Другие материалы рубрики «Политика»
-
Оппозиция решила ударить по Лукашенко гендером
В медиапространстве тут же устроили виртуальное дефиле вероятных претенденток на бросание дамской перчатки бессменному президенту… -
ЦИК призвал оппозицию поактивнее готовиться к президентским выборам
Действующая белорусская власть активно работают над подготовкой к выборам, чего не скажешь об оппозиции...
- Лидия Ермошина и Светлана Кацубо поедут на выборы в Казахстан
- Лидия Ермошина уехала в Узбекистан наблюдать за выборами
- Президент Латвии готов встретиться с Лукашенко на саммите Восточного партнерства в Риге
- Мясникович пообещал президенту Туркменистана два беспилотных комплекса
- «Народный референдум» может выдвинуть кандидатом в президенты женщину
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Лукашенко дал наводку Интерполу
Свергнутого президента Кыргызстана Курманбека Бакиева ищет Интерпол, куда намедни обратилось временное правительство Кыргызстана.
Даем наводку со ссылкой на очень авторитетный источник. Бакиев по-прежнему находится в Беларуси. «Он действительно у нас, две недели назад я был в его семье», — заявил сегодня Александр Лукашенко, выступая в Могилеве перед местными студентами.
В общем, вопрос о местонахождении опального лидера, будораживший кыргызскую и белорусскую общественность последние несколько дней, отпал сам собой. Возможно, Бакиев действительно покидал белорусский санаторий, чтобы развеяться на турецком курорте, как судачили в интернете. Значит, уже успел вернуться.
Можно брать? Беларусь ведь тоже является членом Интерпола и по положениям этой организации обязана задержать объявленного в розыск по международной линии преступника.
Но не задерживает. Во-первых, не факт, что Интерпол уже оформил запрос из Бишкека и запустил поисковый механизм. По крайней мере, на сайте этой организации на вечер 27 мая среди кыргызских преступников ни одного Бакиева не было. Да и белорусское бюро Интерпола от комментариев пока воздерживается.
Во-вторых, следует учитывать, что вопрос о судьбе Бакиева официальный Минск будет решать не в юридической плоскости, а исключительно в политической. И Интерпол тут белорусским властям не указ.
До сих пор временное правительство Кыргызстана требовало от Беларуси экстрадиции Бакиева. А это процедура, которую белорусские власти могут тормозить и оттягивать до бесконечности. Пакет документов пришел в Минск 21 мая. Генеральная прокуратура уже заявила, что рассмотрит запрос из Бишкека в положенный месячный срок — где-то только к двадцатым числам июня. Если, конечно, не потребуется дополнительная информация от кыргызской стороны. А она, наверняка, потребуется — самая разнообразная и не один раз.
Тем более что Генеральная прокуратура в данном вопросе, очевидно, не пойдет поперек воли белорусского президента, взявшего свергнутого Бакиева под личное покровительство.
В тот же день, когда Генпрокуратура получила запрос об экстрадиции Бакиева, Лукашенко «официально» заявил, что «эти обращения будут бесполезны и унизительны для временного правительства. Президент Кыргызстана находится под защитой белорусского государства и президента. <...> Не надо так называемому временному правительству обращаться с требованием выдать Бакиева. Кому выдать? Захочу ли я еще общаться с теми, кто сегодня у власти в Киргизии».
Вопросы экстрадиции преступников на территории стран СНГ регулируются Минской конвенцией. Согласно этому документу, Беларусь должна Бакиева выдать.
Но, во-первых, официальный Минск пока не признает легитимность временного правительства Кыргызстана. А во-вторых, имеет юридические возможности оградить Бакиева от этой унизительной процедуры — если предоставит свергнутому президенту политическое убежище или даст ему белорусское гражданство.
Сам Бакиев, уже находясь в Минске, заявлял, что политическое убежище в Беларуси просить не намерен. А вот желание остаться в Беларуси изъявил. «Я думаю, что смогу быть полезным и здесь. В качестве кого — я не знаю. Но я делаю все, чтобы быть полезным, — заявил Бакиев в интервью РИА «Новости». — Я хочу не просто здесь жить, а постараюсь быть полезным стране этой белорусской, президенту Беларуси, народу Беларуси».
В том же интервью Бакиев заявил, что не планирует возвращаться в Кыргызстан, чтобы не накалять обстановку, которая остается напряженной: «В такой ситуации я не собираюсь возвращаться и накалять обстановку. Это невозможно практически».
Однако, судя по всему, у президента Беларуси несколько иное видение того, как должна развиваться ситуация в Кыргызстане. Сегодня в Могилеве, выступая перед студентами области, Лукашенко заявил, что Курманбек Бакиев готов вернуться в Кыргызстан, чтобы объявить референдум по новой Конституции.
Лукашенко ситуацию видит так — референдум может объявить или президент, или парламент: «Парламент они разогнали, а президента хотели застрелить — снайперы стреляли прямой наводкой по окнам президентского кабинета».
«Кто сегодня может объявить референдум? Временное правительство? Но кто они такие? Если они проведут референдум, это будет опасным прецедентом для страны и международного сообщества, если оно признает его результаты», — отметил Александр Лукашенко.
«Я у Бакиева спрашивал: ты поедешь в Кыргызстан, чтобы объявить референдум и уйти в отставку? Он мне отвечает: «Да, я готов это сделать». Он не собирается держаться за власть. Но это было бы легитимным вариантом разрешения ситуации. Однако нынешние кыргызские власти от этого уходят, потому что России это не нравится», — сказал президент.
Политика Лукашенко в отношении пригретого им Бакиева, конечно, немного удивляет. С одной стороны, он нарывается на международный скандал, но Бакиева не выдает, с другой — сам же отправляет его туда, где бывшего президента хотят судить как преступника, но до суда могут и не довезти.
Принимая разнонаправленные решения и по сути манипулируя вырванным из комфортной ему среды Бакиевым, белорусский лидер не оставляет надежд избежать опасного для себя прецедента — легитимации власти, пришедшей через улицу. Принятое под определенным давлением официального Минска на неофициальном саммите ОДКБ в Москве заявление, в котором смена власти в Кыргызстане называется «неконституционной», на ситуацию никак не повлияла и не помешала членам временного правительства активно протаптывать дорожки в кабинеты кремлевских чиновников.
Вероятно, Лукашенко не так уж и сильно волнует будущее Бакиева, хотя и бросить его теперь он вроде как не может. Для белорусского лидера, как кажется, гораздо важнее показать, что он прекрасно себе представляет, кто, зачем и как запустил механизм по смене власти в Кыргызстане, и что такой же сценарий в отношении Беларуси не пройдет.
Последние Комментарии