Другие материалы рубрики «Выборы»
-
Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года… -
«Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...
- В ЦИК не собирается проводить выборы президента в марте-апреле 2015 года
- Депутату местного совета от БХД до сих пор не выдали удостоверение
- Лидер брестской организации «Справедливого мира» вновь подала в прокуратуру жалобу на областную и городскую избирательные комиссии
- По данным НИСЭПИ, явка на местных выборах была на 20,4% меньше той, которую зафиксировал ЦИК
- ОГП: давление на спикеров продолжается и после выборов
- Ермошина: серьезных нарушений на выборах нет
- Игорь Ляльков: Минск стал лидером по числу фальсификаций
- Лукашенко: выборы будут честными, открытыми и справедливыми
- Лукашенко проголосовал на выборах депутатов в местные советы
- …и выпить за торжество народовластия
Выборы
Тайны президентской кампании. Кто напал на Некляева?
Даже спустя два месяца после событий 19 декабря в Минске самыми загадочными остаются два эпизода. В виде вопросов их можно сформулировать так: кто напал на тогда еще действующего кандидата в президенты Владимира Некляева до официального закрытия избирательных участков? Кто похитил поэта и политика из больницы скорой помощи?
Напомним, 19 декабря примерно в 19.00 колонна во главе Некляевым от офиса кампании «Говори правду!» на улице Немига начала выдвигаться в сторону Октябрьской площади. Примерно, через 15-20 минут путь демонстрантам преградил автомобиль дорожно-патрульной службы с бортовым номером 622. Некляев потребовал, чтобы им открыли проход, на что милиция ответила отказом. Тогда ряд активистов попробовали оттащить автомобиль с проезжей части. В этот момент раздались взрывы…
«Люди в черном»
Вот что об этом рассказал 17 февраля в суде активист штаба Некляева Василий Парфенков — участник тех событий, приговоренный к четырем годам лишения свободы:
— После взрыва откуда-то сзади появились «люди в черном». На форме не было никаких опознавательных знаков. Они уложили нас лицом в снег, и что было дальше, я не видел. Минут через десять я поднялся, увидел избитого Некляева, он был без сознания. Мы его на руках отнесли в офис и вызвали скорую помощь. В микроавтобусе, в котором находилась наша звукоусиливающая аппаратура, были выбиты окна и повреждены двери…
Министр внутренних дел Анатолий Кулешов на пресс-конференции не ответил конкретно на вопрос, кто напал вечером 19 декабря на колонну Владимира Некляева и сопровождавших ее журналистов. Но заявил, что это были не сотрудники милиции.
В МВД на операциях по захвату специализируются два подразделения: «Алмаз» и специальный отряд быстрого реагирования (СОБР) внутренних войск. По плечу такие дела «Альфе» КГБ и отряду специальных активных мероприятий (ОСАМ) Комитета погранвойск.
Известно, что вскоре после описываемых событий — 27 декабря — министр внутренних дел Анатолий Кулешов освободил от занимаемой должности командира спецподразделения по борьбе с терроризмом «Алмаз» Николая Карпенкова. До того в течение недели в МВД шел «разбор полетов» по действиям структурных подразделений ведомства во время разгона оппозиционной демонстрации. По сведениям Naviny.by, в мероприятиях по разгону были задействованы и бойцы «Алмаза».
Анализируя события того дня, следует учитывать специфичность этого подразделения: его сотрудники работают «точечно», оказывая силовую поддержку другим службам в захватах и задержаниях. Не исключено, что именно в этой части «алмазовцы», мягко говоря, напортачили, и к их командиру у руководства МВД появились серьезные претензии, оформившиеся в приказ об освобождении от должности, которую полковник занимал с 2003 года. Да и работа по «устранению» Некляева тоже подпадает под характеристику «точечной»: выполнявшие ее очевидным образом преследовали цель не допустить, чтобы этот кандидат в президенты, имевший конкретный план Площади-2010, до Октябрьской площади не дошел.
Один из бывших сотрудников спецподразделений в беседе с корреспондентом интернет-газеты Naviny.by не исключил и вариант «сборной команды» из числа ветеранов аналогичных отрядов. То есть, для такой задачи могли быть привлечены не действующие, а бывшие сотрудники спецслужб, и тогда становится понятным, почему операция, направленная против Некляева, была «свернута».
По оценке нашего собеседника, действовала эта «сборная» несогласованно. Он предполагает, что командиру группы задачи ставились «пофазно», то есть: сперва положить всех лицом в снег, доложить об исполнении и получить новый приказ. Однако случился сбой. Некляева слишком сильно «приложили» головой к бамперу автомобиля, а когда он потерял сознание, политика приняли за мертвого, и группа покинула место захвата. Когда позже выяснилось, что кандидат в президенты жив, находится в больнице, то, вероятно, уже другим бойцам был отдан приказ на захват Некляева прямо в больничной палате.
Таковы пока версии этой странной и явно скомканной «неустановленными лицами» операции. Скорее всего, при удачном ее выполнении картинка с появлением в колонне Некляева автобуса, загруженного всякими предметами для уличных боев и «задержанного с поличным», очень удачно легла бы в канву официальной версии о попытке вооруженного захвата не только Дома правительства.
Однако что-то пошло не так, и власти пришлось на ходу сочинять объяснения, кто и зачем напал на Владимира Некляева. Помните? — «конкуренты из оппозиции». Но в таком случае почему бы правоохранительным органам не вывести их на чистую воду? В данном случае есть все основания для возбуждения уголовного дела и поиска этих «лихих» конкурентов, швыряющих в мирных граждан гранаты.
Благо, и в свидетелях недостатка нет. Один из них — директор информационных программ Первого канала России Антон Верницкий. Вот что он рассказал в интервью газете «Народная воля»:
«Из черного микроавтобуса с тонированными стеклами выскочили люди в черном, без головных уборов. В их руках оружия я не увидел, но в то же время в хвосте колоны раздались два взрыва. Люди в черном молча стали всех избивать, а потом заорали: «Всем лечь лицом в снег»… Момент избиения Некляева я не видел, но видел, как из микроавтобуса, на котором прибыли люди в черном, выскочил человек и бросил в сторону две шумовые гранаты. Два таких бочонка, как банки тушенки. Я еще подумал, что надо будет потом снять эти гранаты. Но он сразу же бросился их подбирать. В это же время четыре человека вытащили с некляевского микроавтобуса два белых генератора и перегрузили их в черный микроавтобус. Действовали они очень быстро, и как только генераторы перенесли, я услышал их позывные: «Бекас (или бекап?), отходим…»
Предположение о происках «конкурентов из оппозиции» не выдерживает никакой критики и разумному объяснению не поддается. Против этой версии говорит и то обстоятельство, что нападавших правоохранительные органы до сих пор не ищут. Очевидно также, что ни одна группировка в белорусской оппозиции не обладает такими возможностями, чтобы избитого поэта украсть из больницы и поместить в камеру СИЗО КГБ.
При оценке всех имеющихся версий о нападении на колонну Некляева в итоге получается, что в данной ситуации кандидат в президенты прежде всего — потерпевший. И до сих пор белорусское государство его права как потерпевшего не защищает.
Последние Комментарии