Другие материалы рубрики «Политика»
-
Белорусская медиасфера останется под колпаком власти
Идеологи пытаются продвинуть в байнет официоз, превращают празднование Победы в трэш и весьма усеченно понимают диалог с оппозицией… -
«Народный референдум» создает координационный штаб на выборы 2015 и 2016 годов
Каждая из четырех структур «Народного референдума» будет координировать конкретные направления работы...
- Оргкомитет БХД: если не удастся арендовать помещение, проведем съезд на улице
- Лукашенко 7-8 мая посетит Москву
- Николай Статкевич этапирован в могилевскую тюрьму № 4
- Подгруппам по Украине предстоит разобраться в вопросах проведения выборов, выплаты пенсий и восстановления банковской системы на Донбассе
- В середине мая в Минске пройдут встречи рабочих подгрупп по Украине
- Кучма: Следующая встреча по Украине состоится в Донбассе
- Зарубежные визиты Александра Лукашенко за последние пять лет
- Лукашенко отправит «на фронт» всех чиновников, которые ищут себе теплые местечки
- Лукашенко: война даже не у нашего порога, война идет у нас
- Лукашенко об оппозиции: не все они вредные, не все гадкие, не все хотят вреда для страны
Политика
Оппозиция нажимает Alt, но «клава»-то отрублена
На круглый стол по альтернативному правительству Владимир Некляев, лидер нашумевшей уже кампании «Говори правду», слегка опаздывал. И на пороге поймал шутку: да не спеши так, пост тебе все равно слабоватый дали!
В списке персоналий, предложенном инициаторами — оргкомитетом Белорусской христианской демократии, поэту Некляеву отвели место под вывеской министерства культуры. И впрямь скромновато, если учесть, что сегодня он и его кампания выглядят, возможно, самым большим ребусом для властей в контексте скорых президентских выборов.
Впрочем, даже сами инициаторы круглого стола, прошедшего 17 июня в Минском международном образовательном центре, склонны были согласиться, что символическая раздача портфелей — скорее здоровая провокация для затравки дискуссии.
«Мы не будем сегодня избирать премьера», — сразу разочаровал наивных Павел Северинец, сопредседатель оргкомитета БХД. По его словам, инициатива видится не как структура, а скорее как кампания. Сверхзадача — показать обществу зримый образ перемен. Каждую неделю будет презентоваться то или иное «идеальное демократическое министерство». Опять же, в идеале вся эта инициатива должна работать на единого кандидата.
Вот на этом идеале сразу и споткнулись. Эксперты без разминки стали стегать оппозиционеров именно за то, что ставят телегу впереди лошади. Ведь политика в Беларуси, увы, биполярна. И народ спрашивает в лоб: если не Лукашенко, то кто?
На этот вопрос у оппозиции ответа нет, при том что выборы могут быть объявлены в любой момент.
«Вы гоните проблему в дверь — она влезает в окно», — образно пояснил представившийся скромным блогером экономист Сергей Чалый. По его мнению, если обходить императив единого кандидата, то схема действий выглядит примерно так: «Квартета не получилось — вдруг получится симфонический оркестр?».
Впрочем, оппоненты режима говорят, что и выборов никаких у нас нет. Вся надежда — на Площадь с большой буквы. Но, вновь же, на простые вопросы — откуда взяться Площади, когда электорат аполитичен и апатичен? каким таким чудесным образом за считанные месяцы можно овладеть массами? — внятного ответа оппозиционные лидеры не дают.
В итоге тот же Павел Северинец был вынужден признать: да, пока их идея — это «табуретка без ножек». Коих должно быть как минимум три: единый кандидат, сильная стратегия и уж потом — команда (альтернативное правительство или другая вывеска — это не принципиально).
Политолог Валерий Карбалевич во время дискуссии отметил: на грядущих выборах у соперников действующего главы государства появляются новые шансы. Сокращаются российские субсидии, Беларусь подсела на кредиты — и оппозиция могла бы использовать стратегические провалы власти. Но сама она «переживает, возможно, наитяжелейший кризис в своей истории».
По мнению эксперта, при всей дежурно-оптимистичной риторике никто из гипотетических конкурентов Лукашенко не ставит цель победить в реале. И потому «каждая оппозиционная структура решает лишь задачу укрепления собственных позиций внутри политической тусовки». Население видит этот процесс скатывания в диссидентство. Оно не верит натужно-мажорным декларациям. И если будет много кандидатов, народ просто не выйдет на площадь, резюмировал Карбалевич.
Бывший спикер Верховного совета Мечислав Гриб, некогда возглавлявший одно из теневых правительств, высказал мнение, что лучше говорить не о персоналиях, а об основных направлениях деятельности будущего кабинета министров.
Ветеран белорусской политики призвал смотреть правде в глаза: во-первых, у нас нет партийной системы, чтобы соответственно формировать правительство; во-вторых, поскольку оппозиция давно выбита из системной политики, «у нас совсем мало людей, которые имеют опыт государственного управления».
Короче, молодые политики, инициировавшие круглый стол, получили ожидаемый вагон и маленькую тележку безжалостной критики. Но вот от Владимира Некляева, которому отвели «слабоватую должность», удостоились как раз таки комплимента, правда сдержанного и в туманно-литературоведческом духе. Мол, ребята заслуживают похвалы уже за то, что хотят «перебить фабулу сюжетом».
Методолог Владимир Мацкевич отметил в комментарии для БелаПАН, что БХД — «более или менее креативная организация» и что стоит приветствовать хотя бы попытку «обратить внимание людей достаточно разных взглядов и направлений друг на друга».
Что ж, отдадим должное великодушию мэтров. Другое дело, что в контексте выборов, к которым растопыренной оппозиции надо было сжаться в кулак уже вчера, как-то, знаете ли, поздновато пить боржоми на уровне дискуссии типа «режим скверный, надо что-то делать».
«Тут у нас несколько кандидатов в президенты еще не выступили», — уже сама эта реплика модератора круглого стола отражает степень фрагментации в лагере политических оппонентов власти. Из обоймы в полтора десятка претендентов девятеро (исключая самого условно рейтингового — Александра Милинкевича) были на этом круглом столе. Восемь высказались, бывший политзаключенный Александр Козулин предпочел промолчать, и это тоже выглядело красноречиво.
Итак, оппозиция пробует нажать Alt. Но проблема в том, что клавиатура отключена, штекер болтается в воздухе. И это не столько вина оппозиции, сколько специфика белорусской политической системы.
Последние Комментарии