Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Многим не стоит заводить детей. Психолог Лабковский эксклюзивно для Naviny.by

Нынешнее поколение взрослых — это поколение битых детей, говорит популярный психолог Михаил Лабковский. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. И разорвать эту патологическую цепь можно лишь жесткими мерами: родителя, поднявшего руку на своего ребенка, по мнению психолога, должна ждать тюрьма.

Популярный российский и израильский психолог Михаил Лабковский 14 мая выступил в Минске с лекцией «Все о самооценке и любви к себе». Несмотря на заявленную тему, белорусы упорно задавали вопросы о детях. Логика проста: с нами-то, взрослыми, уже все ясно, а как помочь им, детям, прожить более счастливую жизнь?

У Михаила Лабковского на это рецепт один: все равно начинать нужно с себя. У счастливого взрослого почти всегда счастливые дети. А кто вырастет у родителей, охваченных неврозами, — «это лотерея».

Незадолго до лекции Naviny.by также пообщались с московским гуру психологии о детях.

 

— Михаил, в Беларуси есть ужасающие случаи насилия над детьми. Сейчас, например, в Могилеве к суду готовят дело об убийстве ребенка. Отец в течение недели «воспитывал», бил своего годовалого сына. И мальчик в итоге умер. Рукоприкладство по отношению к детям у нас, скорее, правило, чем исключение. Что, на ваш взгляд, происходит?

— Происходит физическое насилие, к воспитанию это не имеет никакого отношения. Во всем мире это карается в уголовном порядке и трактуется не как «воспитание физическими методами», как в России говорят. Кстати, в России сейчас приняли закон о декриминализации физического насилия, то есть если раньше за это в тюрьму можно было попасть, то сейчас за это административный штраф. Если, конечно, убить или тяжкие телесные нанести, то тоже в тюрьму можно попасть. Но, как я понял, если ребенок ходит с синяками, то избивавшему ничего не будет.

…Мир изменился. Очень много стран просто живут и радуются жизни. Там детей не бьют, руками их никто не трогает, не орут на них, принимают такими, как есть, более того, их спрашивают, чего они хотят с грудного возраста, с ними считаются. И вырастают целые поколения непуганых, довольных жизнью людей.

— Что в это время происходит в голове родителей, которые бьют детей?

— В голове родителей происходит психопатология. Это психически больные люди, у которых патологическая агрессия, приступы ярости и гнева, и они себя не контролируют.

— Почему они тогда своих же детей выбирают в качестве объекта для насилия?

— Потому что дети — доступный объект, они не могут оказать сопротивление и так далее. Они размещают в детях свое недовольство жизнью, свою агрессию.

— Почему тогда общество смотрит на насилие над детьми как на нечто обыденное? Вот в нашем случае была мама, которая сейчас в уголовном деле имеет статус свидетеля, подозрения в соучастии с нее сняты.

— Я думаю, что и мамы, и папы в таких семьях — это бывшие дети, подвергшиеся насилию в своем детстве. Это не то чтобы поощряется, это не осуждается должным образом.

Я вам пример один приведу. В Иерусалиме было дело. Девочка лет семь-восемь зашла в религиозный район, не правильно, по мнению религиозных фанатов, одетая. Слишком, может, юбка короткая или что-то еще. И один раввин плюнул на нее. Не ударил — плюнул. На демонстрацию на следующий день вышло полмиллиона человек. Примерно столько, сколько проживает в городе — со всей страны, конечно, приехали. И люди расценили это как насилие над ребенком. Он плюнул, руками не трогал.

Дети до трех лет не воспринимают взрослых критично. Если вы будете тушить бычок о голову двухлетнего ребенка, он будет думать, что так и надо, что так устроен мир.

В Израиле за первые побои ребенка родитель не то чтобы не может общаться, а он вынужден уехать из города на год, жить в другом месте. Ребенок отдается в приемную семью [если других родственников нет].

Если родитель во второй раз бьет ребенка, то он попадает на 7 лет в тюрьму и лишается родительских прав. Почему? Потому что там в обществе, речь идет не только об Израиле, но и о Европе и Америке, детей не трогают руками вообще. Вот на подходе бывшая советская страна — Азербайджан, которая будет принимать закон о ювенальной юстиции. Там тоже запрещено трогать детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное.

К сожалению, ни у вас, ни у нас этим даже близко не пахнет. Потому что нынешнее поколение взрослых — это битое поколение. Их самих били в детстве.

— Судя по тому, как наш парламент не спешит с законами по защите детей от насилия, белорусских депутатов в детстве тоже били… Михаил, если говорить о трансформации, то что первично: законы или изменения в общественном сознании?

— Чтобы у граждан сознание изменить, сначала законы соответствующие нужно принять. А как иначе? Мы фактически будем поощрять насилие, при этом говорить, что это плохо? Бред какой-то получается.

Я разовью свою мысль: раньше некоторые автомобили не имели крепления для ремней безопасности. Не то чтобы ремней не было — дырки не было, куда ремни крепить. Так что люди не пристегивались. Потом издали закон, что все должны пристегиваться. У кого ремня вообще нет, тот должен привинтить в машину ремень безопасности. А потом стали тех, кто без ремня, штрафовать… На сегодняшний день вот у вас есть люди, которые не пристегиваются? Единицы. До первого милиционера. Так и здесь.

Если человека — одного, второго — посадят за побои ребенка, то люди что решат? Что неправильно это — и руки от детей своих уберут.

Даже если ты любишь детей и хочешь детей, но чувствуешь, что ты немножко неадекватная, то лучше разобраться с головой, а потом уже рожать.

— И я получала по попе, и мой брат, и вы, насколько я помню из статей…

— Да. Да, конечно…

— Так вот, почему одни люди, вырастая, решают, что это неприемлемо, а другие продолжают бить уже своих детей?

— Тут все просто. Никто ничего решать не может: нормально это или неприемлемо. Потому что психика так не работает. Когда ребенка били, а потом он вырастает и у него свои дети… И вот ребенок не слушается, то, что бы ты ни думал — бить не хорошо или неприемлемо, психика другого образа не имеет, она автоматически предлагает тебе такой вариант решения проблемы, помимо твоей воли.

— И что делать родителю, который сам из битых, но не хочет так поступать со своими детьми. Можете какой-то практический совет дать?

— Конечно. Нужно голову лечить: от психолога до психиатра. Зависит от уровня агрессии.

— Всем ли стоит заводить детей?

—Хороший вопрос [смеется]. Думаю, что нет. Многим не стоит заводить детей.

— Кому тогда нет? Или наоборот: кому стоит?

— Да, давайте лучше скажем, кому стоит. Стоит только тем, кто действительно хочет иметь детей просто для радости, для удовольствия. Это единственная причина, чтобы заводить детей. Почему я так рассуждаю?

Если человека — одного, второго — посадят за побои ребенка, то люди что решат? Что неправильно это — и руки от детей своих уберут.

Есть женщины, которые не любят детей, но у них сроки поджимают: гинеколог начинает рассказывать, что надо рожать, а то потом могут быть патологии и бесплодие. Сюда также относятся всякие истории про залеты, естественно. Добавим попытки привязать мужчину таким образом.

Бывает миллион разных мотиваций, кроме одной главной: я люблю детей и хочу, чтобы у меня были дети и поэтому я их рожаю. Но даже если ты любишь детей и хочешь детей, но чувствуешь, что ты немножко неадекватная, то лучше разобраться с головой, а потом уже рожать.

— А какую тогда ценность для самоуспокоения вы как психолог можете предложить женщине, которая пока что не хочет детей, а общество давит: давай, мол?

— Отложить этот вопрос, подождать. Если когда-нибудь захочешь иметь детей, а сама уже рожать не сможешь, то возьми ребенка из детского дома. Это, кстати, очень благородно: и дети у тебя есть, и помогла кому-то. Если сравнивать для ребенка два зла — неадекватных родителей и детский дом, то второе, конечно, гораздо хуже.

 

 

Фото Сергея Балая

 

 


  • Геннадий Сам
    Психолога, угрожающего родителям тюрьмой, самого нужно сажать в тюрьму за угрозы. телесные наказания в Англии и вовсе были отменены учащимся в 20-м веке. "Убивать таких психологов надо".
  • pavel pavlov
    Интересно, у горе психолога дети то есть?