Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Весна в Беларусь пришла еще зимой
    В целом за последние 25 лет средняя температура воздуха в нашей стране превысила температурную норму на 1,2°С...
  2. Оппозиция просила Марш Воли, а получила Марш тунеядцев
    Мингорисполком разрешил сбор участников шествия на День Воли, но перенес начало мероприятия на 15:00, и это в будний-то день...


Общество

Dadomu.by. Когда за благое дело берутся чиновники

 

14 октября начал работу информационный ресурс Dadomu.by, позиционирующийся как «Портал, объединяющий разных людей в поисках семьи для каждого ребенка». Создатели портала — Белорусский союз женщин, Национальный центр усыновления и ООО «Лайт Вел Организейшн».

Как сообщают организаторы проекта, портал в систематизированном виде содержит информацию о формах семейного устройства детей и алгоритмах действий граждан, заинтересованных в приеме детей на воспитание, о детских интернатских учреждениях, управлениях (отделах) образования, о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве, а именно воспитанниках детских интернатских учреждений, подлежащих передаче на различные формы семейного устройства (усыновление, опека, попечительство), патронатное воспитание, и воспитанниках приемных семей и детских домов семейного типа.

Задачи портала состоят в том, чтобы облегчить поиск семьи для детей, пока еще живущих в детских интернатских учреждениях или временных профессиональных замещающих семьях, помогать людям, заинтересованным в усыновлении, получать более полную информацию о детях, нуждающихся в семейной помощи и поддержке.

В Беларуси работает Республиканский банк данных о детях, подлежащих усыновлению. Сведения в нем представлены в виде анкет на бумаге. Однако данный банк доступен лишь кандидатам в усыновители, то есть гражданам, уже получившим положительное заключение органа опеки по месту жительства о возможности усыновления. Анкеты предъявляются гражданам только в офисах Национального центра усыновления.

«Таким образом, поиск ребенка посредством банка данных ориентирован исключительно на усыновление как самую приоритетную форму семейного устройства. С созданием портала dadomu.by у опекунов детей появится дополнительный инструмент, чтобы реализовать право на воспитание в семье для гораздо большего числа воспитанников. При этом они могут ориентироваться не только на усыновление, но и на другие формы семейного воспитания», — приводит портал слова Натальи Поспеловой, директора Национального центра усыновления.

Заявляется, что информационный портал предоставит детям, воспитывающимся в детских домах семейного типа и приемных семьях, шанс реализовать свое право на усыновление как на постоянную и поэтому приоритетную форму семейного устройства.

«С появлением данного информационного ресурса создаются дополнительные условия для обеспечения открытости, прозрачности процесса семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и деятельности государственных органов, учреждений, специалистов по охране детства», — считают организаторы информационного ресурса.

А вот с принципами открытости и прозрачности не согласны некоторые приемные семьи, фотографии воспитанников которых появились в открытом доступе в интернете.

Своим взглядом на ситуацию поделилась с нами жительница Гомеля Елена, которая является приемным родителем. Она, как и ее коллеги, согласны давать комментарии, но только без фамилий — еще свежа в памяти история приемной матери Надежды Дударенко, которая после конфликта с местными чиновниками от образования лишилась детей.

Гомельчанка Елена считает, что свободный доступ к банку данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей противоречит Положению о порядке формирования Республиканского банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им.

В соответствии с Положением, пользователями Республиканского банка могут быть государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, физические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами. Защита сведений, содержащихся в Республиканском банке данных — действия, направленные на предотвращение любого несанкционированного вмешательства в процесс ведения банка данных, в том числе попыток неправомерного доступа к этим сведениям.

«Каким документом был разрешен свободный доступ к базе данных? Почему любой человек, который не является потенциальным усыновителем, может знакомиться с фотографиями и данными детей из интернатов, а также приемных семей? Сейчас большинство школьников — продвинутые пользователи интернета. Не принесет ли такая открытость проблемы нашим детям, к примеру, когда их одноклассники узнают, что они воспитываются в приемных семьях, либо имеют какие-то проблемы со здоровьем? Почему на сайте этом публикуется искаженная информация? К примеру, не пишется, что у ребенка есть братья и сестры, что он воспитывается в приемной семье, а следовательно, имеет уже какие-то привязанности? Не вводятся ли этими искаженными сведениями в заблуждение потенциальные усыновители? Да и вообще — нельзя благое дело делать на нарушениях. Нельзя сделать ребенка счастливым вопреки его желаниям, и на его слезах и стрессах», — возмущена женщина.

Её приемная дочь, когда узнала о новом портале, где размещены её данные и фотография, по словам Елены, испытала стресс. «Она боится, что за ней приедет другая семья, и что в какой-то день не заберу её из школы. Всё-таки она живет у нас в семье уже семь лет, конечно, ребенок привык», — добавляет приемный родитель.

Она обращает внимание, что данные о детях из приемных семей и фотографии предоставляли на новый портал отделы образования, у некоторых приемных родителей не спросили даже разрешения.

«Я считаю это нарушением своих прав опекуна и нарушением законодательства. Считаю, что свободный доступ к данным детей несет угрозу их безопасности. Я готова выполнять свои обязанности в части «не препятствовать усыновлению, если для этого возникнут законные основания» — как говорится в договоре со мной как приемным родителем. Я готова обеспечить встречи детей с кандидатами в усыновители, прошедшими законодательно установленную процедуру. Но я против размещения фотографий детей в открытом доступе для всех любопытствующих и, возможно, преступников», — резюмировала Елена.

Её коллега и тезка гомельчанка Елена Николаевна также недовольна размещением фотографий троих приемных детей в открытом доступе в интернете.

«У меня хоть психолог спросила разрешение на фотографирование детей в школе, но она не объяснила, для чего. Сказала, что и сама не знает — мол, пришло такое указание. Других приемных родителей вообще обманули в школе: сказали детям, что мы вас фотографируем на память. Я пошла в отдел образования, чтобы разобраться в ситуации, но там мне ответили, что «мы у вас и даже спрашивать не будем». Мои попытки разобраться они посчитали как «препятствие усыновлению» и напомнили о том, что отдел образования может и договор со мной расторгнуть. Но простите — разве есть потенциальные усыновители, конкретные люди, которым я препятствую?», — высказалась приемный родитель.

Она намерена обратиться в отдел образования с письменной жалобой и просить, чтобы хотя бы фотографии детей убрали с портала.

Её коллега Наталья, которая живет в одном из райцентров, ознакомилась также с данными детей на портале, куда попал и её приемный сын, и не поняла принципа формирования базы.

«Почему не всех детей разместили из района? В нашем районе около тридцати детей нуждаются в усыновлении, а на портале размещена информация только о восьми детях. Почему данные искаженные — к примеру, у моего приемного ребенка есть братья, но об этом не пишется. У меня данных о ребенке не брали — сами из отдела образования написали то, что посчитали нужным. Мальчик, когда узнал, что его фотография висит в интернете с целью поиска для него новой семьи — у него была истерика. Он ходил за мной по пятам: «Мама, ты меня не бросишь? Ты меня точно никому не отдашь?», — прокомментировала Наталья.

Приемные родители недовольны, что отделы образования не собрали их, не объяснили — что это за такой сайт, и какая именно информация о детях будет размещаться там.

«Из некоторых районов — по восемь детей попали на портал, из иных — по тридцать. Как размещали, какими критериями руководствовались? Когда из детского дома, к примеру, размещены данные детей только до семи лет, а из одного района на сайт повесили фотографии всех детей из приемных семей. А ведь воспитанники детского дома в первую очередь нуждаются в усыновлении», — объясняет Наталья.

На портале dadomu.by есть информация, что «сайт находится в разработке». Надеемся, что портал в скорейшем времени разработается, данные о детях там будут действительно правдивые, полные и систематические, а также не будут нарушать ничьих прав, особенно детей и их приемных родителей.

Также надеемся, как и организаторы портала, что информационный ресурс поможет наконец-то детям попасть dadomu.

Оценить материал:
Средний балл - 4.19 (всего оценок: 11)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Нет очереди усыновителей, поэтому и нет идеала такого, когда семья подбирается для ребёнка.
  • Лозунги лозунгами, но все равно усыновители будут выбирать ребенка. А интересы ребенка до усыновления представляет государство. Других вариантов нет.
  • Не о выборе (кто кого) разговор, а о лозунге - не ребенок для семьи, а семья для ребенка. В большинстве усыновлений получается наоборот. Вот вам и приоритетная форма
  • Вопрос в том и состоит, что не базу на сайте надо убирать, а свободный доступ к ней
  • Именно, для этого к базе и должнен быть двухступенчатый доступ, ИМХО. А как должно быть? Дети должны выбирать усыновителей?
  • Усыновители выбирают детей. Так для кого происходит усыновление - для ребенка или для его будущих родителей? Чьи интересы при этом приоритетные? Вопрос при всем моем уважении к усыновителям