Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Выборы-2015. Оппозиция произвела «фиксацию политической позиции»
    Президентские выборы являются «благоприятным моментом для возможности изменения ситуации к лучшему»…
  2. Российское общество может потребовать от Путина продолжения банкета
    Спровоцированный пропагандой патриотический подъем начал жить в России своей собственной жизнью. Кремль выпустил джинна из бутылки…


Политика

Европа в отношениях с Минском делает ставку на «реальную» политику?


Мораторий на действие европейских санкций в отношении представителей официального Минска продлен. Это решение, которое 16 марта в Брюсселе приняли министры иностранных дел стран Евросоюза, было ожидаемым. В некотором роде сюрпризным стал срок, на который Европа продлила белорусским властям тестовый режим для демократических трансформаций — девять месяцев, то есть до середины января 2010 года. Хотя изначально предполагалось, что мораторий продлят на «стандартные» полгода.

О возвращении визовых санкций на этом этапе речи не велось в принципе. Смена пряника опять на кнут, по мнению европолитиков, положительного эффекта уже не даст. А потому дискуссия велась лишь о сроках нового моратория — полгода или год. Как сообщает европейская пресса, Германия выступала за максимальные поблажки для Минска, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Литва и Швеция придерживались более строгих позиций. В итоге, между 6 и 12 месяцами остановились на 9.

Дополнительные три месяца для официального Минска, следует полагать, возникли также в связи с намеченными на июнь выборами в Европарламент. Состав европейских «народных избранников», очевидно, претерпит существенные изменения, вполне может поменять расстановка сил и в составе Европейской комиссии. Да и новым еврочиновникам просто потребуется время, чтобы войти в курс дел, в том числе и по «белорусскому вопросу». При продлении же моратория на санкции на полгода проблема официального Минска вновь появилась бы в повестке дня уже в середине октября.

Не исключено, что таким образом Евросоюз решил подстраховаться от поспешных и непродуманных решений в будущем. Хотя желающих покритиковать Брюссель за «поспешность» и «непродуманность» в отношениях с Беларусью и сегодня наберется достаточно. Причем, не только среди оппонентов белорусского режима внутри страны, но и в стенах евроинститутов.

Главная тема для критики — недостаточная настойчивость Европы по вопросам проведения демократических реформ в Беларуси. Брюссель удовлетворен небольшими и в самой Беларуси называемыми косметическими шагами официального Минска. Фактически, белорусские власти пока предложили Евросоюзу лишь тенденцию «оттепели». Придать же этому процессу динамику власти не спешат.

И спешить, судя по всему, не собираются. Во-первых, это не в интересах нынешней власти, отжимающей гайки лишь в тех местах, где снижение уровня давления на общество и контроля за ним не представляется критичным для собственной безопасности. Во-вторых, демократизационному процессу не способствует и занятая Евросоюзом полупозиция. Брюссель отказался в диалоге с Минском от дорожной карты, не ставил жестких условий, комплиментов за последние месяцы роздал едва ли не больше, чем критических замечаний.

Вместе с тем, не стоит забывать, что своим сегодняшним решением совет министров иностранных дел стран ЕС не полностью отменил санкции, а на вероятность такого шага со стороны Брюсселя намекалось, а лишь продлил мораторий на них. К тому же, как отмечается в принятом заявлении совета министров иностранных дел ЕС, в любое время «в ответ на действия белорусских властей в области демократии и прав человека» может быть принято решение о возобновлении визовых санкций.

Тем самым Европа подтверждает свое в целом позитивное отношение к происходящим в Беларуси переменам, но дает понять официальному Минску, что считает их недостаточными. В заявлении специально отмечена озабоченность «ситуацией с правами человека в Беларуси и последними случаями нарушений в этой области в стране», а также заявлено о скором начале диалога между ЕС и Беларусью по проблеме прав человека.

В документе указывается, что по окончании девяти месяцев Совет ЕС «тщательно пересмотрит» все санкции с учетом ситуации, которая сложится в стране к этому времени. «При условии продолжения положительного развития ЕС будет готов рассмотреть возможность полной отмены всех ограничительных мер», — говорится в документе.

К тому же, главы МИД стран ЕС так и не пришли к единому мнению о возможности приглашения Александра Лукашенко на саммит Восточного партнерства в мае в Праге, оставив этот вопрос европейским лидерам, которые соберутся на саммит в Брюсселе через несколько дней.

В общем, решение о продлении моратория на санкции следует рассматривать, по большей части, как прагматичный ход Евросоюза, ведь, наверняка, сложившаяся за последние полгода картина происходящего в Беларуси в силу постоянного мониторинга ситуации в стране уже не так сильно подвержена искажениям и разночтениям, как ранее. Еврочиновники, и крупные, и рангом пониже, следует думать, отдают себе отчет, что со стороны Минска диалог с Европой проходит в режиме торга.

И Евросоюз, в общем-то, принимает такие правила игры. Достаточно вспомнить дискуссию о возможности признания Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии. Да и в целом, в разы повысившийся после грузинско-российской войны интерес к Беларуси из этого конфликта, по сути, и вытек. Оттуда же растут ноги и новой европейской политики Восточного партнерства, которая предлагает определенные европейские выгоды соседствующим с Россией и находящимся во многом в зависимости от нее странам.

Даже если теорию о намерении Евросоюза создать «санитарный коридор» на западных рубежах России считать преувеличением, то в стремлении Европы обеспечить себе полосу предсказуемости на собственных восточных границах сомневаться уже не приходится.

С этих позиций можно рассматривать и решение о продлении моратория на санкции в отношении белорусских чиновников. Фактор пророссийскости официального Минска волнует Брюссель, похоже, даже больше, чем игнорирование белорусским властями основных ценностей демократии, возведенными Евросоюзом в фактический абсолют.

Такая «реальная политика» белорусской оппозицией воспринимается скептически. Это, по мнению ее представителей, лишает власть мотивации менять что-либо в стране и дает ей возможность проводить ту же политику, что и ранее, в том числе продолжать политическое давление и репрессии, но при этом не вызывать раздражения у Запада.

Побывавшие на днях в Брюсселе Анатолий Лебедько и Александр Козулин заявили о стремлении демократических сил создать среди членов Евросоюза коалицию стран, которые бы отстаивали в ЕС диалог с Беларусью с позиций демократических ценностей, а не сугубо политических или экономических сиюминутных интересов.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева