Мнения других авторов
- 15.03 // 11:20 Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Достучаться до небес // Статья
- 14.03 // 16:07 Владимир Подгол. МЕЖДУ СТРОК. Директора разведки США завербовал КГБ Беларуси? // Статья
- 13.03 // 12:31 Дмитрий Растаев. В РИФМЕ ВРЕМЕНИ. Большая ломка // Статья
- 12.03 // 16:44 Лев Марголин. ТАЛАКА. 75 дней правительству Кобякова // Статья
- 12.03 // 12:57 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Клиника Минздрава // Статья
Другие Мнения этого автора
- 11.03 // 18:01 Алла Бобкова. ПОЛЕМИКА. Белорусское кино: было, будет ли? // Статья
- 10.02 // 14:44 Алла Бобкова. ПОЛЕМИКА. Былое и думы Андрея Звягинцева // Статья
- 12.07 // 14:51 Алла Бобкова. ПОЛЕМИКА. Мат и последствия // Статья
- 24.02 // 15:35 Алла Бобкова. ПОЛЕМИКА. Y-хромосома как каинова печать // Статья
Мнение
Алла Бобкова. ПОЛЕМИКА. Почему важен «Лістапад»
Алла Бобкова. Независимый кинокритик, журналист. Соорганизатор проекта «Молодежная киношкола-конкурс». Публикуется в России, Беларуси и Польше. |
Ответ Андрею Курейчику по поводу его двадцатого письма «дорогому Владимиру Петровичу…»
Уважаемый Андрей Владимирович!
Не только Вы швыряете (и швыряли) словесные булыжники в Минский МКФ «Лістапад». По моим наблюдениям, такие люди делятся на три категории: на тех, кто ко всему прикладывает мировоззренческий трафарет («фестиваль опекает власть»), на тех, для кого корпоративные интересы важнее всего («лучше деньги фестиваля отдавать на кинопроизводство»), и на вкусовые пристрастия — для одних не нужны фильмы мейнстрима, другие, наоборот, ратуют только за фильмы «зрительские».
К какой категории отнести Вас, не знаю. Может, Вы личностная типология в единственном числе, но в любом случае Ваше цитируемое ниже умозаключение отдает абсурдом.
Вот оно: «Чем дальше, тем яснее, что его (фестиваля. — А.Б.) единственная полезная функция — унизить белорусский Минкульт и киностудию хорошим зарубежным кино. В этом году эта миссия реализована блестяще. Вот, мол, дорогие министр Светлов и директор Сильванович, вы тратите миллионы и миллионы на белорусское кинопроизводство, а где оно на «Лістападзе»? Предъявите его на фоне победителей Каннского, Берлинского, Московского, Ереванского и других фестивалей!».
Судя по Вашим дальнейшим рассужденям, Вы отличаете кинопроизводство, которое у нас и впрямь хромает на обе ноги, от фестивального движения, которое само по себе автономно. Но в запале — желали того или не желали — вину одних объединили с невиновностью других (мол, цель — унизить).
Двадцать лет изнутри и снаружи я отслеживаю ситуацию с «Лістападам» (с 2010 г. его организует весьма профессиональная команда во главе с директором Анжеликой Крашевской).
В заслугу руководителям нынешнего «Лістапада» следует поставить не только высокий художественный уровень всех конкурсных программ, но и несгибаемую принципиальность. Они никому не дают преференций. Нынешние листопадовцы искоренили постыдные манипуляции, которые были до них. А именно: слабые игровые картины «Беларусьфильма» обязательно включались в конкурсную программу и со странной регулярностью получали либо «Серебро», либо «Бронзу» «Лістапада». Якобы по опросу зрителей. На самом деле ясно, что радели своим, а, проще говоря, подтасовывали (никто ведь не контроливал подсчет зрительских голосов). А если сопоставить с результатами альтернативного жюри (жюри кинематографистов), то за 17 лет (1994-2009 годы) оно только один раз присудило приз белорусскому фильму (картине «Враги» Марии Можар за дебют). Весьма интересное сопоставление. Все правильно. И теперь нет наших хороших (игровых) фильмов, о чем Вы сами пишете. Так причем тут Анжела Крашевская и Игорь Сукманов?
Почему важен «Лістапад»?
Он возник в 1994 году как общественная инициатива Белорусского союза кинематографистов на волне разрушения культурных связей, связанных с распадом СССР. Городская власть смотрела на новую акцию косо: мол, почему делаете без нашей санкции? Министерство культуры стояло в стороне: посмотрим, что у них без нас выйдет.
Оказалось, что фестиваль попал в эпицентр ожиданий зрителей, ностальгирующих по хорошему советскому кино.
После этой проверки — благодаря его авторитету — он стал общественно-государственной заботой. И до сих пор остается таковым, ибо без одной и без другой поддержек «Лістапад» давно бы загнулся. На радость его недоброжелателям.
Разумеется, программная часть фестиваля и его организационное окружение видоизменились. Но это едва ли не единственный в Беларуси долговременный опыт взаимодействия общественной и частной структур с государственной, дающий хороший общекультурный результат. Фестиваль ждут, что заметно по увеличению его посещаемости.
В нынешнем году, обсуждая разные аспекты «Лістапада», мои коллеги-критики с удивлением констатировали: оба зала кинотеатра «Мир», где показывались конкурсные и внеконконкурсные программы документальных фильмов, заполнялись наполовину, а то и на две трети. Для документального кино — это важный показатель. Скорее всего, данный факт означает интерес к проблемам, происходящим в мире (к тому же было много превосходных фильмов по художественному качеству с Востока, Запада и СНГ). Мастер-классы «Лістапада» — прекрасная возможность для молодых усвоить профессиональные уроки (а учебные встречи проводила дюжина высококлассных кинематографистов, начиная от Александра Сокурова в 2008 году и кончая гражданином мира сербом Срджаном Сареначем в 2013 г.)
Так что «Ліcтапад» сам по себе куда объемнее и интереснее чьих-то представлений о нем.
Я только думаю вот о чем: сколько еще наша система, в которой многое поставлено с ног на голову, способна будет выдержать критерии, установленные командой «Лістапада»?.. Это будет ее проверкой на прочность в сфере культуры.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии