Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Свободная экономическая зона

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

СЭЗ могут быть эффективным инструментом привлечения прямых иностранных инвестиций и стимулирования торговых потоков и экономического развития в странах с переходной экономикой.

Беларусь создала свою первую СЭЗ в 1996 году недалеко от границы с Европейским союзом — в Бресте. Сегодня такие зоны действуют в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Минске и Могилеве, а в расположенных в них 410 компаниях-резидентах работает более 123 500 человек. Проекты, реализуемые в СЭЗ, привлекли инвестиции из более чем 30 стран на общую сумму 360 миллионов долларов.

Вместе с тем, и граждане, и президент страны обеспокоены социальной ответственностью бизнеса и недостаточной отдачей от работы СЭЗ в Беларуси.

Действительно, главная цель создания СЭЗ — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Однако за 20 лет функционирования СЭЗ не внесли значительного вклада в развитие национальной экономики, которая остается «переходной»; государственный долг достиг отметки в 40% ВВП.

По факту, выгоды, которые несут СЭЗ, охватывают узкий круг участников. Налоговые и таможенные льготы, финансовые субсидии, упрощенные административные процедуры, включая вывоз прибыли за рубеж, существенно отличаются от правил, действующих для обычных фирм и граждан, не участвующих в проектах СЭЗ.

В то же время обеспечение функционирования зон, помимо прочего, подразумевает более интенсивное использование близлежащей общественной инфраструктуры и наращивание ее возможностей за счет налогоплательщиков, не являющихся резидентами СЭЗ.

Эффективность деятельности СЭЗ, их привлекательность, а также возможность использования результатов работы на благо всей страны во многом зависит от качества управления и должного понимания того, что льготы для резидентов с одной стороны стимулируют создание и развитие производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объема экспорта, а с другой стороны — усиливают неравенство на рынке и поэтому являются вынужденной и временной мерой, принятой в целях развития национальной экономики, а не для выгоды отдельных предприятий.

В декабре 2016 года президент своим указом установил единый срок окончания деятельности белорусских свободных экономических зон — 31 декабря 2049 года. Этот серьезный срок перешагивает горизонты Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, рассчитанной на период до 2030 года, и возлагает особую ответственность на бизнес, пользующийся льготами, и на государство в лице конкретных чиновников, принимающих решения о предоставлении льгот и использовании общественной инфраструктуры для обеспечения деятельности резидентов СЭЗ.

Важным шагом в повышении эффективности и ответственности должно стать повышение открытости в работе СЭЗ, а также участие жителей территорий, как отводимых под СЭЗ, так и прилегающих, в процессах планирования развития региона и принятии решений о размещении определенных индустриальных объектов. Тогда пользу от СЭЗ смогут почувствовать не только их резиденты, но и регион, и вся страна.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 


  • Владимир Дубинко
    "Тогда пользу от СЭЗ смогут почувствовать не только их резиденты, но и регион, и вся страна." О чем статейка??? Об оффшорах, которые, якобы, могут приносить пользу всему обществу, но служат отмыванием бабла для крышующих их. Двадцать лет стрижет власть бабло себе в карман, но не может брать полноценные налоги в оффшорах, поэтому собралась их изымать с тунеядцев.