Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Свободная экономическая зона
Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ
Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).
СЭЗ могут быть эффективным инструментом привлечения прямых иностранных инвестиций и стимулирования торговых потоков и экономического развития в странах с переходной экономикой.
Беларусь создала свою первую СЭЗ в 1996 году недалеко от границы с Европейским союзом — в Бресте. Сегодня такие зоны действуют в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Минске и Могилеве, а в расположенных в них 410 компаниях-резидентах работает более 123 500 человек. Проекты, реализуемые в СЭЗ, привлекли инвестиции из более чем 30 стран на общую сумму 360 миллионов долларов.
Вместе с тем, и граждане, и президент страны обеспокоены социальной ответственностью бизнеса и недостаточной отдачей от работы СЭЗ в Беларуси.
Действительно, главная цель создания СЭЗ — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Однако за 20 лет функционирования СЭЗ не внесли значительного вклада в развитие национальной экономики, которая остается «переходной»; государственный долг достиг отметки в 40% ВВП.
По факту, выгоды, которые несут СЭЗ, охватывают узкий круг участников. Налоговые и таможенные льготы, финансовые субсидии, упрощенные административные процедуры, включая вывоз прибыли за рубеж, существенно отличаются от правил, действующих для обычных фирм и граждан, не участвующих в проектах СЭЗ.
В то же время обеспечение функционирования зон, помимо прочего, подразумевает более интенсивное использование близлежащей общественной инфраструктуры и наращивание ее возможностей за счет налогоплательщиков, не являющихся резидентами СЭЗ.
Эффективность деятельности СЭЗ, их привлекательность, а также возможность использования результатов работы на благо всей страны во многом зависит от качества управления и должного понимания того, что льготы для резидентов с одной стороны стимулируют создание и развитие производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объема экспорта, а с другой стороны — усиливают неравенство на рынке и поэтому являются вынужденной и временной мерой, принятой в целях развития национальной экономики, а не для выгоды отдельных предприятий.
В декабре 2016 года президент своим указом установил единый срок окончания деятельности белорусских свободных экономических зон — 31 декабря 2049 года. Этот серьезный срок перешагивает горизонты Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, рассчитанной на период до 2030 года, и возлагает особую ответственность на бизнес, пользующийся льготами, и на государство в лице конкретных чиновников, принимающих решения о предоставлении льгот и использовании общественной инфраструктуры для обеспечения деятельности резидентов СЭЗ.
Важным шагом в повышении эффективности и ответственности должно стать повышение открытости в работе СЭЗ, а также участие жителей территорий, как отводимых под СЭЗ, так и прилегающих, в процессах планирования развития региона и принятии решений о размещении определенных индустриальных объектов. Тогда пользу от СЭЗ смогут почувствовать не только их резиденты, но и регион, и вся страна.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?