператор электронного набора, слесарь по ремонту автомашин и оборудования», — констатировала Медведева.
В этой связи представитель Минэкономики высказала мнение, что «как минимум компетенция каждого члена совета директоров должна быть никак не меньше, чем у исполнительного органа, чтобы директор мог прийти и посоветоваться по каким-то вопросам».
В общем, как видим, система управления госпредприятиями полна кадровых проблем. Казалось бы, государство, как собственник многих предприятий, должно бросить все силы для повышения качества корпоративного управления госпредприятиями. Однако вместо этого власти собираются наводить марафет в частном секторе.
«Золотая акция» возвращается
В настоящее время в парламенте находится законопроект о внесении изменений в закон о приватизации, который предоставляет облисполкомам и Минскому горисполкому право назначать госпредставителей в… частные компании. Точнее — в те частные компании, которые когда-то находились в государственной собственности.
При этом непонятно, в каких случаях исполкомы смогут назначать своих представителей в органы управления частных компаний, и это вызывает большие опасения у делового сообщества.
«По каким причинам исполком может назначить госпредставителей в акционерное общество, непонятно. Этот представитель может одним махом перечеркнуть работу самого профессионального наблюдательного совета», — полагает сопредседатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Лев Карпач.
Напомним, что законопроект о внесении изменений в закон о приватизации уже принят в первом чтении и может быть принят во втором чтении осенью этого года. Если вышеназванные поправки в закон о приватизации вступят в силу, в страну фактически вернется «золотая акция», заявляют представители международных финансовых организаций.
«Мы рассматриваем введение изменений в законодательство как возврат «золотой акции», которая существовала в стране с 1998-го по 2008 год», — говорит глава представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Беларуси Ольга Щербина.
По мнению IFC, принятие подготовленных поправок в закон о приватизации может быть негативно воспринято инвесторами.
«Мы считаем, что внесение изменений в закон о приватизации отрицательно скажется на инвестиционном имидже Беларуси, притоке в страну иностранных инвестиций, а также снизят интерес инвесторов к приватизации государственных предприятий», — подчеркнула Ольга Щербина.
Схожей точки зрения придерживаются и белорусские экономисты.
«Принятие подготовленного законопроекта будет огромным ударом по инвестиционной привлекательности Беларуси. Никакие планы по притоку прямых иностранных инвестиций после этого не могут быть выполнены», — убежден руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
По его мнению, принятие данного законопроекта ставит крест на развитии частного сектора в стране.
«В мире практически нет стран, которые бы обеспечили свое развитие без института частной собственности. Мы этот институт сейчас на корню рубим, игнорируя индонезийский, сингапурский и опыт других стран, где бывает Александр Лукашенко», — подытожил Романчук.
Последние Комментарии