Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»

  1. Польша предлагает Беларуси эволюцию. Пока мы видим деградацию
    В беседе с главой польской дипломатии Александр Лукашенко, похоже, сделал оговорку по Фрейду…
  2. Глава польской дипломатии в Минске. Варшаве не нужны танки Путина на Буге
    Вопрос ценностей по-прежнему разделяет белорусский режим и Варшаву. Но есть императивы безопасности…


Беларусь-ЕС

ПОСЛЕ ВИЛЬНЮСА. 1. В тени Евромайдана Беларусь не видна


Утром 11 декабря отутюженные европейские дипломаты и эксперты собрались в одном из престижных отелей литовской столицы на семинар по итогам Вильнюсского саммита Восточного партнерства (ВП). В те же минуты хмурые, взъерошенные, небритые защитники Евромайдана в Киеве снова стояли лоб в лоб с «Беркутом».

Там, на киевских баррикадах де-факто и определялись итоги Вильнюсского саммита. Участники семинара по минутам отслеживали развитие сюжета в украинской столице.

От того, куда пойдет Украина, во многом зависит не только успех ВП, но и судьба других стран региона, в том числе Беларуси.

Фото AFP


О чем говорить с Лукашенко?

Однако белорусский вопрос на фоне нынешних украинских страстей отходит для Брюсселя все глубже в тень. О чем говорить, если никакой борьбы, никакой динамики Европа здесь не видит? Напротив, в то время как в Киеве сбросили памятник Ленину, Александр Лукашенко де-факто возрождает формат пленумов компартии, о чем заявил на днях открытым текстом.

Евромайдан в Минске сегодня и впрямь трудно себе представить. После жестокой зачистки Площади 19 декабря 2010 года общество сжалось, замерло.

Хотя доля сторонников европейского выбора в Беларуси, по данным социологов, примерно такая же, как на Украине (грубо: сорок процентов с хвостиком), белорусское руководство даже не маневрирует, как Виктор Янукович, а однозначно выбрало евразийскую интеграцию.

Правда, манна небесная не посыпалась. Россия пока не торопится даже снимать пошлины на нефтепродукты, высасывающие из белорусского бюджета до четырех миллиардов долларов в год.

Много и других закавык, подводных камней. Но альтернативы рискованной игре в интеграцию по московскому проекту у Лукашенко нет. Разгон Площади-2010 поссорил его с Европой всерьез и надолго.


Маленькая сенсация от Макея

Впрочем, дело не только в том, что Лукашенко из принципа не хочет выпускать нескольких политзаключенных, по крайней мере пока не напишут прошения.

Ну, допустим, переступил через себя, освободил Николая Статкевича и других. А что дальше?

Запад ведь не осыплет златом лишь за этот подвиг. Запад похлопает по плечу и скажет: молодец, давай теперь начинай реформы. Ага, сейчас! Наелся уже демократии белорусский официальный лидер той осенью 2010 года, когда на потеху западникам дал простор оппозиционерам для предвыборной агитации. Аж тошнило от той демократии, как сам потом признался.

Теперь же на носу выборы-2015, и на них, по прогнозам аналитиков, Лукашенко экспериментировать с внутренней оттепелью не станет. Даже сугубо экономические преобразования затевать сейчас не время: перед выборами электорат положено не тревожить, а кормить пряниками.

Впрочем, сколько пряников отжалеет Москва, большой вопрос. Потому снять напряжение в отношениях с Брюсселем, Вашингтоном было бы в принципе не худо. Но желательно при этом ничем особо не жертвовать.

Вот такой сейчас примерно внешнеполитический расклад у официального Минска. Поэтому на недавнем Вильнюсском саммите ВП белорусская делегация дверью не хлопала, а ее глава Владимир Макей даже сотворил маленькую сенсацию со знаком плюс, объявив о намерении властей начать с ЕС диалог об упрощении визового режима.


Минск мыслит прагматично

Но в целом в рамках ВП Беларусь выглядит аутсайдером. Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва), объясняет сдержанность белорусских властей по отношению к программе, в частности, тем, что они на сегодня не видят в ней большой практической ценности.

При этом внешнюю политику официального Минска Мельянцов считает лишенной идеологии, весьма прагматичной. Но ожидания от ВП остыли, когда два десятка предложений неполитического характера, поданных Беларусью сразу после старта ВП, легли в Брюсселе под сукно.

По мнению аналитика, есть у властей и поводы упрекнуть политиков ЕС в двойных стандартах (чего те, в принципе, особо и не скрывают). Так, белорусских депутатов не пустили в парламентское измерение ВП — Евронест (мол, избраны недемократично), хотя всем остальным дали зеленый свет. А что, в Азербайджане, например, больше демократии? — задаются вопросом в минских кабинетах.

Другое дело, что сравнение с Азербайджаном не греет оппозиционную часть белорусского общества. Выборов-то нормальных действительно нет. А Беларусь между тем — центр Европы.

Впрочем, хоть руководство страны и любит козырять этим географическим центром, но само уповает сугубо на восток.


Европа недооценила Кремль

На семинаре 11 декабря много говорили о российском факторе, в том числе в связи с событиями на Украине, правительство которой перед самым Вильнюсским саммитом «соскочило», сорвало подписание договора об ассоциации с ЕС, изрядно подпортив все мероприятие.

То, что Киев в последние месяцы оказался под жесточайшим прессингом Кремля, ни для кого не секрет. Получается, Москва в итоге больно щелкнула Евросоюз по носу?

Посол Литвы по ВП Вайдотас Верба так не считает. По его мнению, геополитическое соперничество с Россией было бы чем-то вроде игры в рулетку: «Я думаю, хорошо, что мы не были вовлечены в эту азартную игру». Дипломат полагает, что ЕС показал серьезность своих подходов: «Мы не покупали людей и страны».

Злые языки, однако, говорят, что у ЕС просто нет сильной единой внешней политики да и на деньги для партнеров он скуповат.

Во всяком случае, Россия, действуя отнюдь не в белых перчатках, явно добивается локальных успехов в так называемом ближнем зарубежье, включая пространство ВП. Армянское руководство тоже ведь «соскочило» перед Вильнюсским саммитом, выбрало перспективу вхождения в Таможенный союз вместо парафирования договора об ассоциации с ЕС.

Давид Шахназарян, директор Центра политических и правовых исследований (Армения), убежден: Евросоюз недооценил фактор России при реализации Восточного партнерства. «Через несколько месяцев в Армении может быть то же, что сейчас на Украине», — заявил эксперт.

Аналитики же из Кишинева предсказывают, что Москва усилит давление на Молдову, которая парафировала на Вильнюсском саммите соглашение об ассоциации с ЕС. В частности, Виорел Киврига, эксперт Института развития и социальных инициатив «Вииторул» (Кишинев) заявил, что не является оптимистом в вопросе, сможет ли его страна в будущем году подписать этот документ.

Да, рычаги у Москвы сильные: поставки газа (здесь Молдова целиком зависит от России), медиаобработка молдавского электората (а в 2014 году — парламентские выборы), наконец, фактор Приднестровья — рана, которую при желании легко расковырять.


Брюссель педалирует принципы, Москва берет угрозами и деньгами

Впрочем, как отметил другой молдавский эксперт — Денис Ченуша из «Эксперт-груп», у страны уйма и чисто внутренних проблем: плохое управление, коррупция, слабая вовлеченность граждан в государственные дела, зависимость судов и т.д.

В той или иной степени эти болячки характерны для всех стран ВП. Москва же берет тем, что, в отличие от Брюсселя, не требует реформ, а готова проплачивать лояльность.

Короче, на пространстве ВП Евросоюз рискует схлопотать новые щелчки по носу. Напрашивается вывод: надо оживлять, усиливать забуксовавшее ВП. Но как именно действовать, если принципы жесткие, а денег мало?

И особенно тяжелым выглядит случай Беларуси, руководство которой про договор об ассоциации с ЕС и не помышляет.

Или в Брюсселе втайне уже махнули рукой на «последнюю диктатуру Европы», предоставив событиям развиваться естественно?

Тоже вариант, конечно. Вроде как меньше головной боли. Но сохранится ли в таком случае сама Беларусь? И это проблема не только ее граждан. Уж чего-чего, а России на Буге поляки и прочие граждане объединенной Европы наверняка не жаждут.

Но об этой коллизии мы поговорим в следующих статьях цикла.



Семинар «Восточное партнерство после Вильнюсского саммита: вызовы и перспективы», прошедший в Вильнюсе 11 декабря, был организован Министерством иностранных дел Литвы, посольствами Польши и Швеции в Литве. В семинаре участвовали эксперты из стран ЕС и Восточного партнерства, европейские дипломаты.


 

Вильнюс — Минск.

Продолжение. ПОСЛЕ ВИЛЬНЮСА. 2. Россия входит в Беларусь со своим оружием 

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Вот уж нет, товарищ ефрейтор, слово запретил не модератор, как и славянское название евреев из трех букв, а Екатерина, не для того, чтобы евреев защитить, а для того, чтобы скрыть историческое название и объявить историю Руси своей. Zimmi, тебе не раз объясняли про историческое название ныне называщих себя русскими. Двойные стандарты или на звездочку надеешься?
  • Ты перепутал аудиторию. Иди свои антиукраинские пасквили за интересное мнение читателям СБ втирай
  • К тому же, без выкручивания добровольности в принудительном совком механизме.
  • И много литвинов-беларусов после 1939 года и до настоящего времени переехали в БССР? Но я могу сказать сколько из БССР уехало в Польшу на жительство. А это не ваше идеологическое "самоопределение", выданное от КГБ-идеологов, а выбор каждой личности в отдельности. К тому же, без участия добровольности в принудительном совком механизме.
  • Совкове представление об автономии - так это представление о железном занавесе. И вы его демонстрируете. Если вы боитесь отсутствия железного занавеса, в вашем названии "хоть какая-то автономия", тогда поясните, почему на карту поляка белправители наложили ограничения для некоторых категорий литвинов-беларусов? И почему белправители не придумают свою карту литвина-беларуса? Да и в Белостоке живут не столько "белорусы", а литвины (беларусы).
  • Идеологическое разделение республики с названием РСФСР на РСФР с составе которой стала Беларусь, а потом в составе СССР. И что? статутство вассального члена СССР-БССР вас чем-то греет или тешит? Как были в подневольных Московии, так и продолжаете быть. А поляпать за трибуной ООН рупором Московии - такое уж счастье?