Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. О хлебе насущном и валютной диете


Ярослав Романчук
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

В очередях за валютой люди все чаще задают друг другу вопрос «Доколе?». Проблемы роднят. Злоба и ненависть консолидирует. Появляется одно мощное эмоциональное общее у совсем разных людей.

У работника, который не может свободно купить доллары для расчета по валютному кредиту. У директора предприятия, который не может приобрести заказанное в Германии оборудование. У предпринимателя, который заказал, но не оплатил новую партию товара… У всех у них мир рисуется в мрачных тонах. Вот, мол, пришел он, ссудный день, больше терпеть нельзя.

Можно. И можно долго.


Валютный «голод» на улицы не выгонит

Не валютой единой сыт белорус. Хлеб, картошка и чарка — этот традиционный набор потребительских ценностей в гораздо большей степени обеспечивает стабильность и спокойствие белорусов. Нет сомнения, что за последние 15 лет запросы белорусов существенно выросли. Мы привыкли к гипермаркетам и не удивляемся товарному изобилию. Без сотового телефона не представляют свою жизнь даже в отдаленных селах. Автомобиль перестал быть предметом роскоши. Действительно, какая роскошь, если каждая вторая семья имеет свои «колеса»? Сотни тысяч белорусов привыкли отдыхать за рубежом.

Большинство этих людей — совсем не миллионеры. Тем более они не аристократы, хрупкие и изнеженные. Дефицит валюты сегодня — это не ее дефицит вообще. Это — проблема купить ее по низкому курсу. Это как если бы страна наполнилась слухами, что вот-вот повысят цены на холодильники или компьютеры. Определенная часть людей начала бы активно скупать эти товары. Приятно сэкономить определенную часть денег или заработать на перепродаже купленного по низкой цене товара после его подорожания.

С долларами/евро происходит примерно то же самое. Предложение этого товара по старым ценам резко снизилось. Ни люди, ни коммерческие организации по новым ценам покупать пока не хотят. Они надеются быть первыми в длинной очереди тех, у кого в последний раз может получиться сэкономить на покупке долларов, или получить тот доход, на который они рассчитывали до появления валютного дефицита.

Конечно, успеют не все. Большинству придется смириться с потерей определенной суммы сбережений, пересчитанных в твердую валюту. Это неприятно, но не смертельно. Как противно проиграть в рулетку или в наперстки. Горький осадок временно будет чувствоваться, потому что ты лоханулся, что тебя «развели». Однако это не повод все громить и крушить, говорить, что жизнь не удалась. Это даже не катализатор гражданской или политической активности.

Люди думали, что схватили птицу счастья за бороду. Красивый образ благополучного рантье — живу на проценты — заблокировал критическое мышление и желание работать. Этому способствовали высокие ставки по депозитам и гарантии государства. Ему почему-то белорусы продолжают верить, забыв о том, как жестко и бессердечно оно поступило с вкладами в начале 1990-х и в целом ряде других случаев.

Количество домашних хозяйств, которые ежемесячно делали сбережения и несли их в банки, выросло с 36,5% в 2004 году до 72,9% в 2010-м. Однако привычка все пересчитывать в доллары осталась. Ее тоже поддерживают сами власти, определяя ориентиры по доходам именно в долларах США. Валютный дефицит насторожил вкладчиков, но не более того. Далеко не всем нужно использовать сбережения в Br/$ именно сегодня. Поэтому как только Нацбанк и Совмин легализуют, наконец, новую цену на доллары/евро (курс обмена), напряжение спадет. Особенно если людям убедительно объяснят через «ящик» и другие средства массового PR-а, что причиной незапланированного удешевления белорусского рубля стали а) глобальный финансовый кризис, 2) война в Ливии, 3) дорогая нефть, 4) санкции Запада против нашей страны, 5) рост мировых цен на продовольствие и/или 6) нежелание России выполнять свой братский долг и предоставлять нам кредит.

Поскольку удешевление белорусского рубля даже до Br3800 за $1 к голоду не приведет, альтернативы у вкладчиков не появятся, то народ проглотит «объективные» причины девальвации, поверит во временный характер ухудшения и продолжит жить в привычном укладе. Водка есть, заводы работают, дачи никто национализировать на собирается — и на том государству спасибо.


Для социальной стабильности хлеб дороже валюты

Доступность основных продуктов питания остается базовым элементом благополучия белорусов. До тех пор, пока хлеб, мясо, молоко и спиртное они могут себе позволить в достаточных количествах, я предполагаю, белорусы будут терпеть иные невзгоды жизни, в том числе временное валютное голодание.

В 2010 году средняя белорусская семья тратила на продукты питания Br486 тыс. в месяц ($163). Это 36,8% всех потребительских расходов. Для сравнения: в 2009-м такие расходы составляли $155 (37,9%). В группе 20% самых малообеспеченных расходы на продукты питания доходили до 43,4%. Особенно чувствительным являются расходы на продукты питания для семей пенсионеров: в 2010 году они тратили на еду 49,9% потребительских расходов. Это даже больше, чем в десяти процентах наименее обеспеченных семей (45,9%). Однако эта социальная группа лишь в незначительной степени пересекается с той группой людей, которая сегодня страдает из-за валютного дефицита.

Люди старшего поколения склонны верить БТ-пропаганде о внешних причинах ажиотажа при обменниках. Поэтому они едва ли разделят негативные эмоции тех, кто сегодня не может купить валюту по Br3080 за $1. Они в гораздо большей степени чувствительны к росту цен на продукты питания. Вот если власти допустят опасное совмещение инфляции и девальвации, тогда народное недовольство может существенно увеличиться. Главным продуктом для белорусов, особенно в зоне имущественного риска, продолжает оставаться хлеб.

В структуре расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания среднее домашнее хозяйство тратит на хлеб и хлебопродукты 15,8% (Br76,7 тыс. из Br486,1 тыс.). Это ненамного меньше, чем на молоко и молочные продукты (17,4% от всех расходов на продовольствие). Самой большой статьей расходов на продовольствие является мясо и мясные продукты — 31,7%. А вот на картофель средняя белорусская семья тратит всего 1,2% своего бюджета на продовольствие. Причем расходы на картофель отметили лишь 65,7% домашних хозяйств. Даже на крупу белорусы тратят больше (1,8%), а покупают ее 96,7% всех семей.

На селе расходы домашних хозяйств (их там более 1 миллиона) на хлеб и хлебопродукты составляют Br85,9 тыс. в месяц (22,2% расходов на продовольствие), а на молоко и молочные продукты — Br66,4 тыс. (17,1%), на мясо и мясные продукты — Br107,2 тыс. (27,7%). Получается, что для сельчан хлеб является гораздо более важной продуктовой позицией, чем для горожан.

Семьи пенсионеров (их в стране 366 тысяч) тоже очень чувствительны к росту цен на хлеб и хлебопродукты. При этом большинство из них относятся к нервничающим людям в очередях у обменников как к тем, кто с жиру бесится.

Пенсионеры и сельчане в подавляющем большинстве своем за рубежом не отдыхают, валютными операциями не занимаются, и премудрости монетарной политики для них недоступны. Рост цен на хлеб, крупы, молочные и мясные продукты для них страшнее, чем девальвация белорусского рубля.

Валютный ажиотаж едва ли захватит массы, но если он пойдет в паре с высокой инфляцией на базовые продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, то градус недовольства наверняка повысится. Не до кипения, конечно, но до ситуации, когда даже водкой или самогоном нельзя будет залить горечь бесцельно прожитых лет.

Хотя белорусы — хлебаши и не такое переживали. Меньше будет мяса — больше будем есть картофеля. Не зря же нас бульбашами называют!

Показатели роста благосостояния населения Беларуси, 2004, 2008, 2009 и 2010 годы
Источник: Белстат 2004, 2009-2011 «Расходы и доходы населения в Республике Беларусь»

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

Оценить материал:
Средний балл - 2.61 (всего оценок: 83)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • А главное в том,что и не введёт.
  • Голодный желудок и неприкрытая от холода попа.
  • Может он и экономист, но зачем тогда полез в политику? Что бы потом размазывая сопли и слёзы просить прощения , говорить что больше не будет и сдавать своих товарищей. короче человек он гнилой, ну а экономист может и хороший. Но что-то я таким не верю.
  • Очередной лукафашист проявил свою полную безграмотность. Читать вообще умеешь? Непохоже на то. Если б умел, знал бы, что санкций Европа пока не ввела.
  • Санкции - это ж временно и как раз для того, чтобы вырвать сгнивший зуб! Если и дальше затягивать с лечением, то может и гангрена какая напасть, а тогда только - секир башка, то бишь РБ - капец.
  • Кто писал эту статью? Мы привыкли...ничего страшного...волютный голод и прочая ересь. Я не садист, но автора этого писева.....даже не могу представить. что бы я с ним сделал. Россия не хочет исполнить братский долг - с какого если наша Саша говрит им фигушки на ввод единой волюты и на объединение? Что за привычка считать чужие деньги - свои заработай и считай! Сколько государство заработало на экспорте пищевой продукции - куда уходит наш хлеб, сахар, мясо? а где деньги за всё это? Мы привыкли хорошо жить - ахре-неть можно, так на-фиг нужен правитель, который держит свой народ в одной рубахе, его цель сделать жизнь людей лучше, или мы в период развала экономического курса решили на людей свои проблемы спихнуть. Да привыкли. потому, что наш Президентище думал, что он самый умный и хитрый в мире.... А, вот и пусть теперь покажет на что способен этот Золотой ум Нации, припорошенный сбоку волосиками....