Другие материалы рубрики «Политика»
-
Беларусь: для независимости нужна воля
Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции… -
Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…
- В Москве прошло закрытое обсуждение военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ
- В мае Беларусь посетит председатель КНР Си Цзиньпин
- Статкевич не надеется на свое скорое освобождение из колонии
- Лукашенко разрешил миссиям ОБСЕ и СНГ наблюдать за президентскими выборами
- Руководители органов госуправления каждую среду будут проводить личный прием, каждую субботу — телефонные линии
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Территориальная оборона: забросать врага шапками
Чрезмерная ставка на территориальную оборону, по мнению ряда независимых экспертов, не вполне стыкуется с современными веяниями в военном деле. Впрочем, похоже на то, что прошедшие в Беларуси и широко освещенные в СМИ учения сил территориальной обороны являются прежде всего пропагандистской акцией. Скрытая цель — отвлечь активное мужское население от экономических проблем.
17 октября в соответствии с распоряжением президента началась широкомасштабная проверка системы территориальной обороны страны с целью оценки ее эффективности. Финальной стадией стали совместные командно-штабные учения войск территориальной обороны с вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями, проходившие с 31 октября по 4 ноября.
В изложении представителей Министерства обороны тема учений звучала следующим образом: «Планирование территориальной обороны Республики Беларусь. Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения, управления силами территориальной обороны в ходе выполнения задач по предназначению».
Для участия в маневрах из запаса в штабы зон территориальной обороны и подразделения территориальных войск было направлено около 400 человек. В заключительной, активной фазе учений и подведении его итогов принял непосредственное участие Александр Лукашенко, который сделал ряд важных заявлений.
Так посещая 3 ноября стационарный пункт управления штаба зоны территориальной обороны в Минске, официальный лидер заявил, что территориальные войска являются наиболее эффективным средством обороны государства в случае внешней агрессии.
При этом упор на их подготовку, по мысли Лукашенко, позволяет минимизировать финансовые затраты в ситуации, когда в стране нет возможности (да и нужды) содержать большую армию, но есть необходимость подготовить как можно больше населения, к выполнению функций по защите своего отечества.
Через день, вручая на полигоне под Гродно генеральские погоны руководителям областей и Минска, президент развил свои мысли относительно значимости территориальной обороны.
Справка В соответствии с действующими нормативными документами, территориальная оборона является важнейшей составной частью оборонных мероприятий, осуществляемых в соответствии с Планом обороны Республики Беларусь. Цели территориальной обороны заключаются в придании обороне государства всенародного характера, повышении возможностей военной организации государства по защите суверенитета и территориальной целостности, создании условий для устойчивого функционирования государственных органов и организаций, экономики, объектов инфраструктуры и жизнедеятельности населения Беларуси при возникновении военной угрозы и в военное время. |
Насколько можно было понять из его слов, в Беларуси фактически создается новая армия, упор в которой будет сделан на территориальные войска. Она будет насчитывать порядка 120-150 тысяч человек. Командовать региональными соединениями войск территориальной обороны будут руководители областей и Минска, в связи с чем последним и присвоены высокие воинские звания.
Правда, несколько позже Александр Лукашенко счел нужным пояснить, что эта новая армия, создаваемая на базе сил территориальной обороны, не предназначена для замены регулярных вооруженных сил, а будет вспомогательным формированием.
Отметим, что столь значительная ставка на территориальную оборону не вполне согласуется с новейшими течениями в военной науке. В частности, речь идет о концепции сетецентрических войн.
Она была разработана специалистами Пентагона и впервые опробована США в ходе операций в Ираке. Сетецентрическая война предполагает такой вид боевых действий, когда активно используются единые электронные спутниковые и авиационные (включая беспилотные самолеты-разведчики) системы управления разнородными силами и средствами, войсками и оружием.
В Генштабе России полагают, что на западном стратегическом направлении белорусско-российской группировке войск в случае гипотетического военного конфликта будут противостоять «инновационные армии» (подразумеваются армии стран НАТО). Они, как отмечают российские генералы, исповедуют стратегию сетецентрической войны, владеют формами и способами бесконтактного применения новейших сил и средств, в изобилии оснащены высокоточным оружием.
Сегодня эвентуальный неприятель, оснащенный спутниками оптической и радиотехнической разведки, самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, а также беспилотными летательными аппаратами, в состоянии создать над территорией Беларуси единое информационное пространство и держать под постоянным контролем не только все ее жизненно важные военные и гражданские объекты, но и все передвижения войск. Так полагают ныне военные ученые, в том числе белорусские и российские.
В случае необходимости противник может принимать решение на уничтожение любых означенных целей высокоточным оружием. Это может не только иметь фатальные последствия для обороноспособности государства, но и поставить под вопрос сам факт его существования.
Понятно, что успешно противостоять современным средствам поражения можно только при помощи не менее (а может быть и более) современных средств защиты и противодействия (ПВО, авиации, систем радиоэлектронной борьбы). Что само собой предполагает высочайшую квалификацию и профессионализм персонала, управляющего всем этим оружием и боевой техникой.
При таких обстоятельствах упор на гипертрофированное развитие территориальных войск, вооруженных стрелковым оружием образца 50-60 годов, представляется с любой точки зрения малообоснованным.
Другое дело, что за этим, возможно, кроется намерение высшей власти в условиях нынешних экономических трудностей, роста недовольства населения и протестных настроений переключить энергию и внимание дееспособного мужского населения на военные игры.
Эта версия кажется тем более правдоподобной, что на протяжении десяти лет после утверждения президентом концепции территориальной обороны столь масштабных тренировок (причем с участием президента — главнокомандующего всеми вооруженными силами страны) не проводилось.
В этом же контексте, очевидно, следует рассматривать и присвоение воинских званий высшим региональным чиновникам. Похоже на то, что административная вертикаль дополняется военной, с тем чтобы сделать руководителей областей более управляемыми, пресечь возможные разброд и шатания в их рядах.
Последние Комментарии