Другие материалы рубрики «Политика»
-
Белорусская медиасфера останется под колпаком власти
Идеологи пытаются продвинуть в байнет официоз, превращают празднование Победы в трэш и весьма усеченно понимают диалог с оппозицией… -
«Народный референдум» создает координационный штаб на выборы 2015 и 2016 годов
Каждая из четырех структур «Народного референдума» будет координировать конкретные направления работы...
- Оргкомитет БХД: если не удастся арендовать помещение, проведем съезд на улице
- Лукашенко 7-8 мая посетит Москву
- Николай Статкевич этапирован в могилевскую тюрьму № 4
- Подгруппам по Украине предстоит разобраться в вопросах проведения выборов, выплаты пенсий и восстановления банковской системы на Донбассе
- В середине мая в Минске пройдут встречи рабочих подгрупп по Украине
- Кучма: Следующая встреча по Украине состоится в Донбассе
- Зарубежные визиты Александра Лукашенко за последние пять лет
- Лукашенко отправит «на фронт» всех чиновников, которые ищут себе теплые местечки
- Лукашенко: война даже не у нашего порога, война идет у нас
- Лукашенко об оппозиции: не все они вредные, не все гадкие, не все хотят вреда для страны
Политика
С президентским креслом Лукашенко не шутит
По ходу местных выборов оппозиция пришла к выводу, что все по-старому: выборов как таковых в Беларуси по-прежнему нет. В совместном заявлении партийные лидеры предлагают властям «приступить к обсуждению предложений об изменении избирательного законодательства и правоприменительной практики». Объединенная гражданская партия и вовсе хлопнула дверью этой кампании, чтобы привлечь внимание Запада.
Но Штатам сейчас не до Беларуси, их занозы — Афганистан да Иран. Евросоюз тоже погружен в свои проблемы: Греция коллапсирует, евро качается и все такое. К тому же у Брюсселя просто нет сильных рычагов давления на Минск.
В свою очередь, белорусские власти наверняка считают, что и так расстарались, внеся перед нынешними местными выборами вагон и маленькую тележку поправок в избирательное законодательство. Просили демократизации — вот вам!
На поверку, однако, коррективы оказались сплошь имитационными. Вертикаль успешно адаптировалась к новациям. Так, квоту в треть состава избиркомов для партий и общественных организаций практически под завязку упаковали людьми из лояльных структур, в том числе абсолютно фантомных.
В принципе, если уж сильно прижмет, можно, конечно, и под президентские выборы без большого риска впрыснуть в Избирательный кодекс дозу паллиатива. Но, скорее всего, и такого жеста оппозиция с Европой не дождутся.
Ведь разница между кампаниями колоссальная. Что касается местных советов, то нынешней весной оппоненты режима не захватили бы этот бастион, даже если предположить фантастическую ситуацию: власть сошла с ума и дала идейным противникам полную волю. На борьбу за более чем 21 тысячу депутатских кресел изначально была выставлена горстка штыков — несколько сотен реальных демократических кандидатов. Так что эту кампанию верхи сочли вполне годной для тестирования нормативных новаций.
Но уж президентские выборы, когда кресло одно, а его потеря смерти подобна, экспериментов не терпят.
По мнению политолога Валерия Карбалевича, добиться от Лукашенко изменений в избирательном законодательстве накануне наиважнейшей для него кампании — похода на четвертый президентский срок — «практически нереально». Он не станет рисковать по мелочам.
Действительно, фон грядущей кампании и так далеко не безоблачен. Москва не выказывает намерений поддержать материально, как это было в лучшие времена. Плюс кризисная яма. Как наскрести денег на обещанную зарплату в пятьсот долларов? Социологи НИСЭПИ уже отмечают «снижение индексов социальных настроений».
В таких напряженных условиях — еще и развязывать оппозиции руки? Ну уж нет!
Есть и еще один момент. Положа руку на сердце, на ближайших выборах действующий глава государства, вероятно, мог бы победить и в абсолютно прозрачных условиях, при формально равноправной конкуренции.
Особенно если слегка приблизить дату выборов. Помните: все ожидали, что выборы-2006 пройдут летом, а их — бац! — и перенесли на март. Оппозиция еще не раскачалась, а тут надо с места в карьер кампанию разворачивать.
На сей раз, кроме желания вновь ошеломить оппозицию, может сработать и комплекс экономических соображений: пусть проголосуют, пока Москва не заломила европейскую цену за газ, не напугали цифры в жировках и все такое.
Но это лишь тактические уловки. А в принципе электоральный рейтинг Лукашенко (при всей условности этого показателя в «стране одного политика») — на порядок больше, чем у Александра Милинкевича. Согласно мартовскому опросу НИСЭПИ — 42,7% vs 4,7%. Остальные оппозиционеры — в пределах статистической погрешности.
Вынесем за скобки причины столь плачевной разницы весовых категорий. Факт то, что чудес не бывает. Нарастить рейтинг на порядок за считанные месяцы для любого из обоймы гипотетических соперников бессменного президента — нереально.
Минский аналитик Андрей Федоров отмечает: «Ни один из номенклатурных тяжеловесов не рискнет пойти на самоубийственный шаг — бросить вызов президенту. У оппозиции же на сегодня нет ни фигур, ни элементарных базовых условий для равной конкуренции».
Явление народу некоего доселе неведомого харизматика также более чем проблематично.
К тому же не забывайте: проценты на выборах считаются от числа принявших участие в голосовании. А к урнам активнее идут сторонники Лукашенко. Вот вам и еще один арифметический фактор в его пользу.
Короче, у действующего лидера есть все шансы победить чисто. Но — с результатом, который глава государства с плохо скрываемой брезгливостью называет «европейским».
Кажется, тут бы и покорить Европу: смотрите, вот мои честно заработанные — ну, скажем, 57%!
На гнилом Западе победитель с таким результатом был бы на седьмом небе. Однако «для харизматичного белорусского вождя это не показатель», считает Валерий Карбалевич. По словам политолога, Лукашенко оказался в ловушке своих «элегантных побед».
Понимаете, харизматичный авторитарный лидер всегда боится показаться слабым. На выборах-2006 Центризбирком возвестил о 83% голосов за действующего главу государства. И если в очередной раз результат окажется на 20-25% ниже, то ореол всенародно избранного резко потускнеет. А вдруг народ решит, что вождь уже не тот? Эта фобия слишком сильна, чтобы расшаркиваться перед Брюсселем.
А самое главное: если кампанию пустить, так сказать, на самотек (вы понимаете, о чем речь), то «разладится весь механизм обеспечения нужного результата», отмечает Валерий Карбалевич. Вертикаль размагнитится, и если не на этих выборах, то на следующих можно ждать чего угодно.
Таким образом, рассчитывать на либерализацию условий предстоящих выборов — либо наивность, либо лукавство. Какие-то декоративные штучки возможны. Но в принципе сценарий очередной президентской кампании будет традиционно жестким, без изысков и экспериментов на потеху Европе.
Последние Комментарии