Валерий Бондаренко. ИНТЕГРАЦИЯ. Две программы для экономики России

Валерий БОНДАРЕНКО

Валерий БОНДАРЕНКО

Выпускник Московского государственного университета им. Ломоносова, аспирант, докторант. Кандидат географических наук (экономическая, социальная, политическая география). В начале 90-х гг. — сотрудник Администрации президента Российской Федерации. В конце 90-х — начальник управления экономики и рыночных отношений Гомельского горисполкома. В настоящее время — доцент одного из вузов. Председатель правления ОО «Регион» (Гомель).

В ближайшие дни Алексей Кудрин доложит президенту России свою экономическую программу, рассчитанную на шесть лет. Эта программа готовится уже примерно два года. Ее основные положения хорошо известны — Кудрин делал соответствующий доклад в Совете федерации РФ в прошлом году. Ожидается, что эта программа будет основой предвыборной программы Владимира Путина на следующих президентских выборах.

Белорусам имеет смысл ознакомиться с основными положениями экономической политики своего ближайшего союзника и/или партнера, так как отрицать значительное влияние России на белорусскую экономику было бы смешно, как и сомневаться в исходе предстоящих выборов в РФ.

Экономические проблемы России и других странах Евразийского экономического союза, увы, уже не новость… Новостью является наличие и сравнительно открытое обсуждение в России ряда альтернативных экономических программ.

Программ такого рода в России на данный момент создано или создается немало — например, программа КПРФ «10 шагов к достойной жизни». Но наиболее известны две — «программа Кудрина» и «программа Столыпинского клуба».

Надо сразу сказать, что экономические идеи Кудрина не содержат чего-либо принципиально нового и отличного от той экономической политики, которую давно проводит правительство Дмитрия Медведева. Нынешнюю «программу Кудрина» отличает ее нацеленность на «институциональные реформы».

 

Краткая характеристика двух программ

Так называемая «программа Кудрина» — это «программа бюджетной консолидации», т.е. сокращения расходов бюджета и таргетирования инфляции. Это, по сути, программа либеральная и монетаристская.

«Программа Столыпинского клуба» (или «программа бюджетного стимулирования») предусматривает увеличение расходов бюджета и стимулирование развития прежде всего реального сектора народного хозяйства. В этом смысле «столыпинская программа» напоминает известные меры из арсенала «кейнсианства и дирижизма».

Весьма показательно, что ни одна из упомянутых программ прямо не упоминает задачи и проблемы евразийской экономической интеграции. Но одним из авторов «столыпинской программы» является академик Сергей Глазьев, главный идеолог евразийской интеграции и советник Путина, а потому в данной программе нашли отражение соответствующие интеграционные мотивы.

 

«Программа Кудрина»

Алексей Кудрин в своих программных разработках предусматривает, прежде всего, «бюджетную консолидацию» — т.е. постепенное снижение дефицита бюджета, а также структурную перестройку экономики. Термин «структурная экономика» при этом понимается весьма расширительно и включает, по Кудрину, «реформу судебной системы, совершенствование государственных институтов, принятие пакета новых законов» и т.д. и т.п. Можно сказать, что Алексей Леонидович предлагает еще одну «Перестройку» всей страны.

В общем, эта концепция Кудрина и его коллег является последовательным продолжением прежнего курса экономического блока российского правительства и ЦБ России. Новое — только «структурная перестройка», которая пока в деталях не ясна.

Любопытно, что Кудрин не учитывает современный опыт промышленно развитых стран по стимулированию экономики, а именно так называемое «количественное смягчение».

Для справки: Упрощенно говоря, «количественное смягчение» (quantitative easing, QE) — это эмиссия денег и денежные вливания государства в банки и в реальный сектор для вывода хозяйства из кризиса. Этого нет в концепции Кудрина, т.к., по его мнению, это «может привести к инфляции». Заметим, в промышленно развитых странах QE к инфляции таки не привело.…

Главной причиной кризиса российской экономики Кудрин называет не западные санкции, а непроведение структурных реформ — и теперь за это приходится расплачиваться.

В числе причин торможения экономики также внешние факторы — снижение цен на нефть и, конечно, санкции. Но они лишь «наложились на внутренние системные проблемы»: экономика замедлилась еще в 2013 г.

Например, из-за отсутствия реформ пенсионной системы (сохранение прежнего советского — очень низкого — пенсионного возраста и др.) теперь необходимо увеличить трансферт в Пенсионный фонд России, по мнению авторов, на 1,4 трлн рублей к 2018 г. Но расходы бюджета не должны расти — «мы же не можем печатать деньги». Значит, средства придется изъять у других направлений и придется повышать пенсионный возраст. Другого выхода нет, считает Кудрин.

Интересно обоснование Кудриным необходимости институциональных реформ как основы выхода из кризиса.

Назначением ответственных за решение того или иного вопроса поднять экономику уже нельзя, уверен Кудрин: «Должно работать каждое хозяйственное звено». А этому мешают слабые институты: незащищенность собственности, несовершенство судебной системы, коррупция, высокое давление на бизнес и т.п. В 2016 году из-за кризиса давление на бизнес только возросло, полномочия правоохранительных органов были расширены.

Без качественной политической системы вся цепочка эффективных решений не работает: «Не может начальник все распределить и всегда быть мотивированным».

«Институциональные реформы — самая сложная часть. Но без них дальше будет еще сложнее», — так призывает Кудрин поддержать проведение институциональных реформ.

 

«Программа Столыпинского клуба»

Эта программа предполагает усиление роли государства и наращивание инвестиций, в том числе через эмиссионное финансирование. Именно это называют «бюджетным стимулированием», и именно это вызывает основную критику либералов-кудринцев.

Конечно, «столыпинцы» не спорят с тем, что нужно сохранять бюджетные деньги, что нужны сбалансированные финансы, хорошо работающие суды и государственные институты, но сейчас необходима программа выхода из стагнации, из нее надо «срочно выбегать», иначе она затянет страну.

Опасность роста инфляции они, «столыпинцы», конечно же понимают, но не абсолютизируют ее и не впадают в истерику, а предлагают систему мер.

Программа Солыпинского клуба, по мнению многих специалистов, в большей степени соответствует данному моменту — весьма кризисному, как известно… Структурная перестройка — это хорошо, но сейчас важнее остановить падение производства и обеспечить рост ВВП, рост платежеспособного спроса и уровня жизни населения.

Базовая идея — ответить на кризис не «умеренно-жесткой», а «умеренно-мягкой» денежной политикой, связанной целевыми механизмами «кредитования в рост производства в регионах», оживлением среднего и малого бизнеса через налоговые стимулы, доступные кредиты, осторожное денежное смягчение при подавлении немонетарной инфляции, «обрезание» административного и налогового бремени и многое другое.

«Столыпинцы» не говорят, что в России «денег нет, но вы держитесь там», по их мнению, в России много источников роста: деньги внутри бизнесов за счет налоговых стимулов, ускоренная амортизация, средства населения, которые обязательно придут в помощь росту, если впереди — отличная перспектива. Обязательно — госинвестиции, без них невозможно развитие экономики в условиях России и евразийской интеграции.

Предлагается реализация российского варианта политики «количественного смягчения»: ЦБ РФ постепенно наращивает кредитное и денежное предложение. Теоретически, конечно, это может стимулировать рост инфляции. Но возражения «столыпинцев» против этого важнейшего упрека весьма интересны…

Бюджетное стимулирование не означает рост инфляции по следующим причинам.

Во-первых, инфляция имеет не только монетарные, но и другие причины, которые никак не связаны с объемом кредитной и/или денежной эмиссии.

Во-вторых, можно не опасаться значительного повышения инфляции при условии, что эти средства будут направлены в реальный сектор народного хозяйства. Именно так «количественное смягчение» в экономике промышленно развитых стран приводило к желаемым результатам — хотя уровень монетизации экономики там значительно выше.

Другие конкретные меры здесь можно представить только в сжатом виде.

Авторы доклада предлагают сменить мандат ЦБ РФ, а также осуществить переход ЦБ РФ от «ограничительной» денежно-кредитной политики к политике «стимулирующей», которая обеспечивала бы рост деловой и инвестиционной активности. Реализовать политику низкого ссудного процента (4-5%). Денежно-кредитную политику следует направить на экономический рост при умеренной инфляции. Следует перейти от таргетирования инфляции к таргетированию роста ВВП. 

Можно упомянуть также следующие предложения:

- политика стабильного и заниженного по отношению к основным валютам курса рубля;

- реформа ценообразования на услуги естественных монополий: от доминирования производителей к приоритету промышленного потребителя. Предлагается перейти к установлению тарифов естественных монополий не от затрат, а от соотношения спроса-предложения на внутреннем рынке; 

- налоговая реформа: низкие налоги на новые современные производства, высокие — на потребление и природную ренту;

- проведение земельной реформы, что обеспечит возможность использования земли как актива в рыночном обороте и позволит связать часть денежной массы и, таким образом, снизить угрозу инфляции;

- важное значение придается необходимости внедрения системы индикативного планирования.

По мнению авторов, в результате принятия данной программы российская экономика имеет возможность расти опережающими темпами — около 10% в год. 

Для Беларуси, как для экономического партнера России, очевидно, более выгодна «программа Столыпинского клуба». Почему?

Руководство Беларуси длительное время применяло и применяет элементы дирижизма и кейнсианства в своей экономической политике, поэтому идеи и предложения «столыпинцев» отнюдь не чужды белорусским хозяйственникам.

Кроме того, идея «бюджетного стимулирования» народного хозяйства позволяет надеяться и даже рассчитывать на стимулирование межгосударственных проектов в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

По этим же соображениям идеи «столыпинцев» представляются более предпочтительными также для других стран-участниц ЕАЭС.

Конечно, процесс разработки и принятия российских экономических программ — это внутренне  дело российского общества, и какое-либо вмешательство даже ближайшего союзника или партнера, конечно, невозможно, особенно при нынешнем характере отношений…

Однако проявить свою заинтересованность и поддержку отнюдь не возбраняется, скажем, на уровне экспертов или гражданского общества. Но это уже другая история… 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».