Другие материалы рубрики «Экономика»
-
«Доброном» обещает вернуть долги и надеется, что сеть не закроют
Приостановка работы магазинов не решает проблему неплатежей, а лишь усугубляет ее… -
Белорусские и российские производители вагонов встретятся в суде
ОАО «Алтайвагон» требует с осиповичских вагоностроителей 5,4 млн. долларов…
- ОАО «Коминтерн» поставит в Иран мужские костюмы на 500 тысяч долларов
- За год в Беларуси купили 117 тонн шоколада
- В Беларуси открылись первые оптовые склады на рынке
- Новые правила — цены на бытовые услуги должны быть указаны только в белорусских рублях
- Компания Heineken рассчитывает получить 10 тыс. тонн элитного ячменя в Беларуси
- Как меняется зарплата белорусов. Май-2015
- Топ-10 товаров и услуг, подорожавших с начала года
- Шумченко: кроме нас самих о проблемах малого бизнеса властям никто не скажет
- Лукашенко: главное — удержать зарплату на уровне прошлого года
- Лукашенко: зарплату будем двигать вверх по мере возможности
Экономика
Как привлечь инвестора в Беларусь и удержать
Процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь идет, как известно, не блестяще. Что надо сделать, чтобы появились основания увидеть свет в конце туннеля?
Юридическая нестабильность как основная проблема в привлечении инвестиций
В рамках проекта «Рефорум», реализуемого Белорусским институтом стратегических исследований (BISS), Ассоциация европейского бизнеса подготовила предложения по привлечению прямых иностранных инвестиций в Беларусь.
Предложения «исходят из существующих реальностей», подчеркнула руководитель юридического направления Ассоциации Марина Дымович. Она отметила наличие юридических проблем в процессе привлечения инвестиций. В числе прочего — ретроспективный характер нормативных правовых актов, нестабильность норм валютного регулирования, принцип приоритета законодательства над договором.
На практике это означает, что договоры, которые заключаются с инвестором, действуют, пока не вносятся изменения в законодательство, в соответствии с которым приводится договор. Отсутствие стабильности договора является негативным фактором, подчеркнула эксперт.
Еще пример — нередко нормативные акты в сфере налогового законодательства принимаются в феврале-марте, а действовать начинают с января того же года: «Можно объяснить необходимость их принятия, однако это очень похоже на латание дыр. В данном случае не работает принцип, когда законодатель предвосхищает какие-то изменения в жизни общества».
Таким образом, основной проблемой можно назвать нестабильность законодательства, отметила Марина Дымович. Для смягчения воздействия таких факторов, считает юрист, необходимо четко прописывать, к какой группе инвесторов применяется или не применяется та или иная норма.
Есть еще практика предоставления индивидуальных льгот и преференций отдельным инвесторам: «Мы исходим из того, что практика индивидуальных льгот подрывает имидж нашей инвестиционной среды. Льготы могут служить фактором привлечения инвесторов на определенные позиции, но есть непонимание того, как это будет работать в дальнейшем, сохранятся ли льготы при реализации следующего проекта».
Эксперты предлагают ввести более четкое и прозрачное регулирование процесса инвестиций. Например, те же льготы должны быть изначально определены для инвесторов в определенных секторах экономики.
В настоящее время, констатируют эксперты, существует проблема формального подход к отношениям с инвестором, тогда как требуется «персонификация» государственного органа», который бы аккумулировал информацию о возможностях инвестирования в Беларуси.
«По определенному проекту должен работать определенный чиновник, который будет сопровождать инвестиционный проект с начала до конца. Оценка эффективности коммуникации здесь была бы полезна», — отметила юрист.
Как преодолеть синдром «Коммунарки»
Безусловно, инвесторы, приходя в Беларусь, изучают кейсы своих предшественников. Национализация кондитерских фабрик «Спартак» и «Коммунарка» до сих пор на слуху, а судьбу людей, вложивших в них средства, повторить не хочет никто.
В этой связи председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец обратил внимание, что еще в директиве № 4 о поддержке предпринимательства есть положение, согласно которому при спорности трактовок законодательства принимается сторона предпринимателя:
«Есть добросовестные предприниматели, потерявшие собственность, в том числе по решению судов. Если государство гарантирует, что больше безобразничать не будет, возникает вопрос, где работа над ошибками. Что будет с теми, кто потерял свой бизнес. Таких собственников не так уж много. Это нервный вопрос для госорганов, ответа на вопрос нет».
Когда инвестор приходит в новую для себя страну, прежде всего смотрит на правоприменительную практику, которая была до его прихода, и пытается обезопаситься: «И даже если он купит предприятие, предпочитает подождать до окончания срока исковой давности и только потом вкладывать средства. Если мы хотим, чтобы это было быстрее, значит, срок исковой давности надо сокращать».
В этой связи бизнес-сообщество предложило ввести срок действия исковой давности три года после начала сделки. Однако, сообщил председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации, Комитет госконтроля выступает против, исходя из возможности скрытых нарушений. Однако при такой хорошей системе контроля, которая есть при КГК, можно создать комиссию по аудиту приватизационных сделок, считает Александр Швец.
«Надо, чтобы было, как в «Собачьем сердце» — чиновники дали такую справку, после которой другие не нужны. Думаю, любой инвестор даже профинансирует этот аудит», — заключил эксперт.
Марина Дымович полагает, что события, связанные с процессом национализации некоторых предприятий, обросли рядом мифов и легенд как раз потому, что представители госорганов не изложили публично официальную позицию: «Очень важно, чтобы государство научилось высказывать свое мнение, запустив процесс коммуникаций на более высоком уровне».
На существующие негативные кейсы должна быть официально опубликована информация с развернутой мотивировкой оснований принятия такого решения и ссылками на законодательство, отметил глава направления по работе с госорганами Ассоциации европейского бизнеса Евгений Мордосевич.
По его мнению, следует расширить задачи и функции Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП) в части осуществления политики приватизации и привлечения прямых иностранных инвестиций. В том числе, сконцентрировать на площадке НАИП все информационные потоки о возможностях инвестирования в Беларусь. Следует также рассмотреть возможность по формированию площадок профессиональных управленцев, консультантов, оценщиков и т.д.
Эксперты считают, что следует децентрализировать систему принятия решений по инвестиционным проектам при сохранении стратегической централизации на уровне президента.
Можно ли привлечь инвестора, по сути ничего не меняя в экономике
Заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса Марина Боровко отметила необходимость решения экономических проблем на национальном уровне.
Среди них — зависимость внешних доходов страны от ценовой политики России, преимущественная специализация национального экспорта на товарах добывающих отраслей, сырьевых товарах, значительный дисбаланс в составе и географии экспорта, сокращение номенклатуры экспорта в страны ЕС, уменьшение доходности национального экспорта на мировом рынке.
«Необходима диверсификация товарного экспорта. Стоит вкладывать и увязывать прямые иностранные инвестиции в совершенствование производства и маркетинга товаров, отвечающих трем основным критериям: высокий уровень доходности национального экспорта на мировом рынке, высокие выявленные преимущества экспорта на рынке ЕС, совершенствование производства», — отметила Марина Боровко.
Она также высказала мнение, что на уровне государства необходимо уделить внимание отстаиванию интересов и защите указанных групп товаров на международном уровне и активизировать переговоры по устранению неэкономических барьеров.
Административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Павел Данейко отметил, что даже при желании властей Беларуси провести приватизационный процесс, найти инвестора — белорусского или зарубежного — очень непросто.
«Значительную часть предприятий нельзя продать — нет ни внешнего, ни внутреннего покупателя. Продаются ведь не станки и стены, а бизнесы, будущие доходы. Если прибыли не предвидится, бизнес ничего не стоит», — сказал Павел Данейко.
По его мнению, сегодня в госаппарате нет специалистов, которые могли бы провести этот процесс качественно. Инвестиционный банкир — «сложная и очень дорогая профессия, в сегодняшних условиях нанять таких людей практически невозможно». Но можно рассмотреть вариант привлечения международных инвестиционных банков, чтобы они проводили приватизационные процедуры там, где это еще возможно сделать.
В любом случае, считает Павел Данейко, Беларусь подошла к моменту, когда без совершенствования системы управления на государственных предприятиях, их реструктуризации, дальнейшее развитие экономики невозможно.
По данным Белстата, за I квартал 2015 года в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 3,4 млрд долларов инвестиций, что на 29,1% меньше, чем за I квартал 2014 года. Основными инвесторами были субъекты хозяйствования России (44,3%), Нидерландов (19,5%), Кипра (10,8%), Соединенного Королевства (7,9%), Австрии (3,3%). |
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева