Другие материалы рубрики «Общество»
-
Весна в Беларусь пришла еще зимой
В целом за последние 25 лет средняя температура воздуха в нашей стране превысила температурную норму на 1,2°С... -
Оппозиция просила Марш Воли, а получила Марш тунеядцев
Мингорисполком разрешил сбор участников шествия на День Воли, но перенес начало мероприятия на 15:00, и это в будний-то день...
- На одного жителя Беларуси приходится 26,1 кв. метра жилплощади
- Костел ожидает выделения земли для строительства в Минске теологической академии
- Минск перейдет на подземное водоснабжение к 2020 году
- Социал-демократы добиваются от брестских властей открытой информации о строительстве
- Апрель и май в Беларуси будут теплее обычного
- В Минске совершен прыжок с парашютом, сшитым по чертежу Леонардо да Винчи
- Минчане — против вышек МТС рядом с жильем
- Аудиослайдшоу. Папа римский и батька минский
- Митрополит Павел: вопрос о визите папы римского в Беларусь пока не стоит
- «Вопрос недели». Доверяете ли вы белорусским лекарствам?
Общество
Гомель глазами украинца: небольшие зарплаты и высокие цены, но добрые люди
В Гомельскую область продолжают переезжать на временное или постоянное место жительства украинцы из Донецкой и Луганской областей. По официальным данным, с января на Гомельщину прибыло 9368 граждан Украины.
Только за одну неделю, с 3 по 10 октября, по вопросу регистрации обратились 215 человек из Донецкой и Луганской областей; всего с начала года — 4561. В учреждения образования приняты 392 школьника и 162 дошкольника.
Более 50 украинцев принял на работу «Гомельдрев». Среди них — семья Чеботаревых. Руслан, Наталья и их дочь Вика приехали в Беларусь в последних числах августа из шахтерского поселка Ганзовка, расположенного между Макеевкой и Донецком.
На «Гомельдреве» молодая семья осваивает новые профессии, дома Руслан трудился шахтером, Наталья занималась организацией выставок в Донбасской академии строительства и архитектуры. Пока молодые люди работают на «Гомельдреве» как ученики и готовятся сдать на разряд, поэтому зарплата невысокая — около 1,5 млн. рублей.
Живут в ведомственном общежитии. На первых порах помогло предприятие и добрые люди. Завод предоставил комнату, дали миллион рублей помощи, знакомые поделились одеждой. Продуктами на первых порах помог Пункт временной адаптации беженцев, расположенный в городском центре социального обслуживания населения.
С молодой семьей мы договорились о встрече у кинотеатра «Мир». На улице похолодало, поэтому прячемся для разговора в ближайшем кафе. Небольшое заведение оформлено в голубых и желтых тонах: столики, диванчики, пол. Кажется, что всё не случайно.
По телевизору как раз передают украинские новости, мы дружно замолкаем, вслушиваясь в очередные сводки с Донецка, Макеевки, Мариуполя. После выпуска новостей замолкают уже немногочисленные посетители кафе, вслушиваясь в эмоциональный рассказ Руслана, который «оттуда». Руслан же время от времени вслушивается в переговоры по мобильной рации с приложением Zello. Там транслируются сводки с его родины в режиме реального времени.
В Донецке и Макеевке у молодой семьи остались родители. Они и «выдворили», по словам Руслана, семью в Беларусь.
«Жили мы — и горя не знали. Сейчас оказалось — очень даже хорошо жили. Работа была, зарплата стабильная, я восемь тысяч гривен на шахте получал, дом свой просторный, автомобиль. Нам хватало, горя не знали. Началось всё весной, с митингов. Потом наши ребята стояли на блок-постах, с палками, никакого вооружения не было. Потом уже появилось оружие. Стреляли с автоматов, потом с «Градов», пошла артиллерия. Самолеты, обстрелы, взрывы. Жить стало невозможно. Нам повезло хотя бы в том, что жили в частном доме, были два погреба. Все ночи сидел возле дома, дежурил. Раз в три ночи только пошел спать — как хлобыснет! Я дочку схватил, в погреб спрятал. Родители стали умолять — вывозите, спасайте ребенка», — рассказывает Руслан.
Вывезти ребенка оказалось тоже непростым делом: на границе как раз начались обстрелы. Всё же Чеботаревым удалось выехать в Россию. Но там приюта они не нашли. Доехали до Брянска. Совершенно незнакомый человек, с которым раньше познакомились через интернет, пригласил их в Гомель. Жили у Игоря две недели.
«Он нам как отец, всем помогал, во всём. С вещами помог, телевизор купил. И сейчас не бросает, звонит каждый день, на работу нам помог устроиться, Вику в школу отправить», — перечисляет Руслан.
На автомобиле много вещей не увезешь, да и денег с собой было только на бензин и скромный перекус. Жители Гомеля помогли с одеждой.
«Правда, куртки пока теплой нет, ждем зарплату. У этой рукава коротковатые, хорошо, что темнеет рано, на работу иду рано — еще темно, и возвращаюсь уже в сумерках», — шутит молодой человек.
Украинцы неплохо отзываются об установившейся сейчас на Донбассе власти. Рассказывают, что уже выдаются свидетельства о рождении с пометкой «ДНР», паспорта с названием такой страны 16-летним гражданам.
«Наша родственница сейчас там в больнице работает. Рассказывает, что сейчас лечение хоть стало бесплатным для людей. Медиков собрали и сказали, что если кто будет брать взятки — расстрел. Раньше руку сломал — покупай сам гипс, и всё так было построено, за деньги», — вспоминает украинец.
Он утверждает, что подавляющее большинство жителей Донбасса — против новой украинской власти.
«Все у нас против украинской власти. На референдуме уйма людей была, длинные очереди, чтобы проголосовать, такого не было ни на одних выборах. Все хотели к России присоединиться. Нам украинский язык навязывали. Мы всегда и говорили, и думали на русском языке. Это язык стал яблоком раздора», — считает Руслан.
Переключаемся на новое место жительства. В Гомеле украинцам понравилось. Правда, по сравнению с Украиной, мобильный интернет дорогой, как и связь, а скорость небольшая. Цены тоже, пусть не запредельные, но продукты все же дороже.
Чеботаревы уже освоили некоторые местные лайфхаки, вроде «железнодорожного» хлеба. Он печется на хлебозаводе ОАО «ОРС Гомель», стоит дешево, а подается на прилавки теплым, прямо из печки. На точках, которые знают только местные, за хлебом и батоном в определенное время выстраиваются очереди.
По словам украинцев, удивила культура на дорогах. Оказывается, у нас есть такое! «У нас догнать и фары выбить — легко. Тут водители пропускают, дают перестроиться, по правилам ездят. Разметка везде, светофоры, сотрудники ГАИ. У нас как автомобиль ГАИ расстреляли на железнодорожном переезде — так их и не стало в городе», — говорит Руслан.
Удивило молоко за вредность на заводе. На шахтах молоко не давали, зато были иные поощрения — два отпуска, нормальные зарплаты и доплаты.
Удивили наши милиционеры. «Как бабочки! В хорошем смысле. Вежливые, культурные, объясняют всё, а не как у нас — «закройте дверь с обратной стороны», — заметил собеседник.
Удивили наши люди, которые, по словам Руслана, «не имеют права голоса»: «Нет света — и никто ничего не говорит, все молчат. У нас бы уже за ухо притащили того, кто отвечает за это, и натыкали лицом, и плафоны бы побили».
Приятное удивление от встречи с белорусами — они помогают и ничего не требуют взамен. Как родители одноклассницы Вики, которые привезли Чеботаревым продукты.
И все же семья намерена вернуться на родину. Может, после зимы. Может, когда нормализуется обстановка.
«Но вряд ли Донецк примет новую украинскую власть. Кто им простит столько смертей? Столько людей погибло за эту идею! Да и украинская власть будет гнобить Донецк, если что», — рассуждает Руслан.
Последние Комментарии