Другие материалы рубрики «Общество»
-
Фоторепортаж: С Днем Независимости, Беларусь!
В пятницу, 3 июля, граждане Беларуси отмечают День Независимости своей страны. Массовые гуляния проходят в Минске... -
Байнет шутит: плошча made in China
В Беларуси протестов не прощают даже восточным друзьям, и бунтарей, возможно, отправят страйковать на родину...
- Синоптики предупреждают об усилении жары в ближайшие сутки
- Александр Лукашенко поздравил белорусов с Днем Независимости
- Конституционный суд Беларуси: гражданам, выступающим свидетелями в уголовных процессах, адвокаты необходимы
- В Беларуси отмечают День Независимости
- Зачинщики акции протеста китайских строителей в Добруше могут быть депортированы
- В День Независимости в ботаническом саду расцвела коллекция из 300 сортов роз
- В Витебске продемонстрировали форсирование водной преграды на бронетехнике
- День независимости в Минске. Карта праздничных мероприятий
- Минчане поклонились частице мощей князя Владимира
- Хроники заБеларусь. Радужные перспективы
Общество
Учить детей некогда. Учителя никак не разгребут бумаги
Несмотря на периодически озвучиваемые инициативы чиновников по снижению бумаготворческой нагрузки на учителей, ситуация год от года принципиально не меняется.
Министерство образования в очередной раз высказалось за снижение нагрузки на учителей, связанной с заполнением различной документации. По результатам ведомственного мониторинга установлено, что у учителей-предметников количество требующих внимания документов достигает двадцати, а у классных руководителей значительно превышает эту цифру.
По мнению первого заместителя министра образования Вадима Богуша, прямая ответственность и обязанности по управлению бумаготворчеством лежат на территориальных органах управления образования.
«Данные документы определяются, прежде всего, на территориальных уровнях, и есть настоятельная просьба к руководителям в сфере образования на местном уровне контролировать и упорядочивать этот поток поручений», — цитирует Вадима Богуша БЕЛТА.
На недавней большой пресс-конференции Александр Лукашенко рассказал, что, назначая Михаила Журавкова на пост министра образования, поручил ему освободить учителей от всякой лишней нагрузки.
«Разберитесь в школе, освободите от несвойственных функций учителя, освободите от несвойственных функций школу, дайте им возможность заниматься образованием, воспитанием. Какие могут быть политические, экономические и финансовые отчеты у учителя? Чего вы к учителю пристаете? Вот что главное для этого министра», — сказал Лукашенко.
Еще в прошлом году по поручению главы государства специальная группа по изучению проблемных вопросов системы образования должна была найти способ, «чтобы наконец-то освободить учителей от несвойственных функций и заставить их заниматься только своим делом — передачей знаний и обучением детей и воспитанием их».
«Имейте в виду, что и министр, и правительство получат соответствующую за это оценку», — предупреждал Лукашенко в июне прошлого года.
Министра образования, как известно, глава государства поменял. Но еще при прежнем министре — в октябре 2014 года — Министерство образования опубликовало документ, в котором были указаны лимиты бумажной нагрузки для учителей.
Так, учитель-предметник заполняет классный журнал, составляет календарно-тематическое, поурочное планирование и дневники учащихся. Классный руководитель заполняет или составляет классный журнал, план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие), социально-педагогическую характеристику класса, дневники учащихся, личную карточку учащегося.
У преподавателя из Гомеля Александра Вороненко нет ощущения, что бумажный документооборот в школе заметно уменьшился. Он считает, что чиновники от образования, сидя в своих кабинетах, могут даже не представлять, какое огромное количество времени у учителя занимает заполнение бумаг.
«Учитель вынужден вести журнал, прописывать в плане урока цели, задачи и содержание урока. Теперь представьте: у учителя-предметника в сельской местности классы с 5-го по 11-й. Сколько нужно записать планов уроков по истории и обществоведению по каждому классу? Это трудоемко. При этом у учителя-предметника много работы, связанной с проверкой тетрадей, контурных карт», — говорит Александр Вороненко.
Если учителя являются классными руководителями, бумажной работы значительно прибавляется. Например, нужно полностью заполнить классный журнал, в конце четверти подвести итоги успеваемости по каждому ученику. Именно классный руководитель собирает сведения о семьях учеников, подает списки администрации.
Если в классе есть проблемные ученики, по ним ведется отдельная документация, отражающая, какая проводится с ними работа и каковы ее результаты:
«У учителя не остается времени для реальной работы, особенно с учетом того, что отдел образования может в любой момент запросить срочную информацию, например, о том, сколько в школе олимпиадников, участников массовой самодеятельности».
Влияет ли количество написанных бумаг на качество образования?
Александр Вороненко полагает, что положительного влияния точно нет. Возможно, написание планов как-то помогает молодому учителю войти в рабочий ритм: «Однако бумаг слишком много».
Из-за необходимости неукоснительно соблюдать требования единого речевого режима уделяется повышенное внимание не качеству обучения, а тому, «с какой буквы писать название предмета в журнале — большой или маленькой, как подписывать тетрадку и дневник».
«Дневники, тетрадки и журнал проверяются на предмет соблюдения речевого режима заместителем директора школы, и на основании этой проверки могут быть сделаны выводы о качестве работы классного руководителя. Есть учителя, которые и документы пишут, и работать с детьми стараются. Однако многие приходят к тому, что в школе проще записать, чем провести мероприятие. Сил на реальную работу не остается», — сказал Александр Вороненко.
Добавьте ко всему всеобуч — это когда учителя со списками детей ходят по домам, чтобы проверить и при необходимости откорректировать информацию о нынешних и будущих учениках, территориально закрепленных за определенной школой.
С одной стороны, необходимость такого мониторинга трудно оспорить. С другой, это дополнительная нагрузка на учителей, в нередких случаях сопряженная с риском для здоровья и даже жизни.
«Моя коллега столкнулась с тем, что люди, у которых она пыталась выяснить, есть ли ребенок в семье и где он обучается, вызвали милицию, — рассказал Александр Вороненко. — Всеобуч должен быть, но организовать его необходимо иначе. Возможно, привлекать к нему надо не всех подряд, а учителей-добровольцев и оплачивать эту работу».
Как изменить ситуацию и освободить учителей от несвойственных им функций?
Бумажную работу может уменьшить электронный документооборот. Правда, похвастаться внедрением таких технологий могут пока только отдельные школы.
«В нашей гимназии переходят на электронный документооборот, созданы хорошие базы данных и по успеваемости учеников, и по кадровым ресурсам. Все они находятся на сервере гимназии, поэтому заполнять горы бумаг учителю нет необходимости, — рассказала директор минской гимназии № 1 Наталия Бушная. — По моему мнению, главным для педагога должен быть ученик, а не бумажная работа. Учителям нужно вертеться, чтобы ребенку было интересно получать знания и развиваться».
По словам директора гимназии, администрация не требует от педагогов заполнения огромного количества различных документов, а о том, что занятия проводятся на должном уровне, свидетельствуют успеваемость учеников и их желание получать знания.
В гимназии по инициативе Минобразования в качестве эксперимента в восьмых классах и вовсе отменены бумажные дневники. Вместо них ведутся электронные.
Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс — это, безусловно, вещь необходимая. Однако не менее важно и то, какую позицию занимают сами учителя — согласительную, безынициативную или активную, защитную.
«Существующая система управления образованием для государства довольно эффективна, так как гласные и негласные постановления и распоряжения сверху беспрекословно выполняются учителями. Педагогическая общественность не проявляет инициативы для защиты своих интересов. Люди предпочитают перетерпеть. Не высказываются публично, разве что проявляют недовольство в приватных беседах. И продолжают писать бумаги, выписывать газеты», — говорит Александр Вороненко.
По его мнению, учителям «необходимо все же акцентировать внимание на своих проблемах в общественном ракурсе. Если бы учителя не молчали, есть вероятность, что их бы услышали. Однако многие боятся каких-то санкций, лишения премии, которая, к слову, занимает значительный удельный вес (до трети) зарплаты».
Александр Вороненко полагает, что для принятия эффективных управленческих решений по организации работы средней школы к этому вопросу необходимо подключать учителей.
«Важны регулярные встречи не с группой экспертов, а с практиками, которые могут актуализировать проблемы учителей. И важно, чтобы мнение учителя могли высказывать без негативных для себя последствий», — считает учитель из Гомеля.
Последние Комментарии