Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Семен Букчин. ФЕЛЬЕТОН. В наше время опасно путать Анну Керн с Анной Карениной

 

Семен Букчин. Критик, литературовед, прозаик, публицист. Родился в 1941 г. в селе Волоконовка Курской области. С 1949 г. живет в Минске. Печатается с 1959 г. Автор более 20 книг (история русской литературы и журналистики конца XIX — начала XX вв., белорусско-русские литературные связи, художественные и документальные повести, сборники публицистики). Работал в Академии наук Беларуси, читал лекции в польских университетах. В первой половине 1990-х гг. редактировал газету «Европейское время». На протяжении многих лет, сотрудничая в белорусской негосударственной прессе, предпочитает фельетонный жанр.

Вот говорят: кризис, ужасные перспективы…

А между тем в жизни встречаются проблемы и поважнее. Вот, к примеру, из Гродно пришла новость, которую распространило Еврорадио: 74-летний муж избил свою 67-летнюю жену.

Кто-то скажет: ну, нашел чем удивить!

А я отвечу: не торопитесь, гражданин!


Тут ведь дело в чем? Что муж жену побил — это, конечно, у нас, можно сказать¸ явление рядовое, привычное. Но в том-то и штука, что изюминка нашего случая — в причине! То есть, по какой причине побил?

Опять же кое-кто может сказать, что причина тут совсем не существенна. Ну, лупит муж жену — вот и все. Может, даже и вовсе беспричинно. Такая у нас традиция…

Но и здесь я возражу со всей решительностью. Дело не в традиции. А точнее говоря — не в той, всем известной традиции, когда муж, что называется, «учит жену». И, может быть, на наших глазах зарождается совсем новая традиция, продиктованная растущим культурным уровнем нашего общества, новыми культурными запросами?

Судите сами. Мужчина в годах — все-таки уже хорошо на восьмом десятке — побил свою сильно не молодую жену по причине ее низкого культурного уровня. Как выяснилось во время разбирательства этой истории, женщина считала, что фамилия подруги Пушкина Анны Керн это девичья фамилия героини романа Льва Толстого Анны Карениной.

И представляете, из-за этой вот путаницы муж так бил жену ногами, что повредил ей селезенку, пришлось вызывать скорую… Ну и сам получил срок. Три года. Правда, условно. Это значит, что если еще раз случится в семье филологический скандал с применением кулаков и ног, то придется старику в тюрьму садиться.

В скупой корреспонденции из Гродно сообщается, что это был гражданский брак, просуществовавший тридцать лет. Правда, из них только три года супруги прожили под одной крышей. Вероятно, в течение этих трех лет и выявилась разница в культурном уровне супругов. Кризис нарастал постепенно. Муж постоянно подвергал всяческому остракизму и осмеянию жену за ее неосведомленность в мировой культуре. Упрекал ее в неграмотности.

Неизвестно, как дошло у них дело до Анны Керн. Может быть, муж время от времени устраивал супруге экзамен из разных областей культуры. И вот когда дело дошло до русской классической литературы, женщина явно растерялась и провалила экзамен. Ее попытку как-то выйти из положения можно понять. Керн — отчасти близко по звучанию с фамилией Каренина. Экзаменатор, надо полагать, был не просто строг, а ужасен в своей требовательности. И бедная женщина под его испепеляющим взглядом прошептала, что Керн это девичья фамилия Карениной.

Это оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения супруга. И тут началось то, что закончилось вызовом скорой, милиции, а потом судом.

Понимаю, что суждения тут могут быть разные. Кто-то скажет: чего ж он, такой шибко образованный, женился на такой простушке? А кто-то возразит: мол, мужик хотел ее, дуру темную, просветить, а она не поддавалась, вот он и не выдержал. Обидно ему стало, что супруга путает ту Анну, которой Пушкин писал «я помню чудное мгновенье», с толстовской Анной, бросившейся под поезд. Такую культурную неосведомленность близкого человека не всякий выдержит…

И я, признаться, склоняюсь к мысли о том, что растут, зримо, просто на глазах растут культурные запросы наших людей. Вот власть призывает нас не думать о кризисе, говорит о нем «так называемый», и люди следуют этому призыву. Мне кажется, что и этот самый «пушкинист» из Гродно, он не думал о кризисе, о финансовых проблемах своей семьи. Ему намного важнее было, чтобы в его окружении не путали Анну Керн с Анной Карениной. Можно даже сказать, что он преодолевал мировой и собственный экономический кризис борьбой за повсеместное, в том числе внутрисемейное торжество культуры. Правда, средства избрал сомнительные. Но ведь суд это учел. Три года условно. А если бы просто побил — без столь важной причины, как путаница Анны Керн с Анной Карениной? Еще неизвестно, каков был бы приговор.

Что ни говорите, а наш суд действительно самый гуманный. О культурных запросах судей не говорю. Они вне сомнения.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева