Мнения других авторов
- 05.11 // 12:23 Сергей Балыкин. ДЫШЛО. Аренда как альтернатива собственности // Статья
- 04.11 // 12:05 Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Звуки «Ў» // Статья
- 02.11 // 11:40 Сергей Рыжов. ВЫБОРЫ. Огульная «прихватизация» // Статья
- 01.11 // 12:13 Евгений Липкович. ПУТЬ ВОИНА. Не страшный сон // Статья
- 31.10 // 14:43 Александр Куллинкович. ХРОНИКИ. Выборы // Статья
Другие Мнения этого автора
- 27.10 // 12:56 Юрий Воскресенский. МНЕНИЕ. «Переформатировать» выставки // Статья
- 16.10 // 12:11 Юрий Воскресенский. МНЕНИЕ. О бедном Андрее замолвлю я слово // Статья
Мнение
Юрий Воскресенский. ВЫБОРЫ. «Липовые» подписи
Юрий Воскресенский. Родился 24 февраля 1977 года в Минске. В 1994 году окончил столичную СШ № 48 и сразу же начал заниматься общественно-политической деятельностью. В 1994-1999 годах занимал должности первого секретаря Минского городского и Центрального комитетов ЛКСМБ. В 1999-2006 годах являлся на общественных началах руководителем аппарата и генеральным секретарем Белорусского национального Совета молодежных и детских объединений, членом МГК, ЦК, Бюро ЦК компартии, вице-президентом общественного объединения «Социальные технологии», председателем Совета республиканской организации «Молодежная демократическая инициатива». В настоящее время — депутат Минского городского Совета, секретарь Постоянной комиссии Мингорсовета по строительству, жилищному хозяйству, землепользованию и экологии, а также секретарь Постоянной комиссии Мингорсовета по потребительскому рынку, предпринимательству и рекламе. |
Очередной этап президентской выборной кампании завершился сенсацией. Необходимые по законодательству сто тысяч подписей белорусских избирателей собрали — или, как выразилась на своей пресс-конференции 1 ноября председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Республики Беларусь Лидия Ермошина, — «подали» 11 претендентов. Разница между словами «собрали» и «подали» весьма существенная, подчеркивающая в первом случае подлинный сбор подписей избирателей в процессе пикетирования, встреч и собраний, поквартирных обходов, а во втором случае – сомнение в возможности осуществления подобной работы.
Конечно, последние изменения в Избирательный кодекс в немалой степени помогли штабам «претендентов в кандидаты» в успешной и беспрепятственной работе с избирателями. Возможность собирать подписи практически в любом месте (в том числе в теплых переходах в метро в холодное время) и без предварительных уведомлений оказалось наиболее весомой и значимой либеральной поправкой, жестом доброй воли действующей власти для своих политических оппонентов.
С 1994 года я сам прошел десять выборных кампаний всех уровней — от волонтера до руководителя штаба, кандидата, победителя выборной кампании — и прекрасно знаю, каких усилий стоит качественный сбор даже одной тысячи подписей. Что касается заветной цифры в 100.000, то этот порог может достичь только высокопрофессиональная организованная команда, состоящая не менее чем из тысячи человек, не имеющая проблем с финансовыми, информационными ресурсами и при наличии узнаваемого в обществе кандидата.
Никто не сомневается в возможностях собрать большое количество подписей за действующего Президента. Более того, в эту избирательную кампанию наблюдался исключительно добровольный характер сбора подписей, поэтому цифра в 1.113.014 подписей по всей стране не вызывает никаких сомнений. Скептикам задам вопрос: если бы была поставлена задача некой «гонки», то неужели избирательный штаб Президента Беларуси не обеспечил бы два или три миллиона подписей?
По поводу остальной «великолепной десятки» конкурирующих оппонентов можно сказать, что от подписей некоторых из них за километр разит «липой», если не сказать резче. Поэтому даже лидеры по количеству сданных подписей из числа оппозиции высказывают сомнения в отношении своих политических союзников и коллег.
«Я не знаю, кто на самом деле собрал сто тысяч подписей. Я знаю, кто мог их собрать. Это Некляев, Романчук и наша группа. А по остальным у меня есть вопросы», — отметил лидер «Европейской Беларуси» Андрей Санников в интервью «Радыё Свабода».
Ему вторит и председатель ОГП, руководитель штаба Романчука Анатолий Лебедько. Анатолий Владимирович справедливо призывает коллег по политцеху к честности и совести, доводя до широкой общественности факты обращений в штаб ОГП с целью скупки подписей.
Эта же тема является самой обсуждаемой на интернет-форумах и среди активистов «демократического движения». Некоторые признаются, что были задействованы в переписывании ксерокопий подписей с избирательных кампаний 2001 и 2006 года, а также копий лицевых счетов.
Лично я, обладая всем необходимым объемом информации и имея приятелей в штабах большинства «претендентов в кандидаты», ни на секунду не сомневаюсь, что, кроме действующего Президента, подписи собрали лишь трое (не буду перечислять кто; думаю, всем и так понятно).
Тем не менее, мне как члену одной из районных избирательных комиссий города Минска и обычному избирателю, хотелось дождаться момента, когда сборщики подадут свои листы в комиссию, чтобы подтвердить или опровергнуть возникшие сомнения.
И вот долгожданный момент настал.
В нашу комиссию подали подписи десять претендентов.
Во-первых, уже по количеству сданных подписей мне лично стало ясно, кто соблазнился «ветром демократических перемен» и под шумок решил отказаться от кропотливого сбора в пользу «липы». Ведь весь месяц в районе активно работали, даже «пахали», лишь несколько претендентов, о других не было практически ни слуху, ни духу. А собрали все примерно одинаковое количество подписей. Получается, что штаб претендента (к примеру, Я.Романчука), который проводил в районе по десять пикетов в день с самого первого до последнего дня кампании и осуществлял массированный обход квартир, собрал почти столько же (!), сколько штабы его коллег, организующие по выходным вынос картонки с лицом кумира ко входу Комаровского рынка и ЦУМа.
Во-вторых, «переписчики» недобросовестных претендентов допустили настолько вопиющие огрехи, что они видны невооруженным глазом и понятны даже школьнику.
Вот, например, на что я обратил внимание.
Переписчик А. собирал по квартирам по 10-15 (!) заполненных подписных листов в день (т.е. около 200-400 подписей). О таких рекордах не мечтал даже «суперсборщик» Павел Знавец!
У переписчика Б. все листы идеально белые и ровные, словно и он, и избиратели заполняли их в хирургических перчатках и относились к ним как к ценным фолиантам.
Переписчик В. собирал подписи в общежитии, где действует самая сильная первичка БРСМ, и там студенты почти в полном составе подписались за… оппозиционного кандидата.
«Липовые» подписи за выдвижение одного из оппозиционных кандидатов |
У переписчика Г., если перевернуть подписные листы и разложить их на столе, в каждой графе каждого листа подпись одинакова. Подпись в графе 1 листа 1 = подпись в графе 1 листа 2 = подпись в графе 1 листа 3 и т. д. (смотрите фото).
Переписчик Д. заполнил листы так, словно это было воплощением учебника по каллиграфии. Правда, увлекся и так же красиво заполнил колонку с датой, которую должны сами заполнять избиратели.
Переписчик Е. весьма странным образом «ходил по квартирам» — перепрыгивая через три подъезда или через 100-120 квартир. Кто сам собирал подписи, тот меня поймет.
У переписчика Й. все гораздо честнее: все даты и все подписи одинаковы.
Вот такая АБВГДЕЙка получается.
В общем, мягко говоря, недостатки имеются, и их немало. Но один недостаток недобросовестные сборщики исправить не в силе. Всегда видно различие между собранными подписями, и подписями переписанными! Даже без дополнительной экспертизы, путем сопоставления почерка и силы давления на стержень, анализа начертаний дат и подписей, изучения маршрута обхода квартир и т.п.
Скажу честно: бегло изучив предоставленный «материал», я посмеялся от души.
А потом стало не до смеха.
С одной стороны, с учетом тенденции либерализации и демократизации избирательного процесса, нужно зарегистрировать всех претендентов. Тем более, что об этом зачем-то просят европейские правительства.
С другой стороны, юмор скис, так как снова и снова безответственные политические маргиналы, шарлатаны, проходимцы, аферисты всех мастей при поддержке доверчивых европейцев штурмуют приступки политического Олимпа. При этом обвиняя действующую власть во всех грехах, сами занимаются не просто приписками, а самой настоящей «чернухой», дискредитируя весь спектр конструктивных демократических сил. Конечно, кто-то скажет, что претенденты наивны как юноши, они ничего не знают о «липе» и вообще их вводят в заблуждение недобросовестные сборщики, желая заработать больше денег. Нормальный человек в такую сказку не поверит.
Подчеркну: это мое сугубо приватное мнение, вполне возможно, не совпадающее с мнением членов комиссии! И решать, регистрировать или нет претендентов, будет большинство членов комиссии на открытых заседаниях с присутствием национальных и международных наблюдателей. И только специально назначенная экспертиза подтвердит или опровергнет достоверность поданных подписей граждан.
Однако для меня все очевидно и… невероятно. Большинство из «претендентов в кандидаты» демократического толка встали на скользкую дорожку морального разложения.
К сожалению, в очередной раз.
P.S. Понимая, что данная статья кому-то покажется весьма полемичной и вызовет широкое обсуждение, хотел бы попросить читателей не останавливаться на личности А.Лукашенко, Л.Ермошиной и автора (к нам оскорбления не прилипают), а конструктивно обсудить ситуацию на форуме и ответить на следующие вопросы: Верите ли вы в возможность сбора ста тысяч подписей всеми заявленными претендентами? Какие истинные цели подачи «липовых» подписей, с вашей точки зрения, ставят перед собой отдельные претенденты? Допускаете ли вы возможность для оппозиции действовать аморальными методами в политике, при этом говоря об аморальности властей? Как вы считаете, какое решение должна принять в данном случае избирательная комиссия?
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии