Мнения других авторов
- 26.03 // 15:22 Андрей Дмитриев. ПРАВДА. Мечты Лукашенко и реальность // Статья
- 25.03 // 19:17 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Чиновники-башмаки // Статья
- 25.03 // 11:53 Таццяна Караткевіч. НАРОДНЫ РЭФЕРЭНДУМ. Воля да Волі // Статья
- 25.03 // 08:29 Уладзімір Някляеў. ПРАЎДА. Шлях Волі // Статья
- 24.03 // 19:02 Алег Гайдукевіч. ДЗЕНЬ ВОЛІ. Ад БНР да Незалежнай Беларускай Дзяржавы // Статья
Другие Мнения этого автора
- 30.09 // 11:14 Михаил Пашкевич. АРМИЯ. Страховка для призывника // Статья
- 09.09 // 16:14 Михаил Пашкевич. ВЫБОРЫ. Уроки Навального для белорусской оппозиции // Статья
- 05.07 // 09:55 Михаил Пашкевич. ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР. Китайский технопарк: больше, дороже – циничнее… // Статья
- 19.04 // 10:42 Михаил Пашкевич. ПРАВДА. Мастерство не пропьешь // Статья
- 04.05 // 16:29 Михаил Пашкевич. ПРИЗЫВ. Уклонисты vs. Уклонисты // Статья
Мнение
Михаил Пашкевич. МНЕНИЕ. Почему бегут из «армейского рая»
Михаил Пашкевич. Координатор кампании «За альтернативную гражданскую службу». |
Так, 1 ноября появилась информация о поимке аж в Мурманске дезертировавшего в мае солдата-срочника. Парню оставалось служить всего 2 месяца… В этот период даже оголтелые деды успокаиваются: попасть в «дизель» накануне дембеля — сомнительное удовольствие. Однако нашлось же что-то, что заставило парня уйти из части и больше не вернуться.
22 ноября. «Электронный Борисов» сообщает о целой группе сбежавших солдат, которых видели в городе. Командование части в тот же день требует от журналистов немедленного опровержения «ложной» информации. У журналистов своя правда: есть свидетели, которые видели и сбившиеся с ног поисковые патрули, и самих солдат.
27 ноября. Из в/ч 3214 сбежал спецназовец. Спустя некоторое время руководство МВД признало факт дезертирства и даже назвало имя сбежавшего.
Три попадания в точку за месяц — согласитесь, прямое указание на существование проблемы в рядах Вооруженных сил. Неважно, что собственно послужило причиной всех этих побегов: пресловутая ли дедовщина, сверхтяжелые нагрузки или нечто еще. Есть армия (практически идеальная по версии Министерства обороны). И есть те, кто бежит из этого рая.
Вы скажете, три случая — еще не повод усомниться в профессионализме офицеров?
Ок, допустим, это совпадение. Однако, изучая не столь давние внутренние документы Минобороны, я прихожу к совершенно другому выводу.
Например, берем «Информацию о состоянии преступности и травматизме в транспортных войсках и Вооруженных Силах за июль-август 2010 года». Не буду полностью пересказывать документ. Просто не поленитесь и прочитайте. Всего 12 страниц. Можете читать через абзац. Даже через 2. Интересно абсолютно все.
Первый раздел — «Преступления». Информация подана общая, без вывода в отдельные блоки случаев «дедовщины» и просто уголовных выходок военных. Тем не менее, горячие примеры начинаются уже с первой страницы. Избиения за невыполнение приказов, ничем не мотивированное насилие, «бутерброд» из хлеба и сапожного крема (да, хватает и такого «креатива» со стороны старослужащих). И четыре случая дезертирства.
Я сознательно не акцентирую внимания на других преступлениях – потому, что по всем этим фактам возбуждены уголовные дела, как следует из документа. Кража (боеприпасов или машины) — это итог личного выбора человека. Подобных случаев хватает во всех ведомствах. И армия не несет ответственность за выбор взрослого человека. Разве что — моральную.
Раздел третий — «травматизм». Обратите внимание на случай рядового Срубы. Вот что записано в документе: шел солдат в столовую, упал, ударился о стол. Получил закрытый перелом нижней челюсти со смещением костных обломков. Встал и как ни в чем ни бывало пошел дальше (по версии авторов документа). Лишь вечером попал в больницу. И еще 6 дней скрывал перелом, жалуясь на другие проблемы.
Наверное, я предвзято читаю документ. Только не верю я, что, просто упав, парень 6 дней скрывал бы факт падения и травмы.
А вот еще случай с рядовым Асташенком – парень на редкость неудачлив. Шел в комнату, зацепился за стул, упал. И челюстью - о дужку кровати.
Или рядовой Федусов (ВВС-ПВО). Упал в умывальник. С кем не бывает? И с черепно-мозговой травмой попадал в госпиталь.
Опять придираюсь? Наверное, только пусть тогда командующий ВВС-ПВО объяснит общественности, почему последний месяц вво вверенных ему частях идет перетряхивание военнослужащих третьего призыва? Всех старослужащих перебрасывают из части в часть, порой по несколько раз. Самим солдатам ВВС-ПВО прямо объявлено о борьбе с неуставщиной. Говорят и о том, что даже в ставке командования ВВС-ПВО по несколько дней прячут избитый молодняк от офицерского глаза, не пуская их в столовую.
Так вот жили вооруженные силы горячим летом 2010 года. Все под контролем. Виновные—наказаны.
А теперь другой документ — «О нарушениях антикоррупционного законодательства Республики Беларусь в транспортных войсках и наказании виновных».
В приказе министра Жадобина прямо говорится о нецелевом использовании труда военнослужащих. Однако, как следует из документа, гнев министра вызвал скорее сам факт ухода денег налево. Обратите внимание: некоторые виновные офицеры указаны уже в новых должностях, получив предварительно повышение. Например, полковник Будько. По его приказу 307 железнодорожная бригада бесплатно благоустраивала в г. Слуцке стадион, выделяла технику и даже оркестр в нарушение закона. Тем не менее, полковник Будько прекрасно работает в новой должности, получив лишь строгий выговор. Никакого привлечения к уголовной ответственности.
Полковник Никонов прощал задолженность перед вверенной ему воинской частью на десятки миллионов рублей. Наказание — строгий выговор. И таких случаев в документе указано предостаточно.
Не знаю, что говорит по этому поводу Генеральная прокуратура, но лично мне интересно следующее. Почему солдат, сбежавший от дедовщины, несет ответственность в полной мере. И военный суд строго карает слабохарактерных юношей. А «ворам в погонах» просто «выговаривают».
Я не считаю нашу армию обителью зла. Более того, еженедельно общаясь с коллегами-правозащитниками из России и просматривая их сводки о преступлениях в российской армии, понимаю: наши вооруженные силы - не худшие. Но местных военных — сержанта ли Иванова, министра ли Сердюкова — хоть немного, но держит в стрессе общественный контроль. Правозащитники отбивают у военных, и не без успеха, сотни незаконно призванных молодых людей. Каждый момент соприкосновения военнообязанного с Министерством обороны попадает в прицел их внимания. И это начинает держать их в тонусе.
Конечно, там и условия другие. Да и у нас пока вроде все тихо. Но зачем ждать появления у нас своего рядового Сычева?
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева