Другие материалы рубрики «Общество»
-
Наталья Радина отпущена под подписку о невыезде
Журналистке была изменена мера пресечения с ареста на подписку о невыезде... -
Генпрокуратура не увидела нарушений при обыске «Еврорадио»
До сих пор у руководства радио нет официальной информации из КГБ о том, что обыск и изъятие техники были проведены их сотрудниками...
- Могилевским депутатам напомнили о магдебургском праве
- У белорусских молодоженов есть шанс провести свадьбу по иностранным обычаям
- Наталью Радину выпустили из СИЗО КГБ
- В Беларуси сохраняются проблемы загрязнения воды и воздуха
- В Могилевской области стало меньше подростковой преступности
- Смерч пронесся над Беларусью
- Глава МВД о Площади: мы показали силу, мы спрофилактировали
- Кулешов: Некляева била не милиция
- Миклашевич: правовую оценку расследованию дела о 19 декабря должна дать прокуратура
- Министр образования пообещал не делать из школы полицейский участок
Общество
Зачем нынешней Беларуси омбудсмен?
Конституционный суд Беларуси поддерживает введение в стране института омбудсмена. Однако есть опасения, что в современной политической системе наличие уполномоченного по правам человека будет явлением формальным.
«Мы выступаем за то, чтобы в перспективе в Беларуси был введен институт омбудсмена, — заявил председатель Конституционного суда Петр Миклашевич 26 января на пресс-конференции в Минске. — Этот вопрос одно время рассматривался, готовились законопроекты. Возможно, в перспективе этот институт будет введен».
Миклашевич подчеркнул, что введение института омбудсмена стало бы «дополнительным инструментом обеспечения конституционных гарантий граждан». Определить сроки возможного введения института омбудсмена председатель Конституционного суда затруднился.
Петр Миклашевич пояснил, что институт омбудсмена является средством косвенного доступа граждан к конституционному правосудию. «В ряде стран через уполномоченного по правам человека граждане имеют доступ к конституционному правосудию. Они обращаются к данному лицу, и затем, если есть основания, он вносит предложения в Конституционный суд», — отметил Миклашевич.
Председатель КС напомнил, что в Беларуси не предусмотрено право граждан на индивидуальную конституционную жалобу, то есть гражданин не может напрямую обратиться в Конституционный суд и ставить вопрос о проверке конституционности того или иного нормативно-правового акта. Таким правом в Беларуси наделены лишь президент, правительство, парламент, Верховный суд и Высший хозяйственный суд.
Впрочем, содействие в решении вопросов уровня Конституционного суда — лишь один из аспектов деятельности уполномоченного по правам человека. Его сфера интересов гораздо шире — контроль за соблюдением прав и интересов граждан в деятельности органов власти.
Мировая практика показывает, что в большинстве стран институт омбудсмена закрепляется в Конституции и конкретизируется в отдельном законе. Так, к примеру, обстоят дела в соседних с нами России и Литве. Всего уже порядка ста государств ввели должность уполномоченного по правам человека.
Введение института омбудсмена — не новая тема и для Беларуси, отмечает эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
Дискуссии по этому вопросу начались еще в 1994 году. В 1995-м Конституционный суд в своем послании о состоянии конституционной законности в Беларуси внес предложение об учреждении должности уполномоченного по правам человека. В 1996 году был подготовлен проект соответствующего закона. Он даже был одобрен в первом чтении Палатой представителей. Профильной комиссии было поручено доработать проект закона с учетом предложений и замечаний. Однако позже к этому вопросу так и не вернулись.
«В нашей удивительной стране есть много демократических институтов, которые с успехом работают на Западе, но не работают у нас, — отметил Валерий Карбалевич в интервью Naviny.by. — Есть же у нас парламент, есть органы самоуправления и Конституционный суд. В реальности эти структуры не работают. Одно дело иметь инструмент защиты прав человека, а другое — создать условия, чтобы он функционировал в реальности».
По мнению эксперта, есть большие опасения, что в наших условиях институт омбудсмена будет лишь декоративным институтом. И все же, считает Валерий Карбалевич, наличие даже формально работающего уполномоченного по правам человека лучше, чем его отсутствие в принципе. «Если появится институт омбудсмена в Беларуси, не исключено, что в какой-то критический момент он заработает», — отметил Карбалевич.
Последние Комментарии