Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Властный трайбализм


Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

Нацбанк и Совмин больше любят и обхаживают МВФ и Всемирный банк, чем национальный бизнес. Это унизительно для белорусского предпринимательства. Это высокомерно для «народной» власти. Это в корне неправильно как с точки зрения баланса выгод и издержек, так и с позиции уважения к стране.

Бизнесмены платят налоги, создают рабочие места, расширяют выбор товаров и услуг, а отношение к ним властей по-прежнему остается, как к ремесленникам. Их только по большим праздникам или когда приезжают заморские гости приглашают к столу, чтобы развлечь дорогих гостей рассказами и прибаутками.

Когда чиновникам нужны новые кредиты от МВФ, тогда нужно сделать красивую картинку конструктивного национального диалога власти и бизнеса. Она способствует убеждению международных организаций, что в Беларуси есть, пусть небольшой, но шанс на рыночные реформы. Вот только нужно с деньгами помочь — и все пойдет.


Я сам обманываться рад

Складывается впечатление, что Нацбанку и Совмину гораздо проще находить общий язык с МВФ и Всемирным банком, особенно когда на горизонте маячит президентская кампания и явно недовольный своим местом в Беларуси Кремль.

Хотите программу реформ? Она у нас есть. А еще у нас проект закон о государственно-частном партнерстве. Если настаиваете, то слова «государственный» и «частный» можем поменять местами. Поддержка частного бизнеса? Ну, о чем вы говорите? Вот у нас инфраструктура, даже деньги из бюджета даем.

Белорусские чиновники умело используют аргументы самих же международных организаций. Вот в рейтинге Doing business 2015 Беларусь заняла 57-е место. Мы почти на одной ступеньке с Италией (56), опережаем таких членов ЕС, как Греция (61), Кипр (64) и Хорватия (65).

Совмин в подтверждение серьезности своих планов может указать на большой прыжок в улучшении качества налоговой системы. По этому показателю Беларусь поднялась со 107-го места (по новой методике Всемирного банка) на 60-е. С доклада DB-2010 по DB-2015 Беларусь сократила расстояние до мирового лидера с 54,36% до 68,26%. Этими данными белорусское правительство объясняет уверенный курс на реформы, пусть медленные и очень осторожные, но зато в гармонии с национальным менталитетом.

Международные организации записывают белорусским властям в плюс 53-е место по Индексу человеческого развития от ООН, дисциплинированное выполнение обязательств перед кредиторами, а также хорошее качество работы органов госуправления, особенно на фоне тех безобразий, которые они видят в России или в Украине. Даже в Индексе социального прогресса 2014 Беларусь заняла 58-е место.

Внешне наша страна выглядит как платежеспособное государство с высоким качеством базовых институтов социальной безопасности, здравоохранения и доступа к базовым товарам и услугам. Поэтому для чиновников МВФ, Всемирного банка или ЕБРР давать кредиты Беларуси — это низкорисковое дело с возможностью записать себе в актив реформы в еще одной развивающейся стране. Недовольство национального бизнеса они могут списать на издержки роста.


Ершистый, недовольный национальный бизнес

Предприниматели, объединенные в союзы и ассоциации, ершисты, напористы и хорошо подготовлены к отражению атак на бизнес. В отличие от большого бизнеса, они на личную дружбу к чиновникам не напрашиваются: у них таких денег и ресурсов нет, чтобы содержать дорогих лоббистов внутри вертикали. Малый и средний бизнес почувствовал вкус объединения и раз за разом проводит успешные кампании адвокаси (представление и защита интересов всего бизнес-сообщества). Национальная платформа бизнеса, безусловно, способствовала консолидации бизнес-сообщества и его усилению.

Каждый год распорядители чужого (политики и чиновники) бомбят бизнес таким количеством безумных идей, что, не будь консолидации бизнес-сообщества и наработанных навыков адвокаси, бизнес-климат в стране был бы на уровне выживания. Не успели бизнес-ассоциации отбиться от наезда на импорт и посредников, как пришли неприятности по НДС и уплате налогов на фонд зарплаты. Не успели предприниматели насладиться улучшениями по проверкам и возможности нанимать трех работников, как пришла напасть в виде технических регламентов. Розничный бизнес вздыбило постановление Нацбанка № 599. Каждый новый год предприниматели встречают с тревогой регуляторных, бухгалтерских, валютных или налоговых сюрпризов. Их число и «кислотный» характер, к сожалению, не снижаются.

На словах Совет министров и Нацбанк очень даже «за» развитие малого и среднего частного бизнеса. Для формального обмена мнениями создано несколько десятков разных рабочих групп. Совет по развитию предпринимательства при президенте призван улучшать деловой климат. Чуть ли не каждый депутат ПП НС в неформальной беседе клянется в любви национальному бизнесу. Власти создали более сотни разного рода центров поддержки предпринимательства. Сам Александр Лукашенко в далеком 2010 году подписал директиву № 4, которая стала, по сути дела, декларацией дружбы с предпринимателями. Чиновники неустанно повторяют, что действуют во имя ее реализации, хотя на самом деле ее массово торпедируют.


Теневая система принятия решений

Вся формальная система принятия решений, в которую в какой-то степени встроены предприниматели, бессильна противостоять неформальным номенклатурным связям и негласным договоренностям. С незавидной для бизнеса регулярностью из чрева органов госуправления неожиданно появляются проекты документов, которые резко ухудшают условия ведения бизнеса. Чиновники, ответственные за диалог с бизнесом, разводят руками: «Мы сами в шоке!». Обещания разобраться, хотя бы назвать фамилии и ведомственную принадлежность тех, кто действует за спинами официальных диалоговых площадок и имеет явно больше полномочий и власти, никогда не были реализованы.

В такой ситуации логично задать два вопроса: «Сколько систем принятия решений существует в Беларуси? Чего стоят договоренности, достигнутые между бизнесом и властью на официальных площадках, если они часто используются для прикрытия реальных механизмом принятия решений?»

Мы можем лишь предполагать, что органы, в недрах которых рождаются антипредпринимательские инициативы — это Оперативно-аналитический центр при президенте (ОАЦ), Совет безопасности, Комитет госконтроля (КГК), Информационно-аналитический центр при Администрации президента (ИАЦ) и Администрация президента. Случается, что отраслевые министерства через данные структуры тоже вносят свои предложения. Руководители этих структур не принимают участия в переговорах ни с бизнесом, ни с МВФ, но именно они имеют возможность влияния на содержание и характер документов, которые, в конечном итоге, утверждает глава страны.

Хорошие парни в Нацбанке, министерствах экономики или финансов сами делают недоуменно невинные глаза, когда представители бизнеса тыкают им в проекты документов, резко увеличивающие налоговые, административные или регуляторные издержки ведения бизнеса. В большинстве случаев они, действительно, не причем. Они занимают слишком низкие позиции в системе принятия решений, чтобы получить доступ к такого рода информации.

Международные организации имеют весьма смутное представление о функционировании теневой системы принятия решений. Они ведут переговоры с говорящими головами из Нацбанка, Минфина, Совмина и Минэкономики. Они честно отрабатывают свой хлеб. После достижения договоренности и подписания документов они уже не могут нести ответственность за их исполнение, потому что в процесс включаются совсем другие люди.

Особо успешных чиновников из официальной системы принятия решений могут включить в теневую, гораздо более мощную и влиятельную. Для них участие в ней гораздо важнее и прибыльнее, чем сохранение репутации перед международными кредиторами. Поэтому в Беларуси за редким исключением один и тот же состав чиновников никогда не участвует в кредитных переговорах с МВФ. Так что если теневая система принятия решений в очередной раз решит «кинуть» Фонд с выполнением обещания провести «решительные, смелые рыночные реформы», нынешние переговорщики из Нацбанка, Минфина, Минэкономики и Совмина с высокой степенью вероятности покинут свои должности.

Такова логика белорусского трайбализма. Он будет функционировать в таком режиме до тех пор, пока ее руководителям удается устраивать для иностранных зрителей убедительные перформансы «О, дайте, дайте нам кредит».


Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.78 (всего оценок: 78)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • В правители попадает тот, кто заручится поддержкой "императорской гвардии", т.е. военной, политической и экономической элиты государства. "Императорская гвардия" РБ - в шоколаде, что ей ещё желать?
  • Почему Ярослав не идёт в президенты? Был бы единственным толковым кандидатом!
  • Романчук как танк. Прёт напролом и, причём, по делу. Я ведь его обзоры не только здесь, в "Навинах" читаю. В каждом номере "Белгазеты" есть его экономическая арифметика и публицистика. Молодец! Шлёма скажет что-то типа того "а что он предлагает?" - Увы, без анализа нет синтеза. Чтоб куда-то продвигаться, надо хорошо знать "болячки" настоящего. Так что на данной стадии Романчук - диагност. Что невредно. :)