Мнения других авторов
- 15.08 // 11:08 Александр Зимовский. РЕЗОНАНС. А.Лукашенко и сферический преемник в вакууме // Статья
- 14.08 // 12:57 Вадим Можейко. ДЕФОЛТ. Беспочвенная паника или проблески разума? // Статья
- 13.08 // 13:01 Анатолий Лебедько. МНЕНИЕ. В кризис сторонники власти не плодятся // Статья
- 12.08 // 11:45 Виктор Федорович. ПОГОВОРИМ? О том, как умирала моя сестра // Статья
- 11.08 // 09:37 Уладзімір Някляеў.ПРАЎДА. Маналог пра дыялог // Статья
Другие Мнения этого автора
- 05.08 // 11:37 Евгений Прейгерман. РЕФОРМЫ. Последний шанс президента // Статья
- 29.05 // 15:11 Евгений Прейгерман. РЕФОРМЫ. Зачем мы учим историю? // Статья
- 06.05 // 21:17 Евгений Прейгерман. РЕФОРМЫ. Инициатива и предприимчивость как государственный саботаж // Статья
- 16.11 // 11:24 Евгений Прейгерман. РЕФОРМЫ. Памятная записка главе Администрации президента // Статья
Мнение
Евгений Прейгерман. РЕФОРМЫ. Бензин стоп! Экономика тоже!
Евгений Прейгерман. Родился в Витебске. Окончил факультет международных отношений БГУ и магистратуру Сассэкского университета (Англия) по специальности «Европейская политика». Директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество Либеральный клуб». |
Итак, А. Лукашенко без долгих раздумий присоединился к инициаторам и участникам акции «Стоп бензин!» На другой день после феерической народной акции он созвал экстренное совещание и потребовал «открутить» цены назад и больше без его разрешения их не повышать (более чем на 3-5%).
Признаться честно, эта новость лично у меня вызвала большую внутреннюю радость за всех тех, кто в порыве отчаяния решил выразить протест на проспекте Независимости. Люди не пришли устраивать уличные беспорядки, громить витрины и вести боевые действия с милицией. Они просто попросили хоть как-то с ними считаться. И нашли для этого наименее «взрывоопасный» способ.
И то, что формально акция возымела результат, действительно радует. Потому что нельзя же до такой степени ни во что не ставить людей. Нельзя настолько не уважать простых граждан, чтобы перед выборами бросить им, как собакам, подачку в виде $503 средней зарплаты, а потом вот так по-хамски опять «обувать в лапти» и подсовывать похлебку без мяса вместо наваристого борща!
В то же время, если оставить первичные эмоции и включить разум, то очередная «открутка» цен от президента не вызывает никакой радости и оптимизма в отношении нашего ближайшего будущего. Привычный для управленческого стиля А. Лукашенко публичный разнос антинародного правительства вновь оставляет неприятный осадок. Каково же реальное значение административной «топливной ревальвации» от президента?
С политической точки зрения, этот шаг А. Лукашенко снова демонстрирует его гиперчувствительность к любому массовому несогласию. Это значит, что Александр Григорьевич совершенно не меняется. Несмотря на его новогоднее признание о существовании «20-процентного меньшинства», он отказывается это осознавать. Он продолжает делать то, что долгие годы приносило результат: неизощренный социальный популизм. Он продолжает ориентироваться на массовое сознание 1990-х годов, для которого принцип «хороший царь при плохих боярах» был весомым экономическим аргументом.
Открытие, конечно, не ахти какое. Просто оно в очередной раз предупреждает, что нынешние турбулентные времена будут проходить не под знаком попыток найти новые прогрессивные формы управления государством и сплочения нации, а в старом стиле. А это — прямолинейный популизм и такая же прямолинейная жестокость в отношении оппонентов. И ключевой вопрос тут в том, сколько еще ресурса доверия лично к президенту осталось у населения и сколько до той черты, когда дефицит такого доверия может привести к необратимым последствиям внутри политических элит?
С экономической точки зрения, факт присоединения А. Лукашенко к акции «Стоп бензин!» еще более печален. Во-первых, это очередная кастрация самой идеи реформ (если, конечно, там осталось что кастрировать). Какими бы болезненными реформы ни были, но без них уже никак. А затягивание лишь сделает «падение» еще более болезненным. Притом как для власти, так и для всего населения.
Во-вторых, это констатация странного факта: в Беларуси уже несколько месяцев нет никакой экономической политики. Вообще. В принципе. Экономическая политика бывает плохой, хорошей, адекватной, не очень. Экономическую политику можно анализировать, комментировать, ругать, корректировать. А у нас ее попросту нет. Потому что экономическая политика подразумевает наличие хотя бы общего осознанного стратегического плана. Она подразумевает какие-то базовые цели и последовательные принципы их достижения. У нас же, как только правительство и Нацбанк решатся на какую-то полу-полумеру, так президент начинает ругаться. Да еще публично, по телевизору. И получается, что даже полу-полумеры невозможно реализовать.
В итоге – настоящая экономическая вакханалия. И, судя по последним событиям, закончиться ей пока не суждено.
А что же рассказывать желанным инвесторам? Что показывать МВФ? Тут разве что в книгу рекордов Гиннеса обращаться: 100, 200, 300… дней без экономической политики.
Сохранение такого положения дел – дорога в никуда. Ни консолидация президента с акцией «Стоп бензин!», ни ТВ-разносы правительства, ни даже увольнение всего Кабинета не могут отменить объективные законы экономики. А эти законы будут беспощадны к тем, кто не хочет их усваивать.
P.S. Думается, технически у А. Лукашенко еще есть шанс возглавить реальные реформы. Если он сможет неожиданно по-новому взглянуть на свою роль в государстве. Но об этом — в следующий раз.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии