Евгений Прейгерман. МИНСКИЙ ДИАЛОГ. Реальное значение минского саммита для Беларуси
Статус страны как признанной площадки для обсуждения острых международных проблем является фактором нашей субъектности...
Евгений Прейгерман. Родился в Витебске. Окончил факультет международных отношений БГУ и магистратуру Сассэкского университета (Англия) по специальности «Европейская политика». Директор по исследованиям ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество Либеральный клуб». |
Вот мы и стали свидетелями, пожалуй, самого яркого события в международной жизни суверенной Беларуси. В ночь с 11 на 12 февраля в белорусской столице тяжеловесы европейской политики предпринимали титанические усилия для урегулирования кризиса в Украине.
Какое место в исторической летописи займет минский саммит в «нормандском формате» или, как его назвали СМИ, «минский марафон», пока сказать трудно. Вымученные на протяжении почти 16 часов договоренности будет очень сложно реализовать на практике. Тем более что сейчас не ясно, будут ли в итоге достигнутых соглашений удовлетворены самые главные интересы сторон.
Поэтому подождем ответа на этот вопрос вместе с историей.
На другой же вопрос, который активно обсуждается в Беларуси, ответить проще: что прошедший саммит значит для нашей страны?
Многовекторность — впервые
Складывается впечатление, что реальное значение для Беларуси и саммита в «нормандском формате», и августовского саммита в формате ЕАЭС — Украина — ЕС остается во многом неосознанным. В первую очередь, самим белорусским обществом.
Государственные СМИ просто штампуют клише о выдающейся посреднической роли официального Минска. Притом делают это с какой-то необузданной пошлостью, что лишь притупляет восприятие этого события. А негосударственные — в основном рассуждают о выгодах от саммита лично для Александра Лукашенко, его предстоящей избирательной кампании.
Однако реальная выгода для Беларуси и реальная дипломатическая победа Минска в другом.
Пожалуй, впервые за все годы независимости у нас появилась действительно многовекторная внешняя политика, вернее ее полноценные элементы. Излюбленный риторический и идеологический штамп впервые приобрел реальные очертания. И встреча «нормандской четверки» стала их очень символичным отражением.
Это особенно важно на фоне кризиса в Украине, который привел в движение региональную систему международных отношений и создал очень серьезные риски, в том числе для суверенитета Беларуси. Статус страны как признанной площадки для обсуждения острых международных проблем является фактором нашей субъектности в мировой политике и поэтому дополнительной опорой для нашего суверенитета.
Вот это и есть главный реальный результат посреднических усилий Минска.
Насколько удастся поддерживать и развивать эту многовекторность — вопрос отдельный. К нему мы сейчас вернемся. Однако, как минимум, всегда нужно и особенно важно сделать первые шаги. И они сделаны.
Пусть здесь и не обошлось без доли везения и стечения обстоятельств, но за достигнутый результат белорусской дипломатии действительно стоит поаплодировать.
Что дальше?
Как бы дальше ни развивались события, вечно минская площадка для переговоров по урегулированию кризиса в Украине, конечно же, существовать не может. И, соответственно, она не может вечно быть фактором многовекторности Беларуси и дополнительной опорой для нашего суверенитета. А вот вызовы этому суверенитету будут существовать если не вечно, то очень долго.
Притом это не только вызовы, происходящие извне. Но и еще более опасные доморощенные вызовы: пока неразвитая инфраструктура многовекторности и часто недостаточный интеллектуальный и организационный потенциал в обществе. А суверенитет — это как раз продукт зрелости и активности всего общества, а не только политического руководства страны. По крайней мере, в сложные исторические периоды.
Все эти вызовы особенно опасны на фоне неопределенности по поводу будущего системы международных отношений и безопасности в Восточной Европе. Это система вошла в некое трансформационное движение, и во что это движение выльется — непонятно.
Поэтому белорусскому кораблю дальше придется плыть в неизвестных и неспокойных водах. И благополучие корабля не может зависеть от одного лишь его капитана.
А это значит, что капитан и сам должен после очередного успешно пережитого шторма не впадать в эйфорию и того же требовать от членов корабля и даже пассажиров.
Другими словами, нам всем важно понять, что впереди ответственная и трудная работа по превращению результатов минских саммитов для Беларуси в ежедневную реальность. И что непрерывными овациями (чем грешат, например, государственные СМИ), соревнованиями в лояльности к линии партии (чем занимаются многие «аналитики») или, наоборот, постоянной нацеленностью лишь на негативный деструктив (которая присутствует у отдельных оппозиционных активистов и независимых СМИ) реальному делу не поможешь.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?