Другие материалы рубрики «Политика»
-
«Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью… -
Незаметный праздник. Конституции Беларуси исполнился 21 год
Можно ли было избежать референдума в 1996 году и почему сегодня КС не перечит ни парламенту, ни президенту, ни правительству...
- Бывший посол Украины в Минске: Судьба Беларуси, как и судьба Лукашенко, находится в руках Кремля
- Накануне Дня Победы в Москве пройдет неформальная встреча лидеров стран СНГ
- Лукашенко будет находиться с визитом в Казахстане 19-20 марта
- Белорусская оппозиция участвует в заседании Евронеста в Ереване
- Беларусь и Албания обсудили расширение торгово-экономических связей
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
- «Мы не стали громить памятники, менять названия улиц и извечные символы»
Политика
Перед Беларусью опять поставят вопрос о признании Абхазии
В конце минувшей недели в Абхазии состоялись внеочередные президентские выборы, победил на них поддержанный Россией Александр Анкваб. Новый лидер этой мятежной де-юре грузинской территории пообещал добиваться расширения международного признания. В этом плане первой «мишенью» Москвы и Сухуми снова станет, скорее всего, именно Беларусь.
Пока на данном направлении им похвастаться нечем, поскольку, помимо России да пары-тройки экзотических режимов, остальной мир Абхазию, а равно и Южную Осетию, признавать не торопится. А признание их Венесуэлой и Никарагуа да согласие Науру, купленное за 30 миллионов долларов, не говоря уже о ХАМАС, в международной политике весят немного. В итоге Дмитрий Медведев оказался единственным главой государства, поздравившим Александра Анкваба с избранием.
Даже СНГ и ОДКБ абхазский суверенитет не признают, несмотря на то, что Россия занимает там безусловно доминирующее положение. На той же позиции непризнания находится и постоянно говорящий о себе как о главном союзнике Кремля официальный Минск.
Между тем вопрос признания независимости этих грузинских территорий Беларусью поднимался Москвой регулярно, в том числе на самом высоком уровне. Белорусские власти неоднократно обещали его рассмотреть, но всякий раз уходили от принятия окончательного решения. В частности, посредством публичного переадресования его от президента парламенту и обратно.
В результате год назад, во время, пожалуй, наиболее серьезного обострения двусторонних отношений, российское руководство даже было готово пойти на беспрецедентный в дипломатической практике шаг. Помощник российского президента по международным делам Сергей Приходько заявлял: «Что касается вопроса о признании Республикой Беларусь республик Южной Осетии и Абхазии, то, если будет такое желание, мы можем придать гласности ту часть стенограммы заседания ОДКБ, в которой содержатся слова президента Беларуси на эту тему».
Дополнительный свет на суть коллизии проливает недавняя публикация скандальным сайтом Wikileaks депеши американского посольства в Беларуси, датированной 8 июня 2009 года и непосредственно касающейся абхазской тематики.
Речь в ней, в частности, шла о том, что, «получив предупреждения от правительства США и от ЕС, правительство Беларуси не склонно предпринимать такой шаг» (признавать две упомянутые республики). Вместе с тем, «подходящее количество российских денег ослабило бы это нежелание».
Говорить, что документ содержит в себе некие сенсационные откровения, было бы преувеличением. И без него можно было с уверенностью утверждать: Запад категорически возражал против того, чтобы Беларусь пошла на поводу у Москвы, и пытался предотвратить такое развитие событий, используя обозначившееся в то время улучшение отношений с Минском.
Белорусское руководство, естественно, не преминуло обратить сложившуюся ситуацию в свою пользу. Тем более, что это в значительной степени отвечало его собственным настроениям.
Главная причина заключалась в том, что лидеры самопровозглашенных республик твердили о своей готовности как вступить в СНГ, так и примкнуть к союзному государству Беларуси и России.
Понятно, что первая цель была гораздо более труднодостижима, так как для этого требовалось признание всех остальных государств - членов организации. В условиях, когда сразу у нескольких из них имелись территориальные проблемы, аналогичные грузинским, это являлось невероятным.
На пути же присоединения к российско-белорусскому союзу препятствием стало откровенное нежелание Александра Лукашенко расширять его состав за счет российских сателлитов, ведь это усилило бы и без того значительные преимущества Москвы в Союзном государстве.
Все эти соображения и сейчас сохраняют силу. Однако ранее белорусские власти могли себе позволять такие вольности прежде всего потому, что на западном направлении было определенное затишье и даже сотрудничество.
Теперь же, после санкций и ультиматумов Евросоюза и США, да еще в условиях экономического кризиса, Минску будет куда сложнее сопротивляться давлению со стороны России. А в том, что такое давление рано или поздно возобновится, сомневаться не приходится.
Новый руководитель Абхазии Александр Анкваб естким политиком по сравнению с его предшественником, и в целом более промосковским. В свете этого следует ожидать, что он будет сильнее нажимать на Кремль, который, в свою очередь, охотно усилит соответствующий нажим на белорусского партнера. И в нынешней ситуации не видно, за счет чего тот сможет устоять.
Последние Комментарии