Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Татьяна Замировская. ШОУ-БИЗ. Белорусское «Евровидение» против свиного гриппа


Татьяна Замировская

Татьяна Замировская. Больше десяти лет пишет про музыку и еще какую-то ерунду. Печатается в мертвых журналах «НАШ» и «КРОКОДИЛ» и живом журнале «ДОБЕРМАН». Является музыкальным обозреваталем «Белгазеты» и участником Деструктивной Секты Имени Первого Белорусского Мужского Глянца.

Кажется, этот телеконкурс так плотно вошел в нашу жизнь, что даже шутки в его сторону смотрятся уныло и угрожающе. Вероятно, по причине того, что мы находимся в замкнутом культурном пространстве, нам лучше и не шутить по поводу серьезных общепланетарных мероприятий — того же «Евровидения», например. Понятно ведь: мы все видим не так, как оно есть на самом деле. А так, как есть, мы все равно отсюда не увидим. И наблюдая за вполне адекватными людьми, вдруг на почве «Евровидения» поменявшими свои эстетические и моральные приоритеты катастрофическим образом (на первом месте — «Евровидение», потом — свиной грипп, потом — глобальный экономический кризис), можно только заниматься нескончаемым автотренингом: не думай про «Евровидение», не думай про свиной грипп, не думай про кризис, все равно они все в один прекрасный солнечный день придут к тебе под дверь и будут стучать, пока ты не откроешь. А ты откроешь. Попробуй тут не открыть, когда мировая история пришла под твой порог.

Наблюдая за скандалами в прессе вокруг «Евровидения» (а в некоторых даже участвуя — в качестве наблюдателя и транслятора чужих эмоций), я поняла: проблема в том, что все происходящее — очевидно, какой-то важный экзамен, а у нас ничего нет. Мы не знаем билетов, мы не подготовились, мы просто читали какую-то книжку по теме (может, даже две) и в принципе интересуемся предметом — но лекций мы не посещали и поэтому нам тревожно. «Нам» — это значит, нам всем.

Тревожно семейству Тихановичей, которые хотят сделать превосходное шоу с участием профессионалов. Тревожно Елфимову и его преданному спутнику-другу-директору, которые тоже хотят сделать что-то превосходное при участии профессионалов, но других. Мы ни к чему ни готовы, и нам дико страшно. Белорусы отправляют своих участников на «Евровидение», будто в безвозвратную экспедицию в дальний и предположительно обитаемый космос. Каждая страна отправляет в космос самого красивого сына своего, самого талантливого, самого певучего и национально презентабельного — кого отправим мы, чтобы презентовать Беларусь тем, о ком мы еше ничего не знаем? Что он сделает, когда внеземной разум будет буравить его исследовательским взором — спляшет, споет, покажет голографическое хоррор-шоу, продемонстрирует театр инфернальных теней, выскочит из застекленного аквариума дивной бесплотной фигурой морской?

Когда и в первый, и во второй, и в третий раз подряд организаторы белорусского отбора на «Евровидение» твердят, что песня не является самым главным, что нужно шоу, нужно хорошее шоу, непременно нужно запоминающееся уникальное шоу, сделанное, разумеется, профессионалами, волей-неволей махнешь на все рукой и смиришься. Хорошо, нужно шоу. А шоу у нас нет. Где вы вообще здесь видели шоу? Ладно, может быть, увидите в июне, когда приедет Элис Купер — тогда будет шоу, разумеется. И в этом отсутствии шоу, конечно же, кроется настоящая трагедия — олимпийские геополитически-музыкальные игры, о которых принято пренебрежительно говорить «шоу для домохозяек», на деле действительно являются чем-то важным, чем-то национально-болезненным, вроде чемпионата мира по футболу. И раз уж вся страна обсуждает конфликт Елфимова и Тихановича, раз уж нам всем надо определиться — я, кажется, за Тихановича. Потому что белорусское «Евровидение» (я настаиваю на этой приставке — все равно истинная суть этого конкурса нам не может быть понятна по умолчанию!) — это не способ для артиста проявить себя и свои творческие амбиции. Те, у кого амбиции, в белорусское «Евровидение» не идут (или идут просто так, чтобы их показали по телеку — весело же!) — там и себя не покажешь, и страну опозоришь. Это некий мета-конкурс умозрительной белорусской духовности, сражающейся с воображаемой Европой, это странный ритуальный акт по разрешению глобальных творческих противоречий, бурлящих в лучших умах страны, это какая-то секта, наверняка.

Заметьте, даже развеселые шутки в духе «кого бы нам послать на Евровидение — Езерскую, Солодуху или «Серебряную Свадьбу?» куда-то подевались. Это как прийти к масонам и начать шутить на тему «кого бы вам принять в масоны — Езерскую или Солодуху». Происходит что-то странное и непонятное — и нам лучше не думать об этом, посмотреть пару вечеров телевизор, порадоваться красивым песенкам, похихикать над неизменными трэш-дивами и лечь спать.

Впрочем, если воспринимать настойчивость Тихановича касательно необходимости шоу как объективную реальность, можно задуматься — а что будет, если отправить на конкурс исполнителя, у которого уже изначально есть шоу? Видимо, ничего: у нас таких нет. Афанасьева, Дорофеева и прочие гиганты эстрады демонстрируют в лучшем случае контекстуальный психо-балет с выкрутасами. Рок-н-ролльщики жарят рок-н-ролл, им не до шоу — разве что у «Ляписов», действительно, спортивное шоу и панк-мистерия. А у тех, кто в первую очередь занимается шоу и устраивает на сцене кабаре-балет, практически нет запоминающихся песен (зачем песни, когда на сцене и без них драма?). Разве что, наверное, группа «Стары Ольса» смотрелась бы на сцене «Евровидения» выигрышно — во-первых, у них запоминающаяся мелодика, во-вторых, у них волынки, в-третьих — они в костюмах. Да и вообще, европейцы неоднозначно относятся к волынке. Им всем — и полякам, и французам, и ирландцам — кажется, что она именно их национальный инструмент. Волынка на сцене в этом смысле — инфернальнее бледного призрака, выползающего из рояля, и красочнее нарезающего конькобежные круги по гномскому каточку Евгения Плющенко.

Все, больше у нас ничего нет. Это ли не повод расслабиться? Но нет — мы прибегаем к помощи профессионалов международного уровня. Вообще, за слово «профессионал» давно следует бить по рукам. В последнее время этим словом пытаются мотивировать вообще любой дурацкий поступок, а еще используют его как аргумент в практически любом споре. Лично я его вообще воспринимаю как ругательство: общаешься ты с человеком, а тут он тебе говорит: «Я — профессионал, между прочим», и ты уже не знаешь, о чем с ним говорить, и тебе уже неудобно, и вообще лучше собраться и уйти, а то мало ли.

Нет, я вовсе не за непрофессионализм. Я — за то, что у нас есть. И против того, чего у нас нет. Мы не готовы к экзамену, мы его все равно завалим — поэтому надо расслабиться. Так что давайте будем слушать волыночную музыку, объявим «Евровидению» бойкот, не будем голосовать ни за Россию, ни за Норвегию, а благодатные майские вечера посвятим свиному гриппу и экономическому кризису!

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • думаю, третьестепенное. Европа с удовольствием спихнула(в условиях кризиса, особенно) эту затею в Москву, которая так парится по поводу. Для остальных, более развитЫх, данное чиновничье мероприятие с делёжкой бюджетных денежек вообще не имеет никакого значения. Имеет в основном для любителей цирка. 1. Белорус из Норвегии 2. Негры из Англии 3. Латиносы из Германии плюс порно-бурлеск-звезда Дита фон Тиз. 4. Клоун с пародией на Элвиса откуда-то из Бенилюкса (?) 5. Патрисия Каас (Бог ты мой!!..) из Франции, на старости лет из ума выжила мадам? Прям как Пугачова. И так далее. Грузии явно не хватает. Сплошные фрики. Но в случае развитых стран эти фрики вполне себе развлекательные. В случае менее развитых(восточных) фричество занудное, эстрадное, тоскливое, скучное. И это всё я знаю, абсолютно не интересуясь?!! Столько крика и шума! Согласна с Татьяной. Медия-кафтан шьют явно не по Тришке.
  • Согласиться можно, учитывая качество голосование и второстепенное значение, которое придается этому шоу в ряде стран, лидеров шоу бизнеса.
  • евровиденье ацтой. свиной грипп и то веселее.