Как работают военные синоптики, которых похвалил Лукашенко
Работа метеонаблюдателя напоминает службу авиадиспетчеров — отвлечься нельзя ни на минуту.
В метеорологической службе Вооруженных сил служит несколько десятков человек. Naviny.by побывали в войсковой части 06752 в Мачулищах, чтобы посмотреть, как работают синоптики, которых похвалил президент Александр Лукашенко.
У военных требования к погодным условиям жестче
В Беларуси метеорологи работают на каждой авиационной базе. Есть военные синоптики и в Погранкомитете.
На авиабазе в Мачулищах трудится четыре синоптика и три метеонаблюдателя. У метеорологической станции сразу два начальника — они работаю посменно. Есть техника, позволяющая делать прогнозы на выезде. Например, в сентябре во время учений «Запад-2017» часть команды две недели жила в полевых условиях, чтобы обеспечивать метеонаблюдения на полигонах.
Погода в день нашего приезда была необычной для начала ноября — температура выше семи градусов, то дождь пойдет, то солнце из-за туч на полчаса выглянет, то опять на несколько часов все небо затянется. Такие погодные условия сложны для прогноза, но оцениваются как «визуальные» — значит, летать можно, сказал синоптик капитан Сергей Костюк.
«Моя работа, по сути, за рабочим столом и у компьютера. Основная задача — корректно проанализировать информацию от нашего метеонаблюдателя и карты погоды. Какой-то прогноз занимает меньше, какой-то больше времени. Всё зависит от метеоусловий. Если мы отправляем самолет на дальние расстояния, то сфера моей ответственности за прогноз распространяется от точки взлета до точки посадки. Например, от аэродрома в Мачулищах до аэродрома в Казахстане. Информация о метеоусловиях собирается на протяжении всего маршрута с использованием карт погоды и данных метеослужб других регионов и стран», — рассказал Сергей Костюк.
Погодные данные на авиационной базе фиксируются ежечасно, в сложных метеоусловиях — каждые полчаса. Если особые условия или приказ сверху — каждые 10-15 минут. А вот за опасными явлениями, например, за грозой, туманом, гололедом, наблюдения ведутся непрерывно.
В момент нашего приезда ефрейтор контрактной службы Оксана Перхунова фиксировала данные каждые 15 минут. За погодой наблюдает, считывая показания на компьютере и с приборов на площадке на улице. Работа напоминает службу авиадиспетчеров — отвлечься нельзя ни на минуту, а смена продолжается, как и у синоптиков, 24 часа.
Так сложилось, что в основном все наблюдатели — женщины, отметил начальник метеослужбы майор Роман Лазовой. При этом он считает, что на военной службе все в первую очередь военнослужащие.
Синоптики в Мачулищах работают в интересах военной базы, однако на практике получается, что сфера их деятельности гораздо шире.
«Мы работаем в интересах Военно-воздушных сил Республики Беларусь, — сказал Роман Лазовой — Именно наша служба обеспечивает проведение полетов, выполнение десантирования парашютным и беспарашютным способом, обеспечение работ на полигоне 50-й смешанной авиационной базы. Вертолеты могут лететь в любую точку страны, есть международные вылеты. Оперативные прогнозы составляем каждые шесть часов плюс прогноз на сутки. Далее делаем прогноз на 36 часов и отправляем данные в Центральное метеорологическое бюро ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Республики Беларусь. Вышестоящее метеоподразделение делает долгосрочный прогноз».
Прогноз не совсем обычный. Поскольку речь идет, прежде всего, об обеспечении работы авиации, обязательно указывается нижняя и верхняя граница облаков, полетная видимость и видимость на земле и, конечно, направление и скорость ветра, влажность, давление и температура воздуха.
«Ошибаться нельзя, от нас зависит жизнь людей»
«Работа ответственная, ошибаться нельзя, от нас зависит жизнь людей. Ветер, дождь, снег, атмосферное давление, направление ветра — всё надо учитывать. Такая ответственность, что иногда страшновато», — говорит метеонаблюдатель Оксана Перхунова.
Отвечая на вопросы Naviny.by, ефрейтор Перхунова неоднократно прерывала разговор — то поступали звонки, то надо было заносить данные метеонаблюдений в компьютер. И так уже на протяжении 12 лет.
У синоптика ответственность тоже большая — работают они, как и наблюдатели, по 24 часа. Иногда получается сутки через трое, иногда чаще — в зависимости от того, как поставят дежурство.
Плановые полеты на авиабазе бывают в разное время суток, потому вовремя предупредить о неблагоприятных условиях погоды очень важно, отметил Сергей Костюк.
Он вспомнил свое дежурство в день, когда в Беларусь в марте 2013 года пришел циклон «Хавьер». Синоптик своевременно выписал штормовое предупреждение и предупредил руководство базы. Успели убрать машины, подготовили технику. Вовремя военные синоптики оповестили и об урагане 13 июля 2016 года.
Краткосрочные прогнозы специалистов в Мачулищах оправдываются на 90%. Прогноз с оправдываемостью 100% практически нереально сделать, говорит Роман Лазовой:
«Наша наука очень молодая, модели, которые были созданы десятилетия назад, устарели. Новые модели появляются, но за изменением климата не успевают. Точность прогноза погоды напрямую связана с уровнем развития науки».
Между прочим, военным синоптикам запрещается использовать в прогнозах слова «вероятно» и «возможно». Формулировка прогноза погоды должна быть четкой, краткой и не допускать двойственного толкования, говорится в правилах организации метеорологического обеспечения полетов.
«Мы все работаем на погоду»
Судя по всему, пока у военных синоптиков всё получается, во всяком случае, президент об их работе высокого мнения. Напомним, 14 сентября, назначая нового главу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Александр Лукашенко раскритиковал качество национальных прогнозов погоды и похвалил военных метеорологов:
«Их прогнозы (Белгидромета. — ред.) порой не то что читать… Иногда, прочитав, хочется, чтобы вообще ничего там не прогнозировали. Там больше тысячи человек. Займитесь этой структурой и научитесь работать у структуры — совсем небольшая — в нашей армии есть (в ВВС и войсках ПВО), на трое суток информация по часам, и ни разу не ошибались».
Так ли это, спросили Naviny.by у Романа Лазового.
«Мы стараемся, — ответил он. — Есть такой фактор как ответственность за выполнение своих задач. Метеонаблюдателю нельзя ошибиться в измерениях, а синоптику — в анализе информации. Мы за ошибки несем уголовную ответственность — в случае, если синоптик не смог спрогнозировать опасное явление и по его вине произошла авария с воздушным судном».
Военные синоптики работают не обособлено, они плотно сотрудничают с Белгидрометом, откуда получают данные о фактической погоде и прогноз.
«Мы получаем карты погоды, в том числе прогностические, из Белгидромета, — пояснил Роман Лазовой. — Наши специалисты производят анализ этих карт и составляют прогноз. Все гражданские метеорологические службы входят во всемирную метеорологическую организацию и осуществляют обмен информацией. Кроме того, мы общаемся с сотрудниками Белгидромета и напрямую. Мы все работаем на погоду».
К слову, техническое оснащение службы мало чем отличается от того, что есть на вооружении в Белгидромете, отметил Роман Лазовой. Такие же приборы для измерения скорости ветра, регистратор высоты облачности:
«На качество прогноза качество техники не сильно влияет. Это, скорее, зависит от того, насколько хорошо будут проанализированы данные. Все четыре синоптика, которые находятся в моем подчинении, обучались в Воронежской авиационно-военной академии, это хорошие специалисты».
Тем не менее, новая техника на авиабазе в Мачулищах вскоре появится. Уже заключен договор на поставку метеорологического оборудования с предприятием «Пеленг». Установку измерителей видимости, влажности, температуры, давления, нижней границы облачности уже начали. Первые полгода техника будет работать в тестовом режиме.
Фото Сергея Сацюка
Обсудим?