Дата публикации:
19.11.2010
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/elections/2010/11/19/ic_articles_623_171310/

Агитация: кандидаты в президенты вышли на финишную кривую

Автор: Александр КЛАСКОВСКИЙ


Получив кандидатские корочки, можно тут же приступать к агитации. Что иные конкуренты Александра Лукашенко и сделали не отходя от кассы. Они устроили маленький праздник непослушания с «запрещенными» флагами прямо у Дворца республики, где 18 ноября занимался «раздачей слонов» Центризбирком.

старт-финиш

Один из счастливчиков, глава оргкомитета союза «За модернизацию» Алесь Михалевич, сыронизировал: вот мы-де и «вышли на финишную кривую».

В справедливость президентских, равно как и любых других белорусских выборов оппозиционеры не верят, но, тем не менее, настроены использовать агитационный период на всю катушку.

В общем, за что боролись, на то и напоролись. Ведь сами твердили, похоронив идею единого кандидата: а ватагой — оно, может, и лучше! Продвинем партийные бренды, ударим по режиму массой свежих альтернативных идей!

К слову, власти записывают в свой актив еще два очка. Во-первых, дали на агитацию целый месяц, хотя могли бы минимизировать эту стадию: дедлайн регистрации — 23 ноября. Во-вторых, что вообще беспрецедентно, переписали постановление о доступе к СМИ, разрешив кандидатам прямой эфир.

Глава ЦИК Лидия Ермошина не скрывает, что таково пожелание Европы, которой важно зафиксировать на этих выборах тренд либерализации.

Ну так нате вам этот прямой эфир! Кандидаты еще «почувствуют всю эту прелесть», заметила глава ЦИК.

И она, в общем-то, права. Телеэкран раздевает человека, а уж когда «живьем» — то до ниточки. Закаленный уличный политбоец под студийными софитами может стать мямлей и долдоном. На дебатах у гневного обличителя при кинжальных вопросах на засыпку вдруг отсохнет язык, полезут невнятные «э-э-э» да «мэ-э-э»: он не привык к двойным смыслам, логическим ловушкам и подковыркам…

Короче, ТВ — это не баррикада, а шоу с жесткими законами и массой секретов. Один спец пиара язвительно заметил автору этих строк: некоторым дай вволю эфира на пару недель — публика плеваться начнет.

Кроме доз эфира и толики газетной площади, кандидаты получают возможность легально клеить листовки и общаться с публикой напрямую в отведенных местах. Их утвержденный вертикалью перечень, правда, уже вызвал ропот, мол, оттесняют из людных районов на собачьи выгулы…

Впрочем, не исключено, что некоторые кандидаты захотят обострить игру, полезут и в запретные зоны: а что вы нам сделаете? Действительно, хотя «удалять с площадки» за фол ЦИК имеет право и после выдачи корочек, властям вряд ли захочется портить картинку для Европы.

То же касается и ресурсов. Легальные кандидатские фонды жестко лимитированы. 35 тысяч долларов в эквиваленте — курам на смех. Подпитка из-за кордона строго запрещена. Но ее использование — секрет полишинеля. Иначе в стране, где любому бизнесмену голову оторвут за политическое спонсорство, более-менее пристойную кампанию не проведешь.

Другой вопрос — агитационный контент. Кто не видел подъездов, устланных свежевыброшенными из почтовых ящиков листовками с пламенными, но уже набившими оскомину лозунгами?

Вот тут и наступает момент истины для тех, кто берет на себя ответственность за альтернативные пути для Беларуси.

Можно стенать и сетовать, но факт есть факт: красивые лозунги демократии и прав человека зажигают лишь часть соотечественников. Зануды-социологи даже замерили: оппозиционный электорат в Беларуси уже много лет колеблется в пределах от четверти до трети населения. Масса же мерит прогресс колбасой в холодильнике. И вообще, белорусы не любят резких движений, дискомфорта, «вэрхалу», предпочитают синицу в руке.

С одной стороны, страну надо капитально апгрейдить, это уже и ежу понятно. С другой, — как убедительно преподнести идеи перемен осторожным, ценящим стабильность белорусам?

К слову, властная верхушка гениально оседлала фишку стабильности, нащупав суть белорусского архетипа. К тому же у начальства есть мощный антидот против той дозы крамолы, что впрыснут в общество оппозиционные кандидаты.

Власть, во-первых, имеет возможность раздавать пряники, что и делает сейчас со страшной силой. Во-вторых, у нее — колоссальный пропагандистский ресурс. И главный убойный тезис — проще пареной репы: президент вам дает все, а те болтуны что сделали?

Заметьте: кандидатский эфир иссякает (потрындели — и хватит!) как раз перед Всебелорусским народным собранием, на котором ожидается феерический бенефис одного действующего лица. Кандидат Владимир Некляев попытался исполнить все формальности, чтобы на это мероприятие выдвинуться. Но в итоге — от винта!

Будет ли услышан наверху прозвучавший вчера на заседании ЦИКа призыв другого соперника Лукашенко — Ярослава Романчука? Либеральный экономист предложил для уравнивания шансов пустить на Всебелорусское собрание всех кандидатов.

Однако у нас начальство живет по Оруэллу: все равны, но некоторые равнее. И маловероятно, что оно изменит этой удобной максиме. Особенно на финишной кривой президентских выборов.