Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Выборы-2015. Минск хочет получить от Европы «зачет» за красивые глаза
    Приближение выборов президента Беларуси вызвало приток высокопоставленных визитеров с Запада. Перейдет ли количество в качество…
  2. Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
    Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года…


Выборы

Теперь нации будет еще труднее выбраться из капкана авторитаризма

 

Ситуация, в которой Беларусь оказалась после референдума, является критической не только для оппозиции, но и для всего общества. Так считает известный политолог Владимир Ровдо. В какой-то степени народ загнал себя в ловушку, полагает аналитик. Свести проблему к фальсификациям было бы неверно. Многие, как и призывали плакаты, наивно голосовали "За Беларусь!". А получилось — за бесконтрольность авторитарной власти.

"Политические оппоненты Лукашенко недооценили угрозу наступления диктатуры, — отметил Владимир Ровдо в интервью для БелаПАН. Да, в свое время из уст оппозиционеров бодро звучали заверения, что у них есть некий сильный план противодействия на случай плебисцита. На самом деле, полагает собеседник, многим казалось, что худшего не произойдет.

У одних до последнего оставалась иллюзия, что намерения Лукашенко пойти на третий срок "придержит Путин". Другая часть политических противников Лукашенко уповала, что попадет-таки в парламент. Эти люди сосредоточились на личных избирательных кампаниях, отмечает Ровдо. И делает вывод, что "никаких серьезных усилий в плане противодействия очередной "элегантной победе" Лукашенко оппозиция не предприняла".

"Если оглянуться на последние годы, то методы оппозиции были стандартными. Сначала делалась ставка на массовые акции. Затем акцент перенесли на электоральную борьбу. Такое шараханье не пошло на пользу. В итоге, не получив ни одного мандата в парламенте, оппозиция остается маргинальной", — констатирует аналитик.

Есть ли у нее какие-то шансы влиять на ситуацию, когда многие активисты деморализованы, а власть вряд ли намерена ослаблять гайки?

"Сейчас убежденным сторонникам демократических преобразований надо ориентироваться на длительную перспективу, работать с молодежью, — полагает собеседник. — А в принципе — должна вызреть новая оппозиция. Это длительный процесс, и он будет протекать в тяжелых условиях".

В самом деле, не так уж много времени до президентских выборов-2006. Вряд ли власть позволит заржаветь отточенному механизму обеспечения "элегантных побед". Независимые аналитики прогнозируют, что методичное давление на все оппонирующие режиму структуры будет продолжаться.

Правда, 18 октября, отвечая на вопросы журналистов, Лукашенко сделал ритуальное заявление. "Я — глава государства, президент всего белорусского народа, — сказал он. — И даже те, кто меня не поддержал и сегодня якобы находится в оппозиции, — также граждане моей страны, и я должен для них работать".

Тут показательно это словечко "даже". Как будто делается снисхождение для неких париев.

Впрочем, и снисхождения эти люди не дождутся. А уж цивилизованным политическим диалогом в Беларуси и не пахнет.

К слову, подобные ритуальные слова звучали и после выборов 2001 года. Тогда Лукашенко пообещал быть хорошим президентом и для того миллиона белорусов, что отдали голоса кандидату-сопернику Владимиру Гончарику. На деле инакомыслие стали удушать еще более изощренно.

Другое дело, что пласт людей, убежденно исповедующих ценности демократии и прав человека, много лет практически не растет.

Примерно 20 процентов оппозиционного электората — эти цифры остаются в стране стабильными уже на протяжении десятилетия, констатирует Владимир Ровдо. Одной из серьезных проблем, тормозящих развитие белорусского общества, он считает низкий уровень потребностей. Миллионы привыкли довольствоваться малым, пресловутыми "чаркой и шкваркой". В итоге патернализм оказался сильнее, чем думалось.

"Политической оппозиции следовало бы искать новые модели работы с населением. Заграничные сценарии в наших условиях не работают", — резюмирует политолог.

Любопытно, что подобной точки зрения придерживается не кто иной, как глава белорусского КГБ Леонид Ерин. Он высказался на эту тему, когда вел диалог с участниками несанкционированной акции протеста против итогов референдума вечером 18 октября в Минске.

"У меня очень хорошие отношения с теми, кто осуществлял "бархатную революцию" в Тбилиси. Я хорошо знаю и тех, кто делал революцию в Югославии. У нас такого не может быть вообще, абсолютно. Температура нашего общества 36,6", — цитирует Ерина РИА "Новости".

Действительно, протестовать в тот вечер вышло, по самым оптимистичным оценкам, около пяти тысяч человек. Народу было больше, чем на предыдущих акциях оппозиции, но совершенно недостаточно для "революции роз" (или "революции зонтиков", как шутили журналисты в тот дождливый вечер).

По мнению политолога Ровдо, для кардинальных демократических сдвигов необходимо какое-то белорусское ноу-хау.

"Надежд на розыгрыш номенклатурной карты нет. Эти надежды умерли еще в 2001 году, когда была сделана ставка на номенклатурного кандидата на президентских выборах. Ныне Лукашенко вновь показал способность жестко контролировать весь государственный аппарат", — говорит собеседник.

По его мнению, стимулами к переменам могут выступить экономические процессы. Сегодня рейтинг Лукашенко во многом держится на неплохой экономической ситуации. Но она может качнуться. В этот референдум вброшено много ресурсов. На следующий год уже планируется повысить ряд налогов.

Могут оказать свое влияние и внешние факторы. Сколько бы ни говорили о неэффективности тех рычагов, которыми пытаются влиять на белорусский режим извне, — капля камень точит.

Однако ловушка в том, что если в народе и начнется брожение, то выставить власти жесткий счет будет очень непросто. "Изменением Конституции граждане сделали эту власть, по сути, бесконтрольной", — заключает политолог.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева