Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Байнет шутит: выборы начинаются с рюмки
    Пользователи соцсетей считают, что президентские выборы можно проводить хоть завтра...
  2. Эскперты: ядерные могильники опаснее самой станции
    Специалисты рассказали о том, чем грозит Беларуси хранилище радиоактивных отходов...


Общество

Лукашенко: это важнее, чем 10 процентов ВВП


Фото БЕЛТА
25 февраля президент Беларуси Александр Лукашенко принимал с отчетом министра образования Александра Радькова. Рабочая по определению встреча президента и министра вылилась в настоящее совещание, во время которого Александр Лукашенко высказал свою точку зрения на процессы реформирования системы образования, тем самым задав этим процессам правильное, по его мнению, направление. Предлагаем вам ознакомиться с основными моментами выступления президента во время встречи с министром образования (источник — программа "Панорама" Первого национального телеканала).


Лукашенко: Без образованного человека (а школа это не только образование, но и воспитание) и воспитанного человека мы не сможем не только построить сильное процветающее государство, но мы просто скоро перестанем на эту тему разговаривать. И этим все сказано. В этом решающее значение нашей школы.


Мы начали реформу школьного образования. И меня очень беспокоит ход этой реформы. Более того, я не хотел бы, чтобы мы раз и навсегда лет семь-восемь тому назад определившись, в каком направлении двигаться, боялись отойти и ликвидировать те узкие места в реформе, которые, возможно, появляются в ходе этой реформы. Поэтому я боюсь зайти не туда. Если мы где-то ошиблись, и мы видим, что мы идем сомнительным путем и заведомо неправильным путем, мы это уже увидим. Нужно сейчас корректировать, надо сейчас поправлять. И ответственность здесь лежит не только на правительстве, но и на присутствующих представителях сегодня нашей педагогической части общества, на наших педагогах. Именно от них я хотел бы получать первые сигналы о том, что у нас что-то не так, если это не так. И мы будем принимать вовремя разумные решения.


К чему это все? Я очень боюсь потерять тот советский уровень, ту советскую школу, которая из нас сделала людей, образованных людей, ту школу, которая всему миру продемонстрировала свои преимущества. Я не говорю, что надо было остановиться на том уровне. Время идет. Никто даже раньше, в наши времена, еще не совсем старых людей, не мог мечтать о компьютеризации, о новых технологиях в обучении и т.д. Конечно, это надо заимствовать, осваивать, внедрять на ту базу, которая уже была создана в советские времена. Ее нельзя выбрасывать. Только богатые и, я бы даже сказал, бездумные люди так могут поступать — взять и все уничтожить, что накоплено поколениями. Поэтому я очень боюсь потерять все то лучшее, что давно показало свое преимущество, и то, что у нас с удовольствием заимствовано Западом и Соединенными Штатами Америка. А мы враз начинаем от этого отказываться. Нас Бог еще, наверно, спас в Беларуси от этих предвзятостей и радикализма этого. Но тем не менее, я еще раз подчеркиваю, нам нельзя допустить, чтобы у нас произошло то, что произошло у наших соседей, что вообще уничтожило среднюю школу. Т.е. целый комплекс проблем, наиболее важных проблем на уровне президента мы сегодня должны обсудить.


О том, как идет школьная реформа, доложил министр образования Александр Радьков. По его данным, большинство родителей и учеников одобряют 10-балльную систему оценки, 5-дневную учебную неделю, 12-летнее образование, а также тестирование как форму проверки знаний. Белорусский опыт уже начинает активно изучаться в государствах СНГ. Министр считает, что реформа положительно повлияла на качество и дисциплину учебного процесса. Но президент с такими выводами спешить не стал.


Лукашенко: Вроде хорошо, и знания лучше, вы говорите, и т.д. Но если в глобальном плане смотреть, то эти знания не так разительны с точки зрения эффективности нашей экономики, нашего общества и т.д. Но возьмем ближе. А что, у нас сегодня большее количество учеников сегодня обладает таким объемом, качеством знаний, как в советские времена? Допустим, из 30 учащихся в классе (мы были там) три-четыре, ну, семеро, такие совсем плохенькие и слабенькие, но остальные… Отличников много было, хорошистов, как мы их называли. А сейчас?


Еще не так давно острейшей проблемой для белорусских школ было отсутствие учебников. Чтобы проблему снять, президент лично вмешался в процесс и всячески содействовал авторским коллективам. Результат — в сжатые сроки белорусские школы обзавелись отечественными учебниками.


Лукашенко: Вы имейте в виду, что это немалые деньги. Такими темпами… Они все кричат: только в сталинские времена, вот вы заставляете нас и прочее. Но я и их где-то понимаю, что, конечно, я их тут, извините меня, по-народному говоря, душу на всю катушку. Ладно, там напечатали и прочее, заказали, но их же надо написать. Особенно по истории, гуманитарным дисциплинам, по литературе… Что вы думаете? Мы же убираем оттуда бездарей, которых натыкали в эту программу беларускай мовы там альбо русской литературы. Там же понапихали, особенно в это безвременье, в начале 90-х, кого надо, кого не надо. Поэтому я вынужден был принять непопулярное решение и приказать просто, чтобы на страницах учебников были талантливые люди, патриоты нашей Родины.


Процесс создания учебников — это, пожалуй, единственное в реформе, что не вызвало нареканий. Другие новации пока остаются спорными. В этом году планируется провести единый экзамен по русскому либо белорусскому языку в форме централизованного тестирования. Цель — исключить субъективизм и возможность злоупотреблений. Но своевременность и необходимость данного эксперимента разделяется далеко не всеми.


Лукашенко: У меня лично нет положительной точки зрения, положительной оценки самого тестирования. Вы знаете, почему? Мы уходим от наших традиций этим самым. Экзамен всегда был праздником. Это был образ жизни школы. Самое главное — мы не видим человека. Я бы не поступил в вуз, если бы я поступал по тесту. Мне во многом… Вот, помните, Навныко у нас работала? Она у меня в памяти. Я, может быть, не знал так досконально историю, 50 человек принимали тогда, такой элитный был факультет, всего 50 человек. И вот я помню, она у меня… Что мне тогда, всего 17 лет было. Она на меня смотрела, слушала, и я, может быть, в точности эту историю не знал, когда сдавал, но ее поразили именно мои рассуждения, логика. И она потом, когда я уже учился, часто отмечала, что меня поразила логика этого человека. Вроде ж я, наверно, и состоялся чуть-чуть…


Что делать с тестированием, еще предстоит серьезно подумать. А Михаил Авласевич в своем выступлении затронул еще один важный вопрос: в Беларуси крайне необходим банк данных талантливых людей. Именно такое распоряжение не так давно было отдано президентом. То, как оно выполнено, А.Лукашенко пообещал проконтролировать в ближайшее время.


Лукашенко: Они сформируют ядро нашей элиты, нашего общества, разумные эти люди. Поэтому за банк данных и одаренных детей правительство и министр прежде всего головой отвечают. Администрация уже должна иметь у себя этот банк данных. И он не должен быть формальным. Самое главное, чтобы они не просто были на учете, а чтобы они продвигались нами по жизни.


Разные оценки вызвало и еще одно нововведение школьной реформы — 12-летнее образование. На вопрос, нормально ли это заканчивать школу почти в 18 лет, однозначного ответа пока нет.


Лукашенко: Здесь точка зрения была руководителя школы, что куда денется в 17 лет, они преступниками будут. Вполне возможно. Также было и всегда. При недисциплинированности в целом нашей школы, что он в школе в 17 лет не совершит преступление или школу удержит его от этого? Бросьте. Какая школа его удержит? Знаете, есть очень-очень много вопросов, на которые мы сегодня даем ответы, но по-разному.


Много говорилось о проблемах сельских школ. Не секрет, что они дают уровень знаний ниже, чем школы городские, а потому президент еще раз напомнил, что сельские ребята нуждаются в особой поддержке при поступлении в вуз.


Лукашенко: Сельскую школу надо поддерживать в плане образования там, но и перспективных людей мы всячески должны поддержать и на вступительных экзаменах в вузах. Они, конечно, не обладают такими знаниями, что городские, но потенциал у них колоссальный и больше, чем у горожан, потому что сама жизнь его воспитывает, т.е. создает потенциал там, в деревне. И мы не можем его перечеркнуть. И мы должны их поддерживать. Отсечь вот эту часть, это 30 процентов населения, их представителей, а это будущая элита нашего общества, мы ни в коем случае не должны. Нам история этого не простит.


Я специально взял отчет Василия Ивановича Стражева, ректора БГУ. "Сацыяльнае становішча студэнтаў 1 курса прыёму 2003 года. Дзённая форма навучання". Кто же все-таки в вузах у нас обучается? Что вы думаете? Вот из деревни, из крестьян — 1 процент, юридический факультет — 0 процентов, журналистика — 1 процент, экономический — 0 процентов, международных отношений — полпроцента. Вот как представлено село, всего 26 по всем факультетам на бюджетной форме обучения, на платной — 7. Зато предпринимателей на платной 144, на бюджетной — 131. Сельских — 26. Посмотрим по территориям: БГУ стал вузом Минска и прилегающего к Минску района. А мы ведь не так договаривались. Потом, пожалуйста, только я еще не анализировал эти данные как следует, при первом приближении что у нас получается? Говорил-говорил, Урал Рамдракович, а вот результат, и Анатолий Афанасьевич (глава Комитета госконтроля Анатолий Тозик — Ред.). Вы по моему поручению занимаетесь контролем вступительных экзаменов. Немедленно нужно что-то предпринимать. Немедленно.


Еще одна тема, которая была затронута на встрече — помощь, которую оказывает бывшим сельчанам Белорусский республиканский союз молодежи.


Лукашенко: Это одно из направлений работы Белорусского республиканского союза молодежи, нашего комсомола. Приходит, действительно… Вот особенно для девочек это важно, да и для ребят, но особенно для девочек. Вот та проблема, которую мы изучаем. Она приходит в большой город. В этом большом городе (это, конечно, не Москва, далеко не Москва) очень много негативных, вредных и просто противоправных привычек. Я имею в виду не только наркотики и прочее, особенно для девчат. Мы сейчас изучаем проблему торговли женщинами, девушками в нашей стране. Мы все-таки каленым железом это будем вырубать. И вот приходят девчата… Вот посмотрите, красавица. Ясно, что это привлекает внимание дельцов с этого рынка. Я уже приводил пример: торговля женщинами в Европе по доходности занимает второе место, в мире — третье, после наркотиков и торговли оружием. И вот общественным организациям просто притормозить таких людей, сориентировать, оторвать, увлечь в другом направлении — важнейшая задача.


Возвращаясь к школьной реформе, А.Лукашенко напомнил о пятидневной учебной неделе. Не всегда это требование выполняется. Президент пообещал жесткий контроль.


Лукашенко: Здесь, наверно, мы будем принимать жесткие решения, если мы не увидим реализацию того замысла, о котором я говорил. Вот тут ваша корпоративность совершенно не к месту, потому что вы гробите детей. Шестой день должен быть для здоровья прежде всего, а потом — для дополнительной подготовки к поступлению в вуз. Пяти дней достаточно, чтобы готовиться для поступления в вуз. И, вообще, тот, кто хочет поступить, он еще в эти пять дней по полчаса в день найдет, чтобы познакомиться и прочитать.


Особое внимание, по мнению президента, должно уделяться и духовному воспитанию, причем современными методами.


Лукашенко: Здесь надо отойти от советских стандартов, которые были, — чтения каких-то лекций, рассуждений, разглагольствований. Формы общения с детьми должны быть другие.


Глава Администрации президента продолжил эту мысль и в качестве отдельной проблемы выделил вопрос управления образовательным и воспитательным процессом. Оно должно соответствовать современной ситуации.


Урал Латыпов: Конечно, сегодня ученик находится в совершенно другой ситуации, чем это было при Советском Союзе. Во-первых, это совершенно иная информационная среда: пропаганда насилия, нецензурная брань по телевидению, наркотики, имущественное расслоение. И в этих условиях, чтобы школа была, как того требует президент, школой социальной справедливости, очень много требуется от учителя, учительских коллективов.


Подводя итоги, президент подчеркнул, что обсуждение вызвало массу вопросов, на которые пока нет четких ответов. Глава государства поручил доработать и скорректировать реформу общеобразовательной школы и сделать это в самое ближайшее время.


Лукашенко: Я вот это совещание намечал с той точки зрения, чтобы обнажить эти проблемы. Я чувствую, что здесь придется корректировать серьезно некоторые процессы и принимать решения еще и потому, что мы не настолько богаты, чтобы тратить деньги на сомнительные проекты; скажу так: может, не сомнительные, а несвоевременные, без которых мы в настоящий момент можем обойтись. Если мы зайдем далеко, мы не сможем вернуться Мы сможем, но это опять надо столько же лет, чтобы вернуться к той системе, которая была, когда мы почувствовали, что мы не туда зашли. Давайте посмотрим. Я боюсь сейчас давать какие-то рекомендации и принимать решения, скажем так. Рекомендации — можно. Принимать решения я боюсь, потому что вдруг я в чем-то не прав. Но настороженность очень большая по реформе школы. Желательно, все доброе нам не сломать, не перевести детей в ту плоскость поведения, в ту ситуацию не поставить детей, в которой они не должны находиться. Это очень важно. Это важнее, чем 10 процентов ВВП в этом году и каждый год. Это — проще. Вот здесь вот главная проблема. Вопрос — политический, первостепенного звучания вопрос, наиважнейший, он носит политический характер. В стратегическом плане это политический вопрос. Это будущее, если хотите, нашей страны. И ошибок здесь допустить мы не можем.


В тот же день ректор БГУ Василий Стражев доложил президенту о работе ведущего вуза страны и планах развития этого учебного заведения. Подробности встречи ректор сообщил в интервью журналистам.


Стражев: Президент еще раз подчеркнул необходимость сделать так, чтобы университет был доступен для всех способных и талантливых людей вне зависимости, где они живут и из какой семьи. В этой связи мы подготовим предложения — в порядке эксперимента — по изменению характера приема на такие престижные факультеты, как юридический, факультет международных отношений, журналистики, экономический, с тем чтобы, действительно, там были представлены все слои населения.


Обсуждался также вопрос и совершенствования воспитательной работы. Была подчеркнута необходимость всегда помнить о том, что университет — для студентов, и все, что делается государством, это для студентов, для того, чтобы создать для них достойное будущее. И в этой связи президент вновь отметил, что будет оказывать необходимую помощь по развитию университета, но при этом, конечно, всегда надо помнить о конкретных объектах, о конкретных целях, а не о том, чтобы прозвучало громко, но неполезно для того же студента.
Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева