Другие материалы рубрики «Финансы»

  1. Беларусь просит у Антикризисного фонда ЕврАзЭС новый кредит
    Для этого придется представить программу макроэкономической стабилизации и структурных реформ…
  2. Евраз или алтын. Чем грозит Беларуси единая валюта
    Чтобы появилась единая валюта, страны должны очень тесно сотрудничать друг с другом, как это было на Западе до появления евро...


Финансы

Нацбанк ослабит хватку на горле инфляции


Фото dw.deФинансовым властям Беларуси пока удается справляться с инфляцией благодаря жесткой денежно-кредитной политике. По данным Белстата, с начала года инфляция составила всего 5%. Но, отмечают аналитики, у Нацбанка нет иного выхода, кроме как начать постепенно ослаблять хватку. Вот только за этим может последовать новый инфляционный всплеск.

Один из ключевых инструментов проводимой регулятором жесткой денежно-кредитной политики — высокая ставка рефинансирования, которая позволяет держать на недоступном для многих предприятий уровне стоимость кредитных ресурсов. К чему это привело, хорошо видно по статистике.

Валерий ПолховскийПо данным аналитика Forex Club в Беларуси Валерия Полховского, за январь-февраль объем выданных кредитов сократился примерно на 30%, при этом объем выданных долгосрочных кредитов сократился на 43%. За этот же период объем кредитов на жилье сократился на 66,3%.

«Жесткая денежно-кредитная политика, которую затеял регулятор, безусловно, придавила реальный сектор экономики, — констатирует Валерий Полховский. — И это хорошо видно по уровню делового оптимизма субъектов хозяйствования, который даже ниже, чем был летом 2011 года — в самый разгар финансового кризиса. Предприятия заявляют о падении спроса на свою продукцию. А это первый признак того, что начинает угнетаться совокупный внутренний спрос».

Пожалуй, самый неприятный для властей результат вынужденного проведения жесткой денежно-кредитной политики — это замедление темпов экономического роста — всего 3% за первый квартал. И, по словам Полховского, при таких темпах «мы можем и вовсе прийти к отрицательному значению ВВП».

Но власти этого не допустят, несмотря на то, что макроэкономическая стабильность гораздо важнее валовых показателей. Необходимость выйти на запланированные цифры — одна из причин, которая заставит финансовые власти вносить коррективы в проводимую денежно-кредитную политику, считает Валерий Полховский.

Вместе с тем аналитик указывает и на другую причину: «Если регулятор будет придерживаться жесткой политики в долгосрочном периоде, это приведет к нарастанию дисбалансов в экономике и банковской сфере».

Чтобы удержать инфляцию на приемлемом уровне, Нацбанк вынужден жестко контролировать размеры денежной массы, не допуская ее существенного роста. Но делать это все сложнее.

Как отмечает Валерий Полховский, на рынке формируется потенциал для укрепления белорусского рубля. И если Нацбанк ослабит хватку, то рубль может укрепиться. Год назад регулятор был бы счастлив такому развитию событий, но не сегодня. Укрепление национальной валюты не в интересах белорусских экспортеров, которые могут потерять конкурентоспособность на внешних рынках. А это приведет к тому, что о положительном сальдо внешней торговли на конец года на уровне 1-1,5 млрд. долларов придется забыть.

В такой ситуации Нацбанк вынужден действовать в интересах экспортеров, то есть защищать иностранную валюту от падения. Способ нашелся. Регулятор стал выходить на биржу с рублевыми интервенциями для покупки валюты.

С начала года Нацбанк купил на валютно-фондовой бирже более 1 млрд. долларов. Но следствием рублевых интервенций стал рост рублевой ликвидности в банковском секторе и широкой денежной массы. По оценкам Полховского, с начала года агрегат М2 вырос примерно на 4,1 трлн. рублей. А это создает предпосылки для роста инфляции.

По этой причине Нацбанку пришлось прибегнуть к изъятию рублевой ликвидности из банковской системы путем размещения краткосрочных облигаций. Но, как выяснилось, данный инструмент для стерилизации денежной массы — палка о двух концах.

«Пока деньги не находятся в обращении, они не создают инфляционного давления. Но по мере ослабления проводимой политики, уменьшения стоимости кредитов ситуация постепенно начнет меняться. И здесь можно ожидать инфляционного всплеска», — считает Валерий Полховский.

Регулятор пока сохраняет спокойствие и не форсирует события. «Основные усилия Национального банка и банков будут направлены во II квартале нынешнего года на дальнейшее ограничение инфляции. Для этого будут задействованы все инструменты… Есть достаточные основания полагать, что по итогам года инфляция останется в запланированном диапазоне — не более 19-22%», — говорится в аналитическом отчете Нацбанка.

Однако сделать это будет не так просто, особенно в условиях вынужденного ослабления денежно-кредитной политики, подчеркивает Полховский. И Нацбанку придется постараться, чтобы не допустить нового инфляционного всплеска.

По словам эксперта, Нацбанку не стоит чрезмерно увлекаться рублевыми интервенциями. Иначе это приведет к тому, что будет создан инфляционный навес, который накроет экономику в период ослабления денежно-кредитной политики.

Минимизировать последствия от смягчения денежно-кредитной политики позволит и плавное снижение ставки рефинансирования. «Быстрое снижение ставки противопоказано. Это может спровоцировать отток рублевых вкладов, объем которых существенно вырос», — уверен Полховский.

По данным Нацбанка, срочные рублевые депозиты физических лиц по итогам трех месяцев увеличились на 34,9% или на 3,3 трлн. рублей и достигли на 1 апреля 2012 года 12,6 трлн. рублей. Если начнется их переток в валюту, это может сильно ударить и по банкам, и по курсу рубля.

«Поэтому регулятору, на мой взгляд, необходимо поддерживать ставку рефинансирования на уровне выше инфляционных ожиданий, чтобы стимулировать интерес к белорусскому рублю и не провоцировать отток рублевых вкладов. По нашим оценкам, оптимальная ставка рефинансирования — это уровень инфляции плюс 3-5%. Это будет повышать доверие к белорусскому рублю и даже снижать инфляционное давление, инфляционные ожидания», — полагает эксперт.

При этом он обращает внимание на один принципиальный момент, который власти должны учитывать.

«У денежно-кредитной политики ограниченные возможности. Ее инструментами невозможно преодолеть проблему конкурентоспособности. Если мы хотим добиться высокого экономического роста, повышения производительности труда, то эти решения должны исходить из Минэкономики», — отметил Полховский.

Оценить материал:
Средний балл - 4.07 (всего оценок: 31)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева