Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Борис Тасман. МАРАФОН. Нескончаемая утопия


Борис Тасман
Борис Тасман. В спортивной журналистике — 14 лет. Начинал в ведущем спортивном издании страны — газете «Прессбол», где работает и сейчас. Вел спортивную тему в газетах «Свабода», «БДГ», «Белорусская газета».
Назначение Бернда Штанге главным тренером национальной сборной Беларуси по футболу стало одним из главных событий минувшего лета. Теперь мы с гордостью можем сказать, что догнали Россию, Грузию и даже Грецию с Португалией: командами этих стран тоже руководят иностранцы.

Наследство


Какую команду получил в наследство Бернд Штанге?

Чуть больше года назад нас убеждали — перспективную, способную бороться за путевку в финальный турнир чемпионата Европы. Такую цель поставили Белорусская федерация футбола и Юрий Пунтус, предшественник Штанге. Первый же матч в Минске с Албанией (2:2) и последующие события убедили в утопичности затеи. Трио футболистов — Александр Кульчий, Виталий Булыга и Виталий Кутузов — были отставлены из команды накануне вылета в Голландию. Надо думать, за непрофессиональное поведение после матча. Последовало поражение от «оранжевых» (0:3), после которого Пунтус вернул в команду ее ветерана Сергея Гуренко, а также «отставников». Это не избавило от неудачи в Румынии (1:3), хотя игра белорусов была признана неплохой. Через несколько дней состоялась феерическая победа над Словенией (4:2), но начался раскол в команде. Его итогом стал уход самого результативного игрока сборной Максима Ромащенко и самого опытного — того же Гуренко, указавших на неравноценный подход главного тренера к футболистам и его особый пиетет к братьям Глебам, а также к футболистам минского МТЗ-РИПО, который Пунтус возглавлял по совместительству весь сезон-2006.

Весной на выезде не без труда выиграли у Люксембурга (2:1), и Пунтус снова завел разговоры о выходе «в Европу». Два июньских поражения от Болгарии (0:2 дома и 1:3 в гостях) вынудили Пунтуса признать свою несостоятельностъ и уйти.

Выбор цели

Бернд Штанге, как и его предшественники Эдуард Малофеев и Юрий Пунтус, провозгласил целью выход в финальную стадию чемпионата мира. Чем закончилась попытка Пунтуса, рассказано в предыдущей главе. Припомним, как развивались события 2000-2001 годов.

Малофеев, используя СМИ, провел массированную психологическую атаку на футболистов и болельщиков. Сила его убеждения подкреплялась надежной игрой команды в обороне и определенной долей фарта. По крайней мере трижды — оба матча с Арменией и поединок в Киеве — белорусы могли проиграть, но взяли в этих дуэлях пять очков. То была эпоха расцвета поколения 1970-1974 годов рождения — Валентина Белькевича, Сергея Гуренко, Александра Кульчия, Андрея Лаврика, Александра Лухвича, Андрея Островского, Геннадия Тумиловича, Александра Хацкевича, Сергея Штанюка — и прогресса более молодых Максима Ромащенко, Николая Рындюка, Романа Василюка.

Белькевич и Хацкевич в ту пору доминировали в киевском «Динамо», постоянно сражавшемся в Лиге чемпионов. Гуренко (как, впрочем, и сейчас) блистал в московском «Локомотиве», игравшем первые роли в чемпионате России, Лухвич — в москоском же «Торпедо», Островский и Макс Ромащенко — в «Динамо», остальные — игроки основы различных клубов российской суперлиги.

Но даже эти парни, имея вполне определенные шансы на выход в плей-офф (в 7 матчах — 3 победы, 3 ничьи, 1 поражение, 12 очков, 2-е место), оказались психологически не готовы к восхождению. Отсюда — разочаровывающий поединок в Минске с Украиной (0:2), в ходе которого Малофеев заподозрил ключевых игроков сборной Белькевича и Хацкевича в отсутствии самоотдачи и назавтра изгнал их из команды. И это не помогло. В Уэльсе (0:1) некоторые футболисты снова действовали невразумительно. И все же — итоговое третье место, до сих пор сияющее недостижимым маяком для последователей.

Кстати, первоначальный оптимизм Пунтуса ведущие игроки нынешней сборной, в том числе Александр Глеб, тоже не разделяли. Их легко понять: они играют в чемпионатах России и Украины (А.Глеб — в Англии), где футбольный менеджмент уже давно стал профессиональным, а уровень футбола — среднеевропейским и даже выше. Закономерный итог: успех ЦСКА в Кубке УЕФА и взлет сборной Украины в четвертьфинал Кубка мира-2006.

Подбор игроков теперешней сборной Беларуси заметно уступает той, что играла под началом Малофеева. Кроме имеющего звездный статус арсенальца Глеба, остальные легионеры выступают в клубах-середняках, а то и аутсайдерах российской и украинской суперлиг. Именно поэтому трудно представить, чтобы им оказалось по плечу решение сверхзадачи. И фамилия тренера, хотя и имеет определенное значение, по сути, мало что меняет.

Сборная — венец пирамиды

В сравнении с чемпионатами соседних стран белорусский существует в полупрофессиональной ауре. То есть, статус у игроков и тренеров — профессиональный, а вот футбольный менеджмент таковым не назовешь: клубы привязаны к государственным, порой весьма скудным, источникам финансирования и, как следствие, экономически несамостоятельны. Единицы имеют развитую инфраструктуру.

Сам чемпионат довольно убог: его разыгрывают всего лишь 44 команды в трех дивизионах. Большая часть белорусской глубинки отрезана от большого футбола: две трети районов не имеют представительства в национальном чемпионате!

Команды первой и второй лиг обречены транжирить бюджетные деньги из-за необходимости преодолевать большие (до 1000 км) расстояния, тогда как деление на западную и восточные зоны вдвое бы сократило непроизводительные расходы.

Высшая лига и при 14 клубах выглядит чрезмерно раздутой, а ее грядущее расширение до 16 команд снизит и без того невысокий уровень конкуренции, а значит, и мастерства.

На голову превосходящий другие белорусские клубы БАТЭ, выступая в евротурнирах, преодолел сопротивление несильных соперников из Кипра и Исландии, однако оказался битым евросередняком — румынским «Стяуа» (2:2, 0:2), а после избит испанским «Вильярреалом» (1:4, 0:2). Минское «Динамо» преодолело невысокий барьер — рижский «Сконто», но получило обширную пробоину (1:1, 0:4) от заурядного датского «Оденсе». Брестское «Динамо» выбыло из евротурнира после первого же раунда, уступив «Металлургу» из Лиепаи (1:1, 1:2). Что же говорить об остальных?

Поскольку национальная команда венчает футбольную пирамиду, сборная Беларуси, при существующем положении вещей, не имеет ни малейших шансов на выход в финальную стадию какого-либо топ-турнира. И пока в белорусский футбол не придет большой бизнес, а экономические отношения не станут стопроцентно рыночными, рассчитывать на иное — утопия.

Достижения Штанге

С момента назначения немецкого тренера наставником сборной Беларуси она провела три матча: домашний товарищеский выиграла (у Израиля, 2:1), официальные — с Румынией (дома — 1:3) и Словенией (в гостях — 0:1) —проиграла. Однако сейчас статистика интересует в последнюю очередь. Гораздо интереснее наблюдать за работой иностранных специалистов — Штанге и его помощника Харальда Ирмшера.

Во-первых, Штанге сразу дал понять, что формирует совершенно новую команду, отказавшись от услуг успешно играющих в России защитиков Сергея Гуренко (35 лет) и Сергея Штанюка (34). Это шокировало футбольную общественность, так как именно линия обороны в нашей сборной наиболее уязвима.

Во-вторых, Штанге изящно решил проблему братьев Глебов, отравлявшую психологический климат сборной. Младшего, Вячеслава, он не вызвал ни на один из трех сборов. Чтобы заручиться поддержкой старшего, Александра, Бернд специально слетал в Лондон и предложил хавбеку «Арсенала» капитанский титул, отказаться от которого было бы некорректно. Согласившись, Глеб-старший словно бы попал под увеличительное стекло. Теперь он несет ответственность не только за себя, но и в немалой степени — за товарищей по сборной. Возможно, новый статус удовлетворит лидерские амбиции арсенальца и станет источником вдохновения. Матчи с Израилем и Румынией в этом убедили.

В-третьих, Штанге пресек прежние вольности, которые позволяли себе ключевые игроки сборной. После того как Кульчий и Булыга не прибыли на первый сбор, сославшись на загруженность в чемпионате России и товарищеский характер матча с Израилем, Штанге поставил на них жирный крест. Кутузову же главтренер пошел навстречу, учитывая его откровенность и сложные личные обстоятельства.

Кстати, год назад проблемные вопросы тоже крутились вокруг трио — Кульчий, Булыга, Кутузов…

В-четвертых, Штанге и Ирмшер показали, что работа тренеров национальной команды заключается не только в проведении предматчевых сборов, руководстве командой во время игр и ответах на вопросы журналистов. Мы, пожалуй, впервые столкнулись с ежедневной планомерной деятельностью, в которой существенное место занимает просмотр футболистов, играющих дома и за границей. Штанге уже объездил с десяток областных и районных центров и просмотрел все 14 клубов высшей лиги, причем даже путешествовал с БАТЭ на матч Кубка УЕФА в Испанию. Ирмшер также налетался по европросторам, посетив Украину, Чехию, Италию.

Вспоминается, как журналисты целый год доказывали, что Пунтус не должен совмещать главтренерские посты в сборной и клубе…

В-пятых, Штанге изменил сложившуюся практику приглашения игроков в национальную команду. Прежде в нее, как правило, попадали легионеры. Германский специалист обратил пристальное внимание на игроков чемпионата Беларуси. И вот уже футболки главной команды страны впервые примерили четверо — Игорь Стасевич, Виталий Родионов, Егор Филипенко (все — БАТЭ), Дмитрий Мозолевский (Динамо, Брест), а также пара легионеров — Алексей Сквернюк (Крылья Советов, Самара) и Антон Амельченко (Москва). Седьмым дебютантом обещает стать Кирилл Павлючек (Динамо, Минск), восьмым — 18-летний форвард дубля киевского «Динамо» Андрей Воронков, приглашенные на сбор перед матчами с Люксембургом (13 октября) и Израилем (17-го).

В последнем матче со Словенией из 14 футболистов шестеро представляли национальный чемпионат.

В-шестых, Штанге стремительно омолаживает сборную. Средний возраст футболистов, выходивших на поле в Целе, составил 25 лет. Самая юная сейчас — линия обороны: Филипенко — 19 лет, Радькову, Пласконному, Стасевичу — по 22, Тигореву — 23, Сквернюку, Амельченко, Мозолевскому — по 22, Павлючеку — 23, Родионову — 24.

Новации Штанге-Ирмшера вряд ли совершат переворот в белорусском футболе, однако наверняка станут катализатором прогресса, оздоровления обстановки и поворотным знаком к реальному профессионализму.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева