Правда или фейк: был ли банковский сговор?

Банкиры и аудиторы утверждают, что в сговоре не состоят…

В минувшую пятницу белорусские банки и Нацбанк получили письмо от аудиторов, которые недовольны информационным резонансом вокруг своей деятельности. Авторы письма, с которым ознакомился БелаПАН, возмущены предположениями в прессе о том, что аудиторы состоят в сговоре с банками. Убрать пятно, появившееся на репутации одних и других, может только Нацбанк.

 

Аудиторы защищают непорочную репутацию

Ровно два месяца назад, 25 июля, Нацбанк обратился в Министерство антимонопольного регулирования и торговли с письмом, в котором указал на «создание банками на рынке аудиторских услуг условий, ведущих к ограничению конкуренции». После этого МАРТ затребовал у банков абсолютно всю документацию о закупке аудиторских услуг.

К 6 сентября кредитные организации информацию о закупке аудиторских услуг в МАРТ передали, а журналисты чуть позже написали, что антимонопольное ведомство расследует возможный сговор аудиторов и банков.

Аудиторы, чей бизнес во всем мире зависит от деловой репутации, оказались таким информационным фоном явно недовольны и утверждают, что в сговоре с банками не состоят.

«Мы считаем подобные заявления голословными, необоснованными и наносящими непоправимый вред нашей репутации, равно как и репутации всей банковской системы Республики Беларусь, а также вводящими в заблуждение МАРТ и общественность», — говорится в письме руководителей белорусских офисов международных аудиторских компаний EY, KPMG и BDO, которое 22 сентября получили коммерческие банки и Нацбанк.

По мнению аудиторов, сложившийся информационный фон оказывает «крайне негативное влияние на позицию внешних кредиторов, международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, а также рейтинговых агентств в отношении надежности нашей банковской системы и качества аудиторских проверок в целом».

Аудиторы считают, что последствия из-за дезинформации об их деятельности могут носить долгосрочный характер.

«В частности, повышенный уровень недоверия может отрицательно сказаться на стоимости финансирования как для отечественных банков, так и для Республики Беларусь ввиду негативного влияния на страновой рейтинг», — говорится в письме аудиторов.

Стоит отметить, что к аудиту банков сегодня допускаются только организации и специалисты, аттестованные Нацбанком. На данный момент в перечень организаций, которые могут подтверждать достоверность финансовой отчетности белорусских банков, входят восемь компаний. Поэтому аудиторы недоумевают, зачем центробанку понадобилось обращаться в июле в Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

«Указанное обращение может вызвать сомнения в эффективности выполнения Национальным банком возложенных на него функций регулятора банковской деятельности и аудиторской деятельности в банках Республики Беларусь», — считают авторы письма.

В заключительной части аудиторы предлагают Национальному банку организовать встречу со всеми аудиторскими организациями, участвующими в банковском аудите, для обсуждения сложившейся ситуации и «выработки дальнейших мер, которые будут направлены на минимизацию потенциальных негативных последствий, описанных в данном письме».

 

Банкиры отрицают сговор с аудиторами

Белорусские банкиры также утверждают, что в сговоре с аудиторами не состоят.

Оправдано ли в таком случае было обращение Нацбанка в Министерство антимонопольного регулирования и торговли? Или основания все-таки были?

В Беларуси уже много лет работают офисы всех крупнейших международных компаний — именно они подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности банков и готовят по этому вопросу свое заключение.

«Склонить аудиторов из крупнейших международных аудиторских компаний к мнению в пользу банка практически невозможно. Никто из них не станет ставить под угрозу наработанную десятилетиями репутацию ради контракта с белорусским коммерческим банком. Поэтому наш сговор с этими аудиторами сложно представить», — заявил собеседник БелаПАН в банковских кругах.

Участники финансового рынка также обращают внимание, что многие белорусские банки являются «дочками» зарубежных банков, и аудиторов им выбирают материнские структуры. Соответственно, возможность сговора белорусских банков с аудиторами зачастую в принципе невозможна.

«Для материнской структуры всегда важно, чтобы достоверность финансовой отчетности по всей группе банков проводила одна и та же аудиторская компания. Это позволяет избежать дополнительных затрат в процессе подготовки консолидированной отчетности по всем банкам. Поэтому тендер по выбору аудиторской компании проводит материнская структура, а не белорусская «дочка», — пояснил БелаПАН член правления одного из банков.

В свою очередь, топ-менеджеры белорусских банков, которые самостоятельно выбирают аудиторские компании, говорят, что они не только не ограничивают конкуренцию среди аудиторских компаний во время тендера, но и рады ей.

«Банки всегда заинтересованы в снижении стоимости аудита, поэтому чем больше конкуренция среди аудиторских компаний, тем лучше для кредитной организации», — подчеркивает топ-менеджер одного из банков.

Другое дело, добавляет он, что во взаимоотношениях с зарубежными финансовыми институтами печать той компании, которая подготовила аудиторское заключение, имеет значение и может повлиять на стоимость привлечения финансовых ресурсов.

«Поэтому белорусские банки зачастую предпочитают заказывать аудит у всемирно известных компаний, репутацию которых высоко оценивают наши зарубежные партнеры», — пояснил представитель одного из банков.

Тем не менее, несмотря на все вышеприведенные аргументы, у белорусских властей существуют определенные претензии к аудиторским организациям в части качества аудиторских отчетов.

По мнению властей, банковский аудит должен выражаться не только в подтверждении достоверности бухгалтерских проводок, но и в выявлении всевозможных бизнес-рисков, которые присущи банковскому бизнесу и могут влиять на устойчивость финансовых организаций.

«Судя по риторике властей, качество аудиторских отчетов в некоторых случаях может страдать, и оно страдает. Когда аудиторы, обладая относительно небольшими человеческими ресурсами, берут к себе на обслуживание много банков, глубоко вникнуть в финансовое положение каждого им физически невозможно», — говорит собеседник БелаПАН в финансовых кругах.

Три аудиторские компании, которые в минувшую пятницу обратились в Национальный банк, аудируют две трети белорусских банков. Если к ним, к представителям других аудиторских компаний, а также к коммерческим банкам существуют претензии, логично собрать их вместе и проблемные вопросы обсудить.

Отсутствие диалога между властями, аудиторами и коммерческими банками по возникшей многогранной проблеме пока породило лишь большое количество тумана вокруг всей этой истории.

«Если пресса пишет о возможном сговоре в банковском секторе, многие люди не разбираются в деталях, а приходят к выводу, что банки что-то обязательно «мутят», и начинают относиться к ним настороженно. Поэтому желательно, чтобы поводов для таких разговоров не было», — резюмировал в комментарии для БелаПАН топ-менеджер одного из банков.